Библиографическое описание:

Веретенникова Л. К., Выгонская Г. М., Остапенко М. Ю. Компетентностный и деятельный подход в подготовке специалистов в образовательной сфере для начальной школы // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 50-53.



В 21-м веке вся наша жизнь представляет собой динамично развивающийся процесс, связанный с постоянными изменениями и переменами. Научно технический процесс стирает границы и представления об окружающем нас мире. Непрерывно расширяется количество информации и скорость её распространения.

В Российской Федерации 54 % людей в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование, то есть мы находимся на 1-ом месте в мире, 2-е место занимает Канада — 51 %, на 3-ем место находится Израиль — 46 % и 4 — е место занимают США — 42 %.

При этом далеко не каждый выпускник в РФ может найти работу по специальности, а в зарубежных странах намного лучше развиты возможности и инфраструктура для реализации любых, даже самых сложных, технологических проектов, конечными продуктами которых пользуется всё человечество.

Наша страна конечно в последние годы совершила большой экономический шаг вперёд, однако, к сожалению, нужно констатировать, что многие инновационные технологии и продукты по-прежнему приходят в наш быт только из-за границы.

В соответствии с ФГОС, законодательством РФ об образовании, лежащих в основе реформы образования, а также в соответствие с концепцией Федеральной целевой программы (ФЦП) от 08.01.15 необходимо стремиться к формированию конкурентного человека, специалиста.

Эта концепция подразумевает несколько основных задач, среди которых можно выделить наиболее значимые, такие, например, как:

– развитие современных механизмов общего и дополнительного образования,

– популяризация среди детей и молодёжи творческой деятельности,

– создание структурных и технологических инноваций.

Всем ясно, что если до 2018 года не будут реализованы новые подходы и методы, модели образования, в том числе высшего, то, начиная с 2018 года, в РФ начнётся резкое отставание от ведущих стран мира в части подготовки эффективных и востребованных кадров. Как раз именно для предотвращения данной ситуации и нужны серьёзные инвестиции в образование и новые подходы в образовательной деятельности.

Анализ многочисленных данных исследования показал, в том числе в ходе опроса студентов и преподавателей следующие плачевные результаты, приведёт некоторые характерные примеры.

На вопрос: «Как пишется слово «винегрет»?» — получено было очень мало правильных ответов. На вопросы: «Какой праздник отмечается 12-го апреля?», «Какой город был в 900 дневной блокаде?» — правильно смогли ответить лишь небольшое количество респондентов. Подобные результаты должны нас, всё образовательное сообщество, очень настораживать.

В связи с этим авторы данной публикации и пытаются ещё раз внимательно рассмотреть возможные пути совершенствования образовательных технологий, которые сейчас находятся на стадии разработки и внедрения в практику работы и школ, и высших учебных заведений.

Мы выделяем ряд факторов, которые могут способствовать улучшению данной ситуации, а именно:

– использование компетентностной парадигмы,

– осуществление деятельного подхода,

– разработка новых подходов, программ и их гибкость.

Важно отметить, что при осуществлении образовательной деятельности в результате каждый выпускник высшего учебного заведения должен быть готов к творческому решению любых задач, самостоятельности в принятии решений, ответственности за выполняемую свою педагогическую и воспитательную работу в культурно — историческом контексте.

Для этих целей настоящее время в образовательном пространстве России осуществляется инновационный подход в свете новой проектно-деятельностной парадигмы к проектированию и последующему формированию компетенций обучающихся: бакалавров, магистров, получающих образование по направлению «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов).

Учёные осуществляют поиск принципиально нового содержания образования, которое действительно будет обеспечивать развитие творческих и базовых способностей обучающихся на разных его уровнях.

Авторский коллектив в составе Веретенниковой Л. К., Выгонской Г. М., Остапенко М. Ю., основываясь на анализе современных требований, отражённых в законодательных актах и документах ВПО, считает необходимым особо выделить следующие педагогические компетенции, которыми важно овладеть каждому бакалавру и магистру, повышающему свой профессиональный уровень по инновациям общего начального образования.

Ниже предлагаются следующие дополнительные компетенции, которые соотнесены с трудовыми действиями Профессионального стандарта педагога в контексте проектирования нового поколения ФГОС ВПО. Предлагаемые компетенции отражают дух времени и специфику образовательного пространства новой России. Кратко назовём их.

– Компетенции в области работы с родителями обучающихся.

– Компетенции в области социально-коммуникационного развития обучающихся.

– Компетенции в области художественно-эстетического развития обучающихся во внеурочной деятельности.

– Здоровье сберегающие компетенции.

В каждой из перечисленных групп компетенций мы выделяем также универсальные (общекультурные), общепрофессиональные, специальные компетенции. Рассмотрим их более подробно.

Компетенции вобласти работы сродителями обучающихся.

Универсальные (общекультурные) компетенции.

  1. Умение и готовность диагностировать и конкретизировать стили семейного воспитания.
  2. Умение и готовность вовлекать родителей в образовательный процесс.
  3. Умение и готовность изучать домашнюю предметно-развивающую среду в семьях учащихся.
  4. Умение и готовность составить план работы с родителями учащихся.

Общепрофессиональные компетенции.

  1. Умение и готовность построить диалог с родителями на основе толерантности.
  2. Умение и готовность использовать инновационные педагогические технологии взаимодействия с семьёй.
  3. Умение и готовность повышать уровень знаний у родителей в вопросах воспитания.
  4. Умение и готовность организовать взаимодействие в области педагогического просвещения родителей.
  5. Умение и готовность проводить анкетирование родителей для выявления их мнения.

Специальные компетенции.

  1. Умение и готовность научить детей основам тайм-менеджмента.
  2. Умение и готовность организовать взаимодействие педагогического коллектива с семьями, в том числе с родителями детей с ограниченными особенностями здоровья;
  3. Умение и готовность организовать семейные просветительские мероприятия по проектам.
  4. Умение и готовность организовать взаимодействие семей учащихся с социальными институтами детства: специалистами социальных служб, детской комнатой полиции, центром психологической взаимопомощи, детскими центрами творчества и досуга, службой социального обеспечения, медицинскими организациями, спортивными секциями и школами.

Компетенции вобласти социально-коммуникационного развития обучающихся.

Универсальные (общекультурные) компетенции.

  1. Умение и готовность организовать усвоение детьми норм и ценностей, принятых в современном обществе, моральных и нравственных ценностей.
  2. Умение и готовность формировать систему представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве.
  3. Умение и готовность формировать систему представлений у учеников о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках России.

Общепрофессиональные компетенции.

  1. Умение и готовность инициировать социальную активность учеников (пример: участие в патриотических и гражданских акциях).
  2. Умение и готовность к организации различных культурных практик.
  3. Умение и готовность формировать у младших школьников основы безопасного поведения в быту, социуме, на природе.

Специальные компетенции.

  1. Умение и готовность разнообразить досуговую деятельность обучающихся новыми технологиями.
  2. Умение и готовность индивидуализировать самостоятельную работу с каждым учащимся в соответствии с его образовательной траекторией.

Компетенции вобласти художественно-эстетического развития обучающихся во внеурочной деятельности.

Универсальные (общекультурные) компетенции.

– Умение и готовность планировать внеурочную деятельность художественно-эстетического содержания с учётом ФГОС ВД.

Общепрофессиональные компетенции.

– Умение и готовность организовать деятельность детско-творческого коллектива.

Специальные компетенции.

– Умение и готовность реализовать самостоятельную творческую работу детей (изобразительную, театральную, музыкально-танцевальную, конструктивно-модельную и др.).

Здоровье сберегающие компетенции.

Универсальные (общекультурные) компетенции.

– Умение и готовность формировать ценности здорового образа жизни, полезных привычек, правильного питания, двигательного режима, закаливания и т. д.

Общепрофессиональные компетенции.

  1. Умение и готовность формировать осознанное отношение к здоровью и здоровье сберегающей деятельности.
  2. Умение и готовность создавать совместно с родителями технологии формирования у обучающихся основ культуры здоровья на интегрированной основе.

Специальные компетенции.

– Умение и готовность к предупреждению и профилактике различного рода вредных привычек и зависимостей у младших школьников.

Сформулированные выше компетенции могут быть рекомендованы для включения в новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Образование и педагогические науки».

Важным аспектом инновационной разработки является диагностика уровня сформированности предлагаемых умений, действий и компетенций: универсальных (общекультурных), общепрофессиональных, специальных. Развивающаяся практика высшего профессионального образования показала эффективность использования в названных выше целях тестов и кейсов, как оценочных средств. Приведём примеры возможных тестовых вопросов.

Тестовый вопрос №1 может быть использован для анализа уровня сформированности следующего трудового действия:

Проверка готовности к реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.)

Укажите принципы взаимодействия педагога ссемьёй ученика.

  1. Добровольность участия родителей учащегося в школьном мероприятии.
  2. Инициирование взаимодействия детей в творческом деле, проекте.
  3. Активизация творческой активности обучающегося в выполнении креативного задания совместно с родителями.
  4. Навязывание собственной точки зрения на происходящее.
  5. Ограничение инициативности детей различными предписаниями.

Тестовый вопрос №2 может быть использован для анализа уровня сформированности следующего трудового действия:

Проверка готовности к оказанию адресной помощи обучающимся (индивидуализация).

Укажите принципы организации взаимодействия собучающимися на основе учёта их индивидуальности.

  1. Компетентность;
  2. Доступность;
  3. Целостность;
  4. Гласность;
  5. Сотрудничество;
  6. Конфронтация.

Тестовый вопрос №3 может быть использован для анализа уровня сформированности следующего трудового действия:

Проверка готовности у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Выберите из предложенного списка принципов здоровье сберегающей педагогики те, на базе которых Вы будете формировать уучащихсякультуру здорового ибезопасного образа жизни:

  1. Последовательное формирование здоровье сберегающего образовательного пространства.
  2. Использование примеров отрицательного отношения к здоровью.
  3. Воспитание осознанного отношения к здоровью.
  4. Использование технологии воспитания и обучения без ущерба для здоровья.
  5. Принцип трудности.
  6. Соблюдение режима дня.
  7. Чередование труда и отдыха.
  8. Периодическая смена вида деятельности.

Тестовый вопрос №4 может быть использован для анализа уровня сформированности следующего трудового действия:

Проверка способности к использованию конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Выберите из предложенного списка формы работы, неприемлемые во взаимодействии педагога ссемьёй обучающегося.

  1. Привлечение родителей к совместному проведению классных мероприятий.
  2. Консультации для родителей с иллюстративными примерами по семейному воспитанию.
  3. Обсуждение частной жизни семьи на уроке или форуме.
  4. Обсуждение поведения родителей с учеником.
  5. Родительское собрание.
  6. Родительское собрание с привлечением детей

Кейс №1 направлен на проверку умения и готовности построить диалог с учащимися и их родителями на основе толерантности.

Во время завтрака, в столовой, учащийся отказался в эмоциональной форме есть предложенную всем пищу, мотивировав этот поступок тем, что в его семье не принято есть такие продукты. Он кричал, бросал на пол тарелки, а другие дети начали его фотографировать и смеяться над ним. Как должен поступить учитель в данной ситуации? Составить свою цепочку действий педагога.

Кейс №2 направлен на проверку умения и готовности индивидуализировать самостоятельную работу с каждым учащимся в соответствии с его образовательной траекторией.

На уроке окружающего мира учитель предложил учащимся, используя народный календарь и визуальные наблюдения за погодой текущего дня, составить прогноз погоды на данный сезон. Один ученик отказался это делать и сказал, что используя интернет, он найдёт информацию о погоде текущего дня, а также найдёт данные о существующих научных прогнозах, и поэтому нет необходимости вести дневник учёного самостоятельно. Класс разделился на две части: одни поддерживали ученика, а другим согласились выполнить предложенную учителем работу. Как следует ответить детям учителю?

Кейс №3 направлен на проверку умения и готовности повышать уровень знаний у родителей в вопросах воспитания.

Учителю начальных классов стало известно, что учащемуся, мечтающему о домашнем животном, родители предложили за отличное поведение и учёбу в школе взять котёнка на дачу только на лето. Каковы действия, которые должен предпринять учитель в данном случае?

Критерии оценивания: 0 — ничего не предложил; 1 — предложил, но не обосновал; 2– предложил и обосновал; 3– предложил креативный вариант и обосновал его.

Названный выше подход к проектно-деятельностной кооперации несомненно способствует активизации и развитию личностно-творческого и профессионального потенциалов будущих педагогов, осваивающих инновационную педагогику.

Основные термины (генерируются автоматически): Общепрофессиональные компетенции, Специальные компетенции, следующие педагогические компетенции, следующие дополнительные компетенции, специальные компетенции, выше компетенции, Компетенции вобласти, сформированности следующего трудового, уровня сформированности следующего, следующего трудового действия, высшего профессионального образования, анализа уровня сформированности, самостоятельную работу, образовательной деятельности, образовательной траекторией, Компетенции вобласти художественно-эстетического, Компетенции вобласти работы, Тестовый вопрос, внеурочной деятельности, вопросах воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle