Библиографическое описание:

Заслонов В. В., Кравченко Н. В. Проблема применения математического моделирования в создании морских технологических комплексов (на примере БНА) // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 88-90.



Ключевые слова:беспилотные надводные аппараты (БНА), беспилотные подводные аппараты (БПА), дистанционно управляемые аппараты, телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА).

Морской комплекс Российской Федерации функционирует в условиях реализации целей и задач национальной политики, которая определенна Морской доктриной РФ на период до 2020 года. Данные действия необходимы в условиях системного кризиса, возникшего дезинтеграции комплекса страны и реформирования экономики в период 1990-х годов.

Деятельность по формированию морского технологического комплекса, как и в иных направлениях, связанна с определенным объемом документации, которая отчасти о определяет процесс, а именно:

 ПОН и ПОК, с учетом ГОСТ РВ 27. 1. 02 и ГОСТ РВ 52375;

 графики ТО, ремонта оборудования, оснастки и инструментов, автоматики и т. д.;

 планы ТПП;

 программу обеспечения и программных, плановых документов (Плановые, программные документы должны быть взаимосвязаны и определять контрольные точки, которые будут обеспечивать возможность оценки выполнения требований к качеству комплекса.).

Изучив ГОСТ РВ 0015–002–20ХХ, можно сделать определенные выводы, а именно, что система менеджмента качества должна охватывать деятельность всех подразделений и служб, которые участвуют в формировании морского комплекса. Распределение тех или иных ответственностей, должно реализовываться с учетом норм. В существующих документах СМК, должны определены обязанности:

 разработка, проведение мероприятий, направленных на совершенствование СМК;

 предупреждение ситуаций по несоответствию с нормами комплекса;

 выявлений любых проблем;

 анализ отказов, неисправностей и их предупреждение;

 создание рекомендаций по устранению несоответствий;

 управление и контроль морским комплексом.

Подразделение работающие с МТК, должно определять, обеспечивать, поддерживать в должном состоянии инфраструктуру. Инфраструктура должна включать в себя рабочее пространство, оборудование, службы обеспечения. Все это должно обеспечивать благоприятные условия по планированию процессов жизненного цикла комплекса. Должны планироваться и разрабатываться процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла комплекса, а так же планирование должно быть согласованно с иными процессами системы менеджмента качества. [1]

Во время планирования процессов жизненного цикла МТК, должны быть установлены:

 требования к комплексу;

 цели в области качества;

 потребности в разработки документов и норм;

 обеспечение ресурсами;

 создание свидетельств по определению жизненного цикла морского комплекса.

В основном, упадок развития морских технологических комплексов зависит от отсутствия СМК как такового, а именно:

 Низкий уровень технологии;

 Состояние организации производства;

 Отсутствие совершенствование стандартов.

Несовпадение интересов различных структур, является обычной проблемой в России, при формировании морских комплексов. Такое расхождение создает «пропасть» между сторонами, которые занимаются формированием комплекса.

В качестве более острых проблем глобального характера можно назвать:

 Нехватка средств на развитие;

 Большие налоги;

 Инфляция;

 Сбыт продукции;

 Нестабильность законодательства.

Усложнение процессов, сопутствующих развитию науки, общественной жизни и техники, привело к тому, что моделирование стало одним из основных способов исследования, а модели разных типов — главным инструментом ученого и инженера. Наличие и значение этих преимуществ может быть определенно с помощью использования методов экспертных оценок, в частности, используя методы математического (статистического) моделирования систем массового обслуживания.

В последнее время в процессе различных разработок, метод статистического моделирования завоевывает все более широкую популярность из-за целого ряда причин:

 большая адекватность между математической моделью и физической сущностью описываемого процесса;

 моделирование значительно более широкого класса систем по сравнению с аналитическими моделями;

 моделирование работы при самых различных законах распределения многочисленных случайных величин;

 моделирование функционирования систем в установившихся и в переходных режимах.

 математическое моделирование является основой динамических систем управления.

Развитие и внедрение математического моделирования в структуру разработки изделий достаточно сложно, так как это подразумевает использование различных программных продуктов, таких как NationalInstruments, Measurement & Automation, Mathlab и др.

Математическое моделирование является основой динамического моделирования. Основные свойства динамических систем управления:

 объекты управления системы инерционны со всеми остальными ее системы;

 повышение автоматизации.

Вышеуказанные аспекты являются одних их основополагающих при проектировании БНА, которые ДОЛЖНЫ быть отражены в ГОСТ и различных СМК. [4]

В стандартах, которые определяют СМК указанно, что комплекс связанных работ, проводимых разными производителями и направленных на формирование, актуализацию и гармонизацию систем нормативных документов, обеспечивающих качество продукции, поставляемой по государственному заказу, сводится в нормативно-техническое обеспечение, которые должны решать ряд проблем в системе менеджмента качества:

 разработка планов, основанных на перспективах организации (комплексов и др.);

 рассмотрение направлений в области качества и подготовка предложений по установлению задач и целей в области СМК;

 обеспечение понимания среди персонала идей и обязанностей в отношении качества;

 использование современных подходов в области СМК;

 рассмотрение вопросов обеспечения качества;

 рассмотрение документов по СМК.

В виду того, что отечественные стандарты не развивались и не адаптировались к современным тенденциям, разработка морских технологических комплексов, таких как БНА, стало проблематично.

В своей диссертации Филимонов Г. Д. «Разработка научно-технических и организационных основ повышения инновационного уровня судостроительного производства в обеспечение реализации положений морской доктрины РФ в области транспортных систем (на примере морских перевозок жидких углеводородов)» указал и разобрал пример того, что в Финляндии систематически осуществляются сбор, обработка и публикация статистических данных о морской статистической группе (комплексах), что в свою очередь позволяет производить регулирование стандартов и осуществлять их модернизацию, согласно новых потребностей и требований.

Даже при наличии некоторых разработок БНА, отсутствует единый или унифицированный алгоритм использования наработок в сфере математического моделирования, который позволял упорядочить трудоемкость, финансовые обороты, внедрение динамических систем управления и алгоритм работ. [3]

Эти и иные факторы и привели к тому, что отсутствуют стандарты способствующие формированию морских технологических комплексов.

Движение в сторону стандартизации, явился главным направлением развития морского комплекса не только в России, но и за рубежом. Стандарты являются инструментом реализации концепции постоянного совершенствования и внедряя передовые методики, предприятие получает практические результаты улучшения и критерии оценок достижения высоких уровней качества. И это конечно касается всех направлений морского комплекса, в частности ТНПА с самого начала их развития. По мере совершенствования технологии разработки, необходимо было совершенствовать и стандарты создания комплексов.

Тейлор утверждал, что менеджмент — это наука, которая базируется на определенных законах, правилах и принципах. Правильное использование этих аспектов, позволяет решить ряд проблем по улучшению существующих разных нормативных направлений. Совершенствование системы менеджмента и стандартов на предприятии как сложная экономическая и социальная системы является одним из ключевых путей стабилизации российской экономики в целом и разработки морских технологических комплексов в отдельности.

Существуют множество разных проблем, которые препятствуют развитию морского технологического комплекса (это касается и других направлений), но существуют и пути их решения. В том, что отсутствовало развитие СМК в России не говорит, что это плохо, используя существующие различные иностранные модели, можно создать свою, интегрируя к индивидуальным особенностям. И разумеется, это все скрывает свои особенности.

Согласно ГОСТ РВ 15–201–2003 должна разрабатываться, задокументироваться, внедряться, поддерживаться в должном состоянии система менеджмента качества, постоянно совершенствовать ее результативность в соответствии с требованиями норм и стандартов. [2]

Литература:

  1. ГОСТ РВ 27. 1. 02, государственный военный стандарт, «Программа обеспечения надежности».

2. ГОСТ РВ 52375 ГОСТ РВ 15–201–2003, «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Тактико-техническое (техническое) задание на выполнение опытно-конструкторских работ».

  1. Диссертационная работа, Филимонов Г. Д. «Разработка научно-технических и организационных основ повышения инновационного уровня судостроительного производства в обеспечение реализации положений морской доктрины РФ в области транспортных систем (на примере морских перевозок жидких углеводородов)».
  2. Ю. И. Юдин, А. В. Барахта, «Проблемы обеспечения функционирования, безопасности и качества при эксплуатации судов с динамическими системами управления», Вестник МГТУ, том 12, № 2, 2009 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle