Библиографическое описание:

Вагнер Ю. В. Применение модуля «Критическое мышление» на уроках биологии // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 8-10.



Критическое мышление — дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям [1, с.154]. Критическое мышление — ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане [1, стр. 154].

В моем понимании, мышление — анализ и синтез информации, а не просто её восприятие. На уроках биологии развитие мышления является одной из первостепенных задач, которые мы ставим перед собой. Имея какую-либо биологическую информацию, ее нужно не просто знать, нужно понимать, делать необходимые выводы, уметь применять в повседневной жизни. Такие технологии обучения, как критическое мышление, развивают в детях умения подходить к проблеме с разных сторон, способствуют развитию повышенной мотивации к изучению предмета, когда учащийся самостоятельно добывает знания, путем проб и ошибок, тем самым лучше их запоминает. На уроках с традиционным подходом в образовании, учащиеся не всегда самостоятельны, а учитель предоставляет готовую информацию, не дающую возможность самостоятельному обучению учащихся. При использовании стратегий на развитие навыков критического мышления, учащиеся могут не просто слушать речь учителя, но и высказывать своё мнение вслух, обмениваться идеями с одноклассниками, задавать интересующие их вопросы. Сегодня мы сталкиваемся с проблемой, что наши дети не умеют говорить, словарный запас очень скудный. Технология критического мышления подталкивает учащихся больше читать, и главное делиться своими мыслями. Учитель помогает и направляет развивать такие навыки критического мышления как приобретение доказательств посредством наблюдений и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Необходимо мотивировать ученика на самостоятельное приобретение знаний. Во время проведения любого урока мы, учителя, задаем вопросы как в начале его, так и во время закрепления новой темы. Да и ученики при парной и групповой работе не могут общаться друг с другом без вопросов. Стратегии «Блиц — опрос», «Изучи картинку», «Кольца Венна», «Опрос рикошетом», «Биологические задачи» и т. д. помогают мне и ученикам лучше узнать мнение друг друга, развивая все аспекты саморегулируемого обучения, особенно когнитивный, когда учащиеся задают друг другу вопросы и предлагают ответы. Я пришла к убеждению, что нужно с учащимися практиковаться в составлении вопросов и ответов, согласно данному приему Модуля Обучения Критическому мышлению, при этом дети эффективнее обучаются, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию [1, с. 156]. Можно подтвердить вывод: в процессе обучения центральное место занимает диалог, что способствует развитию навыков критического мышления. Отходя от старых стереотипов, стараюсь создавать атмосферу, позволяющую ученикам чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения, свободно вступать в диалог друг с другом, взаимообучаться. Например, при изучении темы «Птицы», на стадии осмысления, чтобы определить тему урока, предлагаю стратегию «Картинки», на доске развешаны изображения птенцов, их виды, строение яйца. Используя навыки критическое мышление, анализируя, что может объединять эти картинки, учащиеся самостоятельно, в ходе кумулятивной беседы способны сформулировать тему и цель урока. Наиболее эффективной техникой построения вопросов является такая, как побуждение → апробирование → переориентация. Ну и, конечно же, не следует забывать, что основная роль учителя заключается не только в качестве постановки первоначального вопроса, но и в качестве последующих вопросов, которые учитель ставит перед учениками после ознакомления с их ответами. То есть главная роль учителя в данной ситуации заключается в умении слушать и отвечать ученикам. Таким образом, можно сделать вывод, что диалог является тем типом взаимодействия, при котором учитель и ученики вносят в обучение одинаково важный вклад в процесс преподавания. Именно это смогла осуществить благодаря приемам кольца Венна, Джигсо, изучи текст, где на протяжении всего урока присутствует диалог — ученик-учитель-ученик. При работе по стратегии «Джигсо», между ребятами происходит обмен идеями в целях распределения информации и решения проблемы, ребята формируют такие навыки критического мышления как: рациональность, непредубежденность. Взаимодействуя в группе, учащиеся развивают все четыре аспекта саморегулируемого обучения. Слушают и принимают во внимание мнение других членов группы, помогают друг другу, взаимообучаются.

На стадии рефлексии уроков использую такие стратегии на развитие навыков критического мышления как: написание эссе, стратегия «Оскар», составление синквейна. При выполнении таких заданий ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний [4]. На одном из уроков для развития навыков критического мышления, я предложила проблемный вопрос: Как вы думаете, верна ли поговорка: Яйца курицу не учат? Почему? В процессе работы наблюдала, как осуществляется исследовательская беседа. Путем анализа и синтеза учащиеся смогли прийти к единому выводу, что поговорка не верна, птенцы переговариваются между собой и с матерью, они сигнализируют матери, когда им жарко или холодно, наседка начинает приподниматься, переворачивать яйца, и в свою очередь, отвечать птенцам. Мерсер утверждал, беседа является неотъемлемой частью обучения, где происходит «обмен мыслями», и что в наиболее продуктивных обсуждениях преобладает исследовательский тип беседы [1, c.145]. Задавая проблемный вопрос, больше адресовала его одаренным детям, так как это задание творческого характера. При ответе на вопрос с помощью когнитивного аспекта саморегулируемого обучения учащиеся продемонстрировали высокий уровень способностей, быстроту мышления, любовь к сложностям, решение проблемы. У ребят, через диалог происходит обмен мыслями, а именно беседа дебаты [Мерсер 1, с.145]. Не соглашаясь с мнением других, пытаются аргументировать, почему они так думают. Работая по стратегии «Кластер», наблюдала, что учащиеся обращают внимание на маленькие нюансы, или пишут основную мысль, а остальное проговаривали вслух при защите кластера. Работая по технологии критическое мышление, учащиеся реализовывают свои потребности и возможности решать свои проблемы самостоятельно, а также обучаться способам оценки своей собственной деятельности. Я пришла к убеждению, что те задания, которые учащиеся выполняли сами, без моей помощи и вмешательства, дали больше результатов, так как там была видна их заинтересованность.

Используя технологию критическое мышление на уроках биологии, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Критическое мышление — это шаг к активным, творческим методам.

Литература:

  1. Руководство для учителя, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
  2. Александера (2004), В сторону диалогического мышления: переосмыслить беседу в классе.
  3. Методы Активного Обучения и Преподавания.
  4. Статья «Технология развития критического мышления через чтение и письмо», профессиональный сайт Платоновой Ирины Ивановны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle