Библиографическое описание:

Воронова Е. В. Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 10-11.



Социально-экономические перемены в обществе определили необходимость пересмотра результатов современного образования. В национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы определено, что «современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе, и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося, проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой» [1]. Умение человека успешно функционировать в быстро меняющемся современном мире, обучаясь на протяжении всей жизни и решать взятые на себя обязанности, — всё это определяется как понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика. В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации» [2]. В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с развитием информационной компетентностью, что позволяет обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Однако дифференциация наук создала разобщенность знаний. В связи с этим важно изучать науки в их тесном переплетении, т. е. в процессе взаимодействия предметов. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что только при использовании межпредметных связей (а не просто их установлении) возможно качественное изменение результатов образования, в частности развитие функциональной грамотности.

При педагогическом наблюдении за учащимися определились такие проблемы:

  1. Все предметные знания формализованы и оторваны от жизненных целей;
  2. Учащиеся не определяют взаимосвязь своих знаний и будущих жизненных потребностей
  3. Учащиеся не всегда могут переносить свои узкие предметные знания на платформу цифровых технологий.

Одно из направлений активных поисков педагогических решений, способствующих развитию функциональной грамотности, является интеграция предметов в школе. Реализация межпредметных связей явление в педагогике не новое. Известные ученые-педагоги неоднократно отмечали в своих исследованиях о необходимости «единства обучения и воспитания» для формирования у детей целостной картины мира. Не всегда ученик может связать между собой приобретенные предметные знания. Проведение интегрированных уроков позволяет объединить достижения цифровых технологий и естественно-математическое образование в единую функциональную систему. Создание системы интегрированных наук было организовано поэтапно.

Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения. Из курсов изучения различных предметов выявляются темы для интегрированного обучения.

На втором этапе необходимо рассмотреть, как подходить к изучению одних и тех же процессов явлений, теорий в различных курсах учебных дисциплин. Замысел эксперимента состоит в том, что, например, на уроках математики готовить базу для восприятия закономерностей цифровых технологий и одновременно использовать математический аппарат при освоении основ информатики. Становление более тесной связи и взаимодействия курсов может сыграть существенную роль в развитии логического мышления, в усилении доказательности и точности их суждений. Содержание информационно-математического образования станет более взаимосвязанным, значит и более целостным, единым. Элементы содержания других учебных предметов, характеризующие какую-либо действительность с других позиций, могут стать основой для параллельного рассмотрения действительности, для создания интегрированных курсов. Это позволит существенно повысить уровень понимания, глубину изучения содержания учебных предметов [3,72].

Третий этаппланирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Во время работы над календарно-тематическим планированием определилось количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Это избавит от элементов случайности, позволит чётко определить их роль и место в системе уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критериями оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала;

- логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

- большая информативная емкость учебного материала.

Интегрированное и координированное изучение предметов осуществляется на основе:

технологии исследовательской и проектной деятельности;

цифровых образовательных ресурсов;

активных методов Кэмбриджского университета;

Подводя итог, можно отметить, что применение интегрированных уроков

открывает перспективное направление в обучении. Вместе с тем необходимо понимать, что это не решает моментально всех проблем преподавания. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».

Литература:

  1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012.
  3. Матрос Д. Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» – Педагогическое Общество России, М., 2001 г.
  4. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle