Библиографическое описание:

Чехранова Т. В. Активизация познавательной активности обучающихся на уроках истории // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 25-27.



В современный период наблюдается снижение интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность навыков работы с информацией, неумение организовать самостоятельную деятельность, четко выражать свои мысли. В результате, у обучающихся со сниженным интересом, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, списыванию, ответу по подсказке, шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволят повысить эффективность усвоения исторических знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитать у него стремление к познанию и творчеству.

Проблема активизации познавательной активности — одна из важнейших при обучении истории. В связи с этим избрана тема самообразования «Нетрадиционный урок как способ повышения познавательной активности на уроках истории».

Цель: развитие познавательной активности обучающихся посредством использования на уроках и во внеурочное время современных образовательных технологий.

В ходе реализации данной темы решаются следующие задачи:

- исследовать методологические аспекты поставленной проблемы, изучить и обобщить передовой опыт учителей;

- внедрять в процесс обучения и воспитания различные приёмы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предмету.

- воспитывать культуру интеллектуального труда посредством внедрения в структуру урока элементов исследовательской деятельности, критического мышления;

В рамках стандартного расписания и продолжительности урока нет возможности использовать целостно конкретную технологию. Целесообразно комбинировать и применять элементы различных технологий. В своей педагогической деятельности активно использую технологию проблемного обучения, критического мышления, проектный метод обучения, информационно- коммуникативные технологии.

Применяю разные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, групповую, фронтальную. При составлении заданий использую межпредметные связи истории с географией, литературой.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Особенностью данного подхода является реализация идеи «Обучение через открытие». Такой приём заставляет искать истину и находить ее. Управление мыслительной деятельностью происходит посредством проблемных вопросов, которые указывают на существо учебной проблемы, на область поиска неизвестного знания. Этот метод применяю, в основном, при изучении нового материала. На общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе элемент противоречий или неожиданности. Со стороны обучающихся откликом становятся живые споры, всплеск эмоций, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

В канун 70-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне, учащихся заинтересовала проблема можно ли присвоить Караганде звание «Город-герой тыла». В ходе поиска фактического материала запущен процесс активного повторения целого раздела отечественной истории. Учащиеся 10 «Б» класса проявили желание работать над проектом по данной теме.

Семинар, как нестандартная форма организации учебной деятельности, может выступать важным средством для выработки у школьников активности, самостоятельности, умения работать с литературой, мыслить творчески.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. В своей практике использую игры, КВН, элементы дебатов. В рамках спецкурса «История Казахстана в цифрах и лицах» проводятся исторические турниры, конкурсы знатоков истории, командные соревнования. Дух борьбы и стремление к победе повышает мотивацию к обучению, активность обучающихся, включает в процесс урока ребят с низким качеством знаний.

Положительно влияют на повышение мотивации к обучению задания, содержащие исторические задачи. На уроках практикую игры, в ходе которых учащиеся должны определить имя исторической личности по ее характеристике или имя ученого по рассказу о его открытии. Данные формы работы повышают интерес учащихся к изучаемой теме, а результатом работы становится глубокое усвоение материала.

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра (кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей обучающегося, тренировки памяти). На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, использую приёмы, вызывающие у ученика осознание собственного роста: задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи — эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Активно применяю электронные учебники, ЦОРы, презентации. Использую готовые тестовые системы «Феникс», «5+», самостоятельно создаю тесты для проверки усвоения учебного материала. Репетиторы — контролеры — выявляют уровень знаний учащихся с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам и ЕНТ. Компьютерные учебники содержат иллюстративный материал, анимацию, дополнительный материал к факультативам, биографические справки, словарь. ИКТ делают процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным. Ребёнок становится активным, заинтересованным, равноправным участником урока, отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повысить мотивацию к обучению.

Вместо написания рефератов практикую создание презентаций. При проведении предметной недели традиционным стал конкурс презентаций, тематика которых связана с актуальными вопросами отечественной истории.

Одной из форм организации деятельности обучающихся является проектная деятельность, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Ученик приобщается к культуре интеллектуального труда, учится самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В текущем учебном году, в рамках кружковой деятельности разработана программа и календарное планирование вводного курса «Я — исследователь», предназначенного для учащихся 8 класса. В процессе кружковой работы составлены памятки для юных исследователей.

Использование в совокупности элементов исследования и информационно-коммуникационных технологий дает существенные результаты. Ученица 9 «Б» класса Деревянко Ирина стала участницей районной Научно-практической конференции, посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан с проектом «Байтерек — символ консолидации казахстанцев», где заняла 1 место. Группа учащихся 10–11 классов достойно выступили на городском конкурсе по гражданскому образованию школьников «Я — гражданин» с проектом «Проблема культуры речи в современной молодёжной среде».

В целом, такой подход к организации процесса обучения даёт положительные результаты. Процент успеваемости по предмету стабилен и составляет 100 %. Наблюдается рост качества знаний.

Обучающиеся свободно ориентируются в ключевых вопросах развития нашего государства. Учащиеся 11-х классов стали победителями интеллектуальной игры на КарTV, посвящённой Дню Независимости Республики Казахстан.

В перспективе планирую продолжить работу в направлении повышения познавательной активности, развивать культуру интеллектуального труда, навыки самообразования; отрабатывать систему подготовки к ЕНТ; активизирую поиск путей, стимулирующих самостоятельность учеников в рамках оптимизации процесса обучения.

Литература:

  1. testent.ru/index/0–561
  2. ymnik.kz/tests/history/
  3. kaz-ekzams.ru/istoriya-kazaxstana/
  4. spishi.kz/1960-podgotovka-k-ent-2015.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle