Библиографическое описание:

Карачарова Т. А. Организация самостоятельной работы студентов Южно-Уральского государственного университета с использованием средств виртуальной образовательной среды // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 93-95.



Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.

Ключевые слова: смешанное обучение, виртуальная образовательная среда, самостоятельная работа студентов, ресурсы СДО Moodle, элементы СДО Moodle.

Обучение студентов с применением дистанционных образовательных технологий в Южно-Уральском государственном университете осуществляется с 2005 года.

С 2013 года виртуальная образовательная среда (ВОС) вуза «Электронный ЮУрГУ 2.0» базируется на платформе Moodle. В настоящее время учебный портал используется для смешанного обучения студентов очной и заочной формы обучения. Количество факультетов, использующих в образовательной деятельности ВОС, постоянно увеличивается. Данная ситуация обусловлена участием ЮУрГУ в проекте по повышению международной конкурентоспособности российских вузов «5–100». В дорожной карте проекта указаны мероприятия по обеспечение дальнейшего развития электронного обучения и дистанционных технологий, одним из мероприятий является распространение системы LMS на все курсы университета [1].

Количество новых пользователей в виртуальной образовательной среде постоянно увеличивается. Для эффективной работы студентов и преподавателей на учебном портале в Институте открытого и дистанционного образования ЮУрГУ разработаны дистанционные курсы для новых пользователей.

Согласно п. 53 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных занятий [2].

Виртуальная образовательная среда дает большое количество инструментов для организации самостоятельной работы студентов.

Чаще всего для размещения информации на учебном портале используются ресурсы «Файл» и «Гиперссылка».

Ресурс «Файл» позволяет размещать не только документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видеофайлы, но и флеш-объекты. В 2015 году Институтом открытого и дистанционного образования ЮУрГУ был закуплен комплекс лабораторных работ по физике в формате flv. Лабораторные работы были размещены в курсе физики для технических специальностей. Таким образом, студент, нажав на название лабораторной работы, открывает в новом окне виртуальную лабораторную установку. Далее проводит эксперимент, результаты оформляет в соответствии с требованиями преподавателя и через отдельный элемент «Задание» оправляет на проверку. В настоящее время ведется разработка курса по химии с применением виртуальных лабораторных установок в формате флеш-объектов.

Ресурс «Гиперссылка» позволяет добавлять в курс ссылки на веб-ресурсы. Для самостоятельной работы студентов в новостной форум размещается ссылка на электронно-библиотечную систему «Лань» http://e.lanbook.com/, которая предоставляет доступ к научной, учебной литературе и научной периодике по договору с вузом. Таким образом, студент получает доступ к учебным материалам в электронном виде, не нарушая авторских прав.

Из множества элементов СДО Moodle на практике чаще всего используются следующие:

1) задание;

2) форум;

3) тестирование;

4) интерактивная лекция;

5) глоссарий.

Рассмотрим каждый элемент более подробно.

  1. Задание. Элемент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы. Это могут быть эссе, рефераты, контрольные, творческие, курсовые работы и т. д.

Существует два типа настроек задания:

1) c ответом в виде файла. Студенты могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио– или видео файлы;

2) c ответом в виде текста. Альтернативно или дополнительно преподаватель может потребовать от студента вводить свой ответ непосредственно в текстовом редакторе.

Текст задания преподаватель может разместить как в описании элемента, так и отдельным файлом, который отображается внутри элемента после раздела «Описание элемента». Ответ на задание видит только преподаватель и студент, отправивший работу. При оценивании задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев и загружать файл с исправленным ответом студента или аудио-отзыв. Необходимо учитывать, что названия заданий будут отображаться в журнале оценок, поэтому название должно быть сформулировано кратко. Например, «Эссе», «Контрольная работа», «Реферат».

  1. Форум. Элемент «Форум» позволяет участникам общаться в асинхронном режиме, то есть в течение длительного времени. Форум используется для организации дискуссии, которые группируются по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы.

Существуют следующие типы форумов:

1) стандартный форум, на котором каждый может начать новое обсуждение в любое время;

2) форум «Вопрос-ответ», где каждый студент может начать одно обсуждение;

3) форум, где студенты должны сначала ответить на сообщение, прежде чем они смогут увидеть ответы других студентов;

4) новостной форум с принудительной подпиской.

Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к сообщениям на форуме. Сообщения форума могут оцениваться преподавателями или студентами. Баллы могут быть объединены, чтобы сформировать окончательную оценку, которая записывается в журнал оценок.

Отличительной особенностью форума от элемента «Задание» является то, что ответ на задание видят все участники форума. Одной из задач преподавателя при проведении форума является его модерирование.

Элемент «Форум» используется для групповой работы студентов, совместного обсуждения проблемы, мозгового штурма.

  1. Тестирование. Элемент «Тест» позволяет создавать наборы тестовых заданий. Тестирование обеспечивает объективную оценку учебных достижений студентов, позволяет сопоставить уровень их подготовки с данными по учебному заведению (региону, стране) и с требованиями образовательных стандартов [3].

Тестовые задания могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку).

Тестирование может быть использовано для самопроверки, в качестве контрольных заданий (по определенным темам) или итогового мероприятия по курсу.

  1. Интерактивная лекция.

Интерактивная лекция в СДО Moodle предоставляет собой серию HTML- страниц, соединенных заданными переходами. Имеется два основных типа страниц лекции: страницы контента (содержимого) и страницы вопросов (тестовых заданий). Основное различие между лекцией и другими модулями СДО Moodle связано с её адаптивностью. С этим инструментом каждый выбор студента может сопровождаться соответствующими комментариями преподавателя и отсылкой студента на различные страницы в этой лекции. С таким планированием лекция может представлять теоретический материал и контрольные задания для проверки его усвоения для каждого студента в автоматическом режиме, без дополнительных действий со стороны преподавателя. Тестовые задания в лекции могут составляться не только по текстовому материалу страниц лекции, но и по видео- и аудиоматериалам, прикрепленным в лекцию.

Элемент «Лекция» может быть использован для самостоятельного изучения новой темы.

  1. Глоссарий. Глоссарий позволяет создавать и редактировать список определений как в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы. Элемент «Глоссарий» облегчает преподавателю задачу создания подробного словаря терминов. В виде глоссария можно организовать также персоналии. Глоссарий может быть открыт для создания новых записей (статей), не только для преподавателя, но и для обучающихся. Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к записям глоссария. Может проводиться поиск и просмотр записей по алфавиту, категории, дате или автору.

Еще одним инструментом для поиска необходимых данных служат HTML-блоки. При самостоятельной работе студентов важно дать ссылки на достоверные источники информации. На многих информационных сайтах есть раздел с HTML-кодами для размещения поисковой формы на своих сайтах. Таким образом, при настройке HTML-блока на внешние ресурсы можно получить встроенный поисковик. Блок можно настроить таким образом, что при введении слова или фразы в окошке блока, расположенном на учебном портале, поиск будет осуществляться во внешнем источнике. Результаты поиска открываются на странице информационного сайта. Например, на сайте Национальной энциклопедической службы (Национальная педагогическая энциклопедия http://didacts.ru/) для каждого словаря есть раздел «Словарь на свой сайт» с HTML-кодами.

Таким образом, при организации самостоятельной работы студентов ЮУрГУ используются различные средства виртуальной образовательной среды. Наиболее распространены следующие элементы и ресурсы СДО Moodle: файл, гиперссылка, задание, форум, тестирование, интерактивная лекция, глоссарий. Применение тех или иных средств ВОС при разработке курсов во много зависит от уровня подготовки преподавателя, который необходимо постоянно повышать для реализации мероприятий по развитию электронного обучения и дистанционных технологий в вузе.

Литература:

  1. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» на 2016–2020 годы (1 этап — 2016–2018 годы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.susu.ru/sites/default/files/book/susu_rm_russianfinal24012016.pdf (дата обращения: 09.02.2016)
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Текст] // Рос. газ. — 2014. — 12 марта.
  3. Шаповалова О. Г. Организационные и нормативно-методические требования к государственному экзамену на основе компьютерного тестирования // Педагогические и информационные технологии в образовании. — 2014. — № 13 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journals.susu.ru/pit-edu/article/view/325/247(дата обращения: 09.02.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle