Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 934 раза

Библиографическое описание:

Руденская, А. В. Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности младшего школьника / А. В. Руденская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27982/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной работе представляется исследование динамики развития интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Идет сравнение 2 класса, работающего по ФГОС и 4 класса, который работал по старой системе начального образования.

Интеллектуальные операции (операционные механизмы) познавательных способности, в том числе и мышления, с поступлением ребенка в школу, только начинают развиваться. В самом начале учебного процесса уровень их развития достаточно низкий, но при вхождении в учебную деятельность на разных дисциплинах ребенок учиться ставить цели и решать поставленные задачи. В этот момент начинается развитие познавательных способностей через операционные механизмы мышления. В концепции В. Д. Шадрикова можно увидетьвзаимосвязь всех познавательных способностей, благодаря интеллектуальным операциям, проявляющимся во всех сферах познавательной активности младших школьников. Он показал закономерности развития интеллектуальных операций ребенка в ведущем виде деятельности (учебной). В каждом возрастном периоде меняется характер развития интеллектуальных операций, появляются новые интеллектуальные операции, повышается качественный уровень уже имеющихся.

У новорожденного ребенка: предметом деятельности является собственное тело, взаимодействие с матерью. Развитии идет в распознавании сенсорных сигналов, а характеристикой интеллектуальных операций является сосание, хватательные движения.

От 2 до 15 месяцев предметом деятельности является собственное тело, предметное взаимодействие, социальное взаимодействие. В эмоциональном общении с родителями идет овладение собственным телом, формирование привязанности, формирование представлений о постоянстве объекта, развитие сенсомоторного интеллекта, а характеристикой интеллектуальных операций является координация движений большого пальца и одного, двух других (до года), сложные сенсомоторные координации — управление собственным телом. В манипулировании с предметами и установлении ассоциаций появляются первые мыслительные схемы: ассимиляция и аккомодация.

От 3 месяцев до 30 месяцев: предметом деятельности является вокальные упражнения с голосовым аппаратом, в развитии идет формирование специфических сенсорных эталонов речи, овладение языком, а характеристикой интеллектуальных операций является анализ и синтез речевых сигналов.

От 15 до 30 месяцев: предметом деятельности является предметное взаимодействие, совместная деятельность со взрослыми. В социальном взаимодействии идет сенсорное различение, установление значений, развитие сенсомоторного интеллекта, появление мысленных представлений об объектах, которые отсутствуют, появляются предпосылки абстрактно-символического мышления. Память обогащается знаниями об окружающем мире, появляются осознание «Я» и «не Я», отсроченное подражание, имитация поведения близких людей, а характеристикой интеллектуальных операций является сравнение (сенсорных сигналов) целеполагание в поведении (поиск игрушек).

До 3-х лет происходит дальнейшее овладение собственным телом, развитие основных психических процессов, установление значений и смыслов, накопление знаний об окружающем мире (предметном и социальном).У ребенка появляется первичное понимание различий между реальным и воображаемым, стремление к познанию окружающего мира, а характеристикой интеллектуальных операций является выдвижение гипотез (неосознаваемых), определяющих поведение, операции понимания, появление навыков счета (выстраивание последовательностей), появление ключевых идей счета. Предметом игровой деятельности является предметное и социальное взаимодействие. В игре идет овладение операцией сравнения (на примере предметных рядов), применяются навыки различных интеллектуальных операций к конкретным явлениям.

С 7 до 11 лет: предметом деятельности является предметное и социальное взаимодействие, ведущим видом деятельности становится учебная деятельность, в которой продолжают развиваться навыков различных мыслительных операций по отношению к конкретным явлениям, появление предпосылок абстрактного мышления. Начинает формироваться нравственная ответственность (избегание наказания и стремление к получению награды), а характеристикой интеллектуальных операций является нарастание количества конкретные интеллектуальных операций.

В нашей исследовательской работе мы диагностировали интеллектуальные операции у детей 2-го и 4-го класса. Основной целью нашего эксперимента было обнаружить и охарактеризовать динамику развития интеллектуальных операций «обобщение» и «классификация» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Стоит отметить, дети 2-го класса начали свое обучение по ФГОС НОО, а у учеников 4-го класса велось обучение по предыдущей системе образования.

Для исследования интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» на первом этапе были использованы методы диагностики эффективности учебной деятельности «трудного класса». Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций у детей младшего школьного возраста.

В методику входили задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом.

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

83.2

28

95.2

37

2

82.3

25

72.6

14

3

102.9

40

77.9

20

4

64.3

8

80.8

23

5

88.1

35

76.8

18

6

82.9

27

71.4

12

7

69.3

11

72.3

13

8

81

24

74.9

15.5

9

62

7

83.8

29

10

9.8

1

75

17

11

40.6

2

77.3

19

12

42.3

3

88

34

13

65.3

9

65.9

10

14

80.1

22

50

5

15

86

31

87.1

33

16

82.8

26

97.4

38.5

17

48.3

4

92.5

36

18

86.4

32

97.4

38.5

19

79.2

21

61.4

6

20

85.9

30

74.9

15.5

Суммы:

386

434

Результат: UЭмп = 176

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

114

138

Полученное эмпирическое значение Uэмп(176) находится в зоне незначимости

По итогам наших субтестов суммарный показатель по четвертому классу превышает (незначительно) суммарный показатель второго класса, значимы ли найденные нами различия мы посчитали с помощью количественной оценки по критерию Манна-Уитни и получили следующие результаты — количественный анализ полученных данных показывает отсутствие значимых результатов субтестов, направленных на изучение развития операций «обобщение» и «классификация» во 2ом и 4ом классе. Этого можно было ожидать.

Как показывает практика при модернизации системы образования были внесены изменения как в программу, так и непосредственно на подачу материала учителем. Задания сейчас рассчитаны не только на подготовленных детей, но и на менее усидчивых и подготовленных школьников. Таким образом, на современном этапе в учебной деятельности делается акцент на развитие интеллектуальных операций в комплексе. Без внимания не остается ни один компонент операционной системы способностей. И за счет этого развитие идет быстрее, а обучение становится качественнее.

Литература:

  1. Акимова М. К., Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Уч. пособие. 3-е изд. — СПб: Питер, 2007.
  2. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.
  4. Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». М., 1967.
  5. Общая психология / под редакцией Петровского А. В. — М.: Просвещение, 1986.
  6. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960. № 3.
  7. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.: Логос, 1996.
  8. Шадриков В. Д. «Интеллектуальные операции.- М.: Университетская книга, Логос, 2006. Изд-во Института Психотерапии, 2006.
  9. Шадриков В.Д «Ментальное развитие человека», М.: Аспект Пресс, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): операция, собственное тело, предмет деятельности, социальное взаимодействие, учебная деятельность, окружающий мир, развитие, динамик развития, предметное взаимодействие, фронтальное обучение.


Похожие статьи

Формирование универсальных предпосылок учебной...

 организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;  развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или

Познавательные универсальные учебные действия — этовладение предметными знаниями...

Формирование интереса к учебной деятельности

При высоком уровне развития учебного интереса он устойчиво проявляется как ведущий мотив учения и, закрепляясь в

Формирование адекватной самооценки учебной деятельности младшего школьника при использовании деятельностного метода обучения.

Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме “Вода”.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

Коммуникативные универсальные учебные действия — это действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции

Мы провели эксперимент по формированию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Учебно-познавательная мотивация к предмету

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т. д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого...

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

Проблема развития сотрудничества дошкольников тесно связана с исследованиями сотрудничества школьников. В теории развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина сотрудничество детей в учебной деятельности изучалось такими...

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

‒ возникновению желания познавать окружающий мир; ‒ развитию их социального поведения

Очень важно, чтобы окружающий мир детей был обогащён развивающей предметной средой.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность. Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности. Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей. Усвоение предметных знаний и...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, окружающему миру

- общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия

Похожие статьи

Формирование универсальных предпосылок учебной...

 организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;  развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или

Познавательные универсальные учебные действия — этовладение предметными знаниями...

Формирование интереса к учебной деятельности

При высоком уровне развития учебного интереса он устойчиво проявляется как ведущий мотив учения и, закрепляясь в

Формирование адекватной самооценки учебной деятельности младшего школьника при использовании деятельностного метода обучения.

Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме “Вода”.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

Коммуникативные универсальные учебные действия — это действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции

Мы провели эксперимент по формированию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Учебно-познавательная мотивация к предмету

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т. д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого...

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

Проблема развития сотрудничества дошкольников тесно связана с исследованиями сотрудничества школьников. В теории развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина сотрудничество детей в учебной деятельности изучалось такими...

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

‒ возникновению желания познавать окружающий мир; ‒ развитию их социального поведения

Очень важно, чтобы окружающий мир детей был обогащён развивающей предметной средой.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность. Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности. Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей. Усвоение предметных знаний и...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, окружающему миру

- общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия

Задать вопрос