Библиографическое описание:

Акимова Е. Б., Кошкина Т. В. Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 1-2.



В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как ухудшение здоровья детей, недостаточная двигательная активность, увеличение числа учащихся, имеющих вредные привычки, отсутствие приоритета здорового образа жизни. Актуальность опыта заключается в том, что только на трех уроках в неделю физической культуры нельзя решить проблему физического воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего оргазма. И только организация полноценной внеклассной работы по физической культуре поможет решить эту проблему.

Внеклассная спортивная работа с детьми должна учитывать их возрастные особенности. Внеклассная и внешкольная работа — это резерв, который на базе навыков и умений, полученных на уроке, дает возможность приобщить каждого школьника к регулярным занятиям физической культуры и спортом.

Существует масса способов заинтересовать детей разного возраста в занятиях физической культурой, как для развития физических качеств, так и для повышения эмоционального фона и умственного развития. Примером могут служить спортивно-массовые мероприятия.

Спортивные праздники обладают мощным пропагандистским, воспитательным и образовательным потенциалом, поскольку они осуществляют общекультурные и специфические функции физического воспитания и способствуют проявлению творческих способностей учащихся. Поэтому спортивные праздники рассматриваются в педагогической литературе как «специфическая форма деятельности и самодеятельности людей по удовлетворению потребностей в занятиях физическими упражнениями и активном отдыхе на фоне положительных эмоций».

Соблюдение принципов культурологического подхода к процессу организации спортивного праздника является необходимым условием, которое способствует переходу спортивного праздника из простого развлекательного массового зрелища, в одно из средств физического воспитания.

За годы своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что физическое воспитание осуществляется в условиях постоянного взаимодействия с партнёрами и соперниками, поэтому нельзя не учитывать социально-психологические закономерности формирования личности подростка. За счет нижеперечисленных приёмов я создаю здоровую психологическую атмосферу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности: 1) Внимание к деятельности спортсменов высокого класса и спортивным событиям; 2) Формирование морально-нравственных качеств личности; 3) Развитие соревновательных способностей через организацию и проведение эстафет и соревнований; 4) Воспитание командного духа;5) Создание условий для творческой самореализации и проявления значимых для подростков физических качеств.

Наблюдения за результатами работы с подростками, за динамикой их физического и умственного развития, беседы с родителями и учащимися, анкетирования учащихся привели меня к мысли о создании программы спортивных праздников. Спортивный праздник, как форма внеурочной деятельности по физической культуре, обладает огромным потенциалом для развития и совершенствования физических и духовных качеств. Спортивные праздники — это яркие, эмоциональные мероприятия. При включении эстафет в сценарий спортивного праздника увеличивается эмоциональный фон мероприятия, так как зрители принимают активное соучастие в качестве болельщиков команд, их привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

В спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, школьники учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей воспринимать задачи коллектива как свои собственные. Под руководством преподавателя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды.

Среди задач спортивных праздников в педагогической литературе выделяются следующие: пропаганда физической культуры и спорта; выявление желающих заниматься различными видами спорта; создание возможности для определения своего уровня физического развития; выявление сильнейших спортсменов; патриотическое воспитание.

В основе организации и проведения спортивного праздника лежат следующие принципы: воспитательная направленность; массовое привлечение учащихся к участию в празднике; свободный выбор учащимися вида занятий; соответствие содержания мероприятия его задачам; доступность участия в мероприятии с учётом режима школы; посильность и соответствие соревновательных упражнений уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся; безопасность участников соревнований, судей и зрителей; стимулирование активности и творческой инициативы учащихся; наглядность и воспитывающий характер мероприятия, заключающийся в чёткости и красочности его проведения, ритуала открытия и закрытия, в объективности определения результатов участников, в своевременном подведении итогов и награждении участников.

В программу спортивных праздников нашей школы входят: дни здоровья и спорта, соревнования школьников «Веселые старты», массовые соревнования «Наши надежды», физкультурные тематические праздники и др.

1. Дни здоровья испорта должны в первую очередь иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима всех учеников школы.

2. Соревнования «Веселые старты» способствуют широкому привлечению школьников к занятиям подвижными играми, различными физическими упражнениями (бег, прыжки, метания), содействуют активному отдыху учеников. Они проводятся в течение всего учебного года и организуются между командами одного класса, командами классов.

3. Спортивные соревнования «Наши надежды». Спортивные соревнования организуются под девизом: «Чемпион школы», «Лучший спортсмен», «Команда — чемпион» (в возрастной группе). Они проводятся с целью привлечения мальчиков и девочек, юношей и девушек к систематическим и результативным занятиям спортом.

4. Общешкольные спортивные соревнования. Проводятся по упражнениям общей физической подготовки, видам спорта. Соревнования на первенство школы, соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность занятий учеников физической культурой и спортом, стимулируют их дальнейшее физическое совершенствование.

5. Президентские состязания. Проводятся в школе в целях массового привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового образа жизни и повышения социальной активности подрастающего поколения.

6. Спортивно-физкультурные праздники. Проводятся в разное время года с учениками объединенных классов. В программу праздника включают массовые гимнастические, ритмические выступления классов. Используют вольные упражнения (несложные по содержанию, но выразительные) с мячами, обручами и другими предметами.

При создании программы спортивных праздников для школьников я руководствуюсь принципами возрастной физиологии и анатомии, закономерностями и данными возрастной психологии. Благодаря этому, спортивные праздники пользуются популярностью среди учащихся среднего и старшего звена, проходят на высоком эмоциональном фоне, и после их проведения наблюдается повышение интереса к занятиям физической культурой. При проведении спортивных мероприятий главными задачами являются — укрепление здоровья, правильное физическое развитие школьников.

Литература:

  1. Festival.1september.ru/articles/212493/– ПисаренкоВладимирЛеонидович. Сегодня — здоровые дети, завтра — здоровое общество.
  2. www.dissercat.com/content/formirovanie-pozitivnogo-otnosheniya-uchashchikhsya-k-zanyatiyam-fizicheskoi-kulturoi– Формирование позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой. — Зизикова С. И., к.п.н.
  3. festival.1september.ru/articles/574646/ – Егорова Елена Юрьевна. Методика и проведение массовых спортивных мероприятий в школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle