Библиографическое описание:

Благодарова О. Ю. Форма интерактивного образования — диалоговое обучение // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 6-8.



Форма интерактивного образования — диалоговое обучение

В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства Н. А. Назарбаев подчеркнул, что социальная модернизация требует преобразования всех сфер, в том числе и образования. Сделав акцент на том, что необходимо развивать интерактивные формы дополнительного обучения. Особо обратим внимание на слова Президента: «Однако поставленная мною задача по развитию интерактивного образования, к сожалению, воспринята и реализуется узко. Использование интерактивных досок — это далеко не все интерактивное образование [1]. И критика в наш адрес, в адрес учителей вполне оправданная, ведь использовать интерактивную доску и проектор на уроке — не значить использовать все формы интерактивные обучения.

Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося, или обучающихся между собой. Интерактивность — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером) [2]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен идеями и знаниями, способами деятельности. Одно из главных условий, что все это происходит это в атмосфере доброжелательности и поддержки, и это позволяет развивать саму познавательную деятельность.

В апреле 2012 года стартовала трехмесячная уровневая программа повышения квалификации учителей Казахстана с учетом тенденций и перспектив развития образования республики, разработанная факультетом образования Кембриджского университета и Автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). Основная задача настоящей Программы — помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Базовый материал в программе дифференцирован на семь модулей, на одном из них, «Новые подходы в преподавании и обучении» остановимся более подробно. Основа этого — «Обучение через диалог». Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление.

Диалог в обучении — своеобразная форма общения. Бахтин М. М. отмечал: «Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия [3].

В современной педагогике традиционный подход к образовательному процессу, ориентированный на формирование комплекса знаний, умений и навыков, уступает место конструктивному подходу. Александер Р. утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а является процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучения ученика вперед. Диалог в работе на уроке представлен в основном двумя его видами: учитель — ученик и ученик — ученик. В педагогической работе до прохождения курсов диалогическому обучению не уделялось должного внимания. Давно забытая теоретическая база была заброшена очень далеко. И если диалог использовался, то только между учителем и одним учеником из класса. Стандартный набор вопросов, которые задавала ученикам, были следующие: «Что за событие? Когда произошло? Кто руководил? Какие предметы были найдены в ходе раскопок?» Что же отвечали дети? Ответы как правила были односложные, не выходившие за пределы теста учебника. Да, они могли повторить мне текст учебника, правильно употребив временные рамки, основные этапы периода истории. Но стоило перефразировать вопрос, задать его по-другому, даже от знающих материал учеников не всегда можно было услышать правильный ответ. Почему же такое происходит? Идеи, приведенные в упомянутом модуле, позволили заново посмотреть на организацию учебного процесса. Изучив литературу по данной теме, например, работу Мерсер и Литлтон (2007), которая направила учителя на то, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Особое внимание уделила фразе о том, что именно совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. На собственном примере попыталась убедиться в этом. Для работы выбрала кумулятивную беседу (по Мерсеру), в которой:

1. Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие.

2. Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других.

3. Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются.

Определив для работы в паре 12 минут. Начав обсуждения, наблюдаем за учениками, и обращаем внимание, на то, что работа в парах стала проходить не равномерно. Привлекла работа одной пары учеников, которые стали бурно обсуждать полученную информацию, добавляя собственные знания. Когда спросила, откуда вы это знаете, ученица поделилась, что после поездки в краеведческий музей, она заинтересовалась этой темой. Ее заинтересовал вопрос, какие именно украшения перевозили по Шёлковому пути. Она с увлечением рассказывала о том, что она читала, делилась информацией, которую, как она сказала, нашла в интернете. Нужно отметить, что эта ученица с отличной успеваемостью. Ученик с кем она обсуждала в диалоге, был средней успеваемости. Обсудив друг с другом, попросила поделиться полученной информацией с учеником за соседней партой, образовав новые пары. Завершив работу в парах, предложила желающим выступить перед всем классом. Каково же было удивление, когда дети предложили заслушать рассказ именно среднего ученика, отметив, что он рассказал много интересного. И если от ученицы готова была услышать много новой и полезной информации, то рассказ ученика поразил глубиной ответа, которая была неожиданной. Раньше бы на это и не обратила внимание, но курсы заставили меня задуматься ПОЧЕМУ? КОГДА? КАК ему удалось узнать столько интересного материала за такой короткий период? Ответ на свой вопрос нашла, поработав с дополнительной литературой. На практике увидела проявление модели обучения Л. С. Выготского: «Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими», в данном случае, в роли которых выступила одноклассница [4].

Рассмотрев отношения учитель — ученик в диалогическом обучении можно отметить те изменения, которые внесла в свою педагогическую деятельность после прохождения курсов. Ранее, задавая вопросы ученику, пыталась подвести учеников к определенному ответу, к тому, что хотела услышать. Повторяла вопрос, наталкивала на ожидаемый ответ, или давала возможность ответить другому ученику, как правило, хорошо успевающему по данному предмету. Практически не оставляя время ученику подумать. И вновь на помощь мне пришла дополнительная литература: Харгривс и Гэлтонотмечают, что увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров:

1. Продолжительность ответов учеников.

2. Количество добровольных ответов.

3. Частота вопросов учеников.

4. Количество ответов от менее способных учеников.

5. Взаимодействие по типу «ученик — ученик».

6. Частота дискуссионных ответов.

Как только на своих уроках во время беседы увеличила паузу до 7 секунд после постановки вопроса, заметила, что даже менее способный ученик может сформулировать и ответить на поставленный вопрос. На одном из уроков ученица Ирина не смогла ответить на вопрос, что же такое «мезолит», в группе, где темп вопросов и ответов был слишком быстрым для нее. Тогда я решила спросить у нее, из каких частей состоит это слово. Получая ответы на свои вопросы, выждав паузу, я продолжила задавать вопросы: «Что означает каждое слово?», «С какого языка оно пришло к нам?», «Почему именно камень?» Увеличивая время на размышления, у девочки была возможность корректировать свои ответы. Ответ ее был исчерпывающим, она рассказала все, что затрагивало понятие «мезолит».

Что же изменилось в учителе и в учениках, после применения диалога на уроках. Дети начали слушать друг друга, конечно, были попытки перебить, остановить собеседника, но прогресс в культуре ведения беседы стал заметен. Диалогическое обучение заставило заново пересмотреть, как учитель задает вопросы, структуру вопросов и паузы между ними.

Считаю, что умение правильно и грамотно строить диалог на уроке — важная составляющая учителя. По мнению, использование диалога в обучении подготавливает ученика к тому, что надо самостоятельно искать пути решения поставленных задач, которые находятся перед ними. Новые знания не даются ученикам в готовом виде, дети находят их сами, в процессе своей деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему, проговорив или обсудив со своими одноклассниками. Учитель только направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер и прочные знания.

Таким образом, пришла к выводу, что использование диалога на уроках является эффективным способом обучения, так как в ходе диалогового обучения учащиеся учатся решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение — это обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе активизирует преподавателя к творчеству, совершенствованию, самореализации, профессиональному и личностному росту, способствует формированию коммуникативных умений и навыков, быстроте и гибкости мышления при принятии решений, умению эффективно работать в группе, а, следовательно, формирует коммуникативную компетентность у будущих специалистов.

Литература:

  1. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда (Н. А. Назарбаев, Президент Республики Казахстан, 10 июля 2012 года)
  2. Носкова М. В.«Роль интерактивных технологий в формировании коммуникативной компетенции будущих специалистов» [Электронный ресурс] /М. В. Носкова. — Режим доступа:http://do.teleclinica.ru/1866111/
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Художественная литература, 1979.
  4. Vygotsky, L.S. (1978) Mind in Society [Разумвобществе], (Cambridge, MA, Harvard University Press).
  5. Alexander, R. (2004) Towards dialogic teaching: rethinking classroom talk. [Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе]. Cambridge: Dialogos UK.
  6. Mercer, N. (1995) The guided construction of knowledge: talk amongst teachers and learners. [Получение знаний под руководством: беседы между учителями и учениками]. Clevedon: MultilingualMatters.
  7. Mercer, N. (2000) Words and Minds: how we use language to think together. [Слова и сознание: как мы используем язык, для того, чтобы думать совместно]. London: Routledge.
  8. Mercer, N. and Hodgkinson, S. (2008) Exploring talk in school: inspired by the work of Douglas Barnes. [Разговор об исследовании в школе: вдохновленный работой Дугласа Барнса]. London: Sage.
  9. Mercer, N. and Littleton, K. (2007) Dialogue and the development of thinking. A socioculturalapproach. [Диалоги развитиемышления. Социокультурныйподход]. NY: Routledge.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle