Библиографическое описание:

Петрова Г. А. Родительское собрание, или Метод погружения // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 182-184.



Родители отдают ребенка в детский сад и облегченно вздыхают. «Теперь времени свободного побольше будет. В детском саду покормят, погуляют с ребенком, книжку почитают, а заниматься? Вот пойдет ребенок в школу — там всему и научится». Конечно, так считают не все родители, но многие. Как же нам, педагогам, в увлекательной форме приобщить родителей к этой прекрасной науке — педагогике? Как интересно объяснить необходимость ежеминутного общения с ребенком? Как доступно показать, что все, что заложено в ребенка в дошкольном детстве — это тот багаж, который будет помогать и сопровождать их ребенка всю жизнь? Как убедить родителей в бесценности дошкольного детства для развития ребенка?

Существует много форм работы с родителями: анкетирование и беседа, мастер-классы и круглые столы. В помещениях дошкольных учреждений обязательно используется наглядная информация. И, конечно, основная работа, когда есть возможность собрать всех родителей вместе — родительское собрание. Педагоги общаются с родителями индивидуально и коллективно, ситуативно и постоянно, однако, основной вид общения — разговор. А если от слов перейти к действию? В таком случае родители станут непосредственными участниками педагогического процесса. Родители и педагоги должны быть единомышленниками, и не должны дистанцироваться от процесса воспитания, развития, обучения детей.

Для начала необходимо понять, чего мы хотим от общения с родителями. Например, повысить уровень педагогических знаний, помочь родителям в развитии ребенка, развить какой-либо вид детской деятельности и т. п., в зависимости от этого выбираем темы и задачи, которые будем решать совместно.

Итак, возьмем за основу родительское собрание, но изменим стандартный формат такой формы работы с родителями; из пассивных слушателей превратим родителей в активных участников.

Основная сложность данной формы работы заключается в выборе темы и постановке задач. Мы должны четко представлять, чему хотим научить родителей, как это сделать и что нам это даст.

Рассмотрим родительское собрание на тему «Сюжетная игра детей дошкольного возраста». Ставим необходимые для нас задачи, например:

– развить сюжетную игру детей дошкольного возраста, внесением в игровую деятельность новых сюжетных линий;

– заинтересовать родителей изготовлением игровых атрибутов для сюжетной игры;

Предварительно из игровых уголков можно убрать ключевые элементы, либо полностью, либо частично, например постельное белье, посуду, строительный материал и т. п., подготовить материалы для изготовления игровых атрибутов (природный материал, ткань, шерстяные нитки, коробочки и пр.).

Итак, собираем родителей и… Нет, мы не будем читать лекцию, не будем ничего показывать и рассказывать, мы вернем родителей в прекрасное далекое время, предоставив им возможность стать на время детьми или просто окунуться в детство.

Предлагаем родителям по своему желанию выбрать игровой уголок и просто поиграть. А сами внимательно наблюдаем, как у них это получается. Наблюдаем 5–10 минут, делая для себя пометки: кто какой уголок выбрал, какие роли распределили, кто организатор и есть ли он, какие сюжеты (есть ли они вообще?!) выбраны, насколько взаимодействуют между собой различные уголки (мальчики и девочки, доктор и строительный уголки, магазин и парикмахерская и т. д., согласно вашим уголкам в группе).

Теперь самое время поинтересоваться разыгранными ситуациями. Подходя к каждой группе играющих, зададим вопросы:

— во что вы играете?

— кто придумал этот сюжет?

— все ли необходимые игрушки у вас есть для игры? Если нет, можно ли их заменить чем-то?

Помогаем родителям изготовить необходимые игровые атрибуты.

Пробуем объединить игровые зоны с играющими родителями, например: доктор и магазин, строительный уголок и уголок художественного творчества, парикмахерская и спортивный уголок, природный уголок и уголок ряжения. Желательно, чтобы объединение заставляло родителей думать и находить нестандартное решение (по возможности, конечно).

Теперь мы не просто наблюдатели, но и активные помощники родителям в решении поставленных нами задач. Задаем вопросы и помогаем реализовать наше задание.

Объединяя игровые уголки, мы должны иметь несколько вариантов игровых ситуаций, которые можно разыграть, например спортивный и строительный уголки — поездка к спортсменам или строительство стадиона; уголок ряжения и парикмахерская — модный показ, и т. д.

Теперь просим родителей разыграть совместный игровой сюжет, используя то положение, которое существует на нашей игровой площадке, т. е. найти взаимодействие со всеми игровыми уголками, в которых уже разыгрывают игровой сюжет родители. Наблюдаем, помогаем. Но и здесь, мы заранее планируем, какую тему общей игры можно выбрать, чтобы объединить всех желающих, например путешествие.

По окончании нашей игры проводим мини-опрос родителей:

— что вызвало наибольшую трудность?

— что понравилось?

— поможет ли вам данная форма работы в организации игровой деятельности ваших детей?

Попросим родителей выполнить небольшое домашнее задние — сделать игровые атрибуты для какой-либо сюжетной игры совместно со своим ребенком. Например, родители в свободное время изготавливают атрибуты для игры в «Ателье»: выкройки, одежду для кукол (например, сам вяжет, шьет), журнал мод и пр. Дети обязательно заинтересуются тем, чем занят папа или мама, и с большим интересом будут наблюдать за тем, что получится, а если в эти предметы потом можно еще и поиграть!...

Что же дает педагогам такая организация родительского собрания? В первую очередь, мы приближаем родителей друг к другу, от слов мы перешли к действию и теперь родители участники педагогического процесса. Помогая родителям организовать сюжетную игру, мы развиваем игровую деятельность не только в условиях детского сада, но и в семье. Изготавливая совместно с ребенком игровые атрибуты, родители увеличивают взаимодействие с ребенком.

Темы таких родительских собраний могут быть связаны с самыми разнообразными видами детской деятельности, главное, это должно быть поучительно и интересно.

Литература:

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 1997.
  2. Островская Л. Ф. Педагогические знания — родителям. Пособие для воспитателя дошкольного учреждения. — М.: Просвещение, 1983
  3. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle