Библиографическое описание:

Работягова Е. Ф., Голимчук Е. А. Маленькие приёмы большого успеха при формировании грамотного письма // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 19-21.



Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков – одна из важных задач обучения их русскому языку в школе.

Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать над формированием грамотного письма?” C чего же следует начать?

Прежде всего, нужно научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные.

Второй этап в этой работе– это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю.

Работу по орфографии необходимо вводить с букварного периода. Ведь период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости.

Начиная вводить первоклассников в проблемы орфографии, мы стремимся как можно раньше познакомить детей с правилами и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Стоит задуматься, а не пропускаем ли мы целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограмм в слове. «Орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове», считает П.С. Жедек. Он же выделяет два этапа для решения орфографической задачи: «В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом)» [1]. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове), то есть замечать те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове). Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Немаловажным фактором формирования орфографической зоркости является рукодвигательный фактор. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает», а затем пишет его уже автоматически. Большую роль в формировании орфографического навыка играет проговаривание. Именно орфографическое проговаривание - так как надо писать.

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) Увидеть орфограмму в слове;

2) Определить её вид: проверяемая или нет. если да. то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) Выполнить последовательные действия по алгоритму (по памятке);

6) Написать слово в соответствии с решением задачи [2].

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

  1. Списывание.

Время для списывания нужно отводить на каждом уроке. Списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание нужно уделять выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

-выпиши предложения, выражающие основную мысль текста: восклицательное, побудительное, повествовательное, вопросительное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

-выпиши слова - синонимы, слова - антонимы, родственные слова и т.д.

-выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм;

-выпиши слова с пропущенными буквами, определите, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слова;

-выпиши слова определённой части речи;

- выпиши словосочетания;

2. Комментированное письмо.

3. Письмо с проговариванием.

Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. Сначала образец проговаривания даёт учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. Это объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе.

4. Дырчатое письмо.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.


Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок- перчатки

Натянул себе на пятки. ( 14 слов)

Вме-т- ша-к- н- х-ду

Он н-дел – к-в-р-ду.

Вме-т- вал- н- - - п- рча- к-

Н-т-нул с-бе н- пя- к-. ( 25 пропусков)


5. Какографические упражнения. («Для красного карандаша».)

Текст диктанта записан на доске с ошибками.

Учащиеся получают задания:

1) отыскать ошибки и доказать правомерность их исправления;

2) подготовиться к записи «чистого» текста под диктовку.

Ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут его под диктовку.

Ель – очень ценое дериво. Из дривесины ели делают бумагу. Ель пает в скрипке, в рояле. Много различьной мебили делают из ели. Вгустом ельнике птицы укрываются от стужы и мители.

6. Диктант.

-Предупредительный диктант.

-Объяснительный диктант.

-Выборочный диктант.

-Свободный диктант.

-Самодиктант.

-Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

-Зрительные и слуховые диктанты.

Цель – предупреждение ошибок.

К каждой теме подбираются тексты для зрительных и слуховых диктантов. На уроке следует использовать по одному комплекту того и другого. Например, на первый урок по теме «Повторение изученного в первом классе» учитель отбирает наборы слов и предложений под номером 1 как из зрительных, так и из слуховых диктантов; на второй урок — наборы под номером 2 и т. д. [4].

Тема.Повторение пройденного в первом классе.

1.Сентябрь, октябрь.

Предложение. (зрительный)

1.У сосны была нора лисицы. Маленькая Светлана нашла красивый гриб.

( слуховой)

7 .Словарная работа.

Работа проводится по методике П.С. Тоцкого с определённой группой слов, объединённых по какому-либо признаку. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается [3].

8. Занимательный материал на уроках по развитию орфографической зоркости.

- Иrpa «Буквы спорят и побеждают». На карточках написаны слова на определённую орфограмму, нужно выбрать букву и доказать её написание. «гр(о,а)за» - объяснение « в слове «гроза» спорит две буквы А и О, я выбираю О, проверочное слово «грОзы»;

- «Найди лишнее слово и докажи!»: водяной, водичка, водитель, водопад;

- «Весёлые рифмовки»: «Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки? Он в тетрадке написал: «Корондаш, портфел. пинал, ручька и титратка у меня в порятке» Быстро Васе помогайте, все ошибки исправляйте!

- Выберибукву, объясни и запиши предложение: Серёжа (М.м)орозов не боится (М.м)орозов. Толя (О.о)гурпов собрал больше всех (О.о)гурцов.

- Работа с пословицами, поговорками и фразеологизмами.

Прочитать пословицу, объяснить её смысл, орфограммы, прочитать орфографически, записать: Кошке игрушки, а мышке слёзки. Больше верить своим очам – нежели чужим речам. На чужой сторонушке, рад своей воронушке.

Бить баклуши. Зарубить на носу. Бежать сломя голову.

- Использование загадок, метаграммы.

«С «у» я птицею бываю, в поле в сумерки летаю. С «и» в пруду меня найдешь, на сазана я похож»

Задачи - шутки. На пути я вижу сорок резво скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог средь неведомых дорог [5].

Систематически проводя указанные выше виды работы, у обучающихся формируется орфографическая зоркость.

Литература:

  1. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию// Начальная школа. – 1989. №8.
  2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
  3. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991.
  4. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2001.
  5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle