Библиографическое описание:

Агеева А. Н. Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 5-7.



Сегодня, в эпоху экономического кризиса, к сожалению, существует большое количество подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации и не могут из неё выйти без помощи профессионалов. Социальный работник, осуществляя профессиональную деятельность, контактирует с разным контингентом клиентов и должен уметь найти индивидуальный подход к личности клиента, построить стратегию работы с ним, опираясь на психологические особенности личности, свои знания, опыт, особую социальную ситуацию и необходимые технологии социальной работы.

К социально незащищённым слоям населения принято относить: социальных сирот — это дети и подростки, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания или защиты прав и интересов своих детей, в том числе отказываются взять их из воспитательных, лечебных или иных учреждений. Ещё одна достаточно большая группа социально незащищённых подростков — молодые инвалиды. Это лица, которое имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его в социальной защите [2, с. 29]. Безнадзорные — отсутствие или недостаточность контроля за поведением, и занятиями подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих подростков от семьи, коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к ним [2, с. 36].

Характеристика безнадзорных детей и подростков, причин и факторов этой безнадзорности, а также, что важно в контексте нашего исследования, специфики социальной работы специалиста с различными категориями безнадзорных детей и подростков, сущность интегративной подготовки специалиста в вузе к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними содержательно характеризуется в исследовании к. п.н. А. Д. Абашиной [1], чье мнение мы разделяем.

Рассматриваем трудную жизненную ситуацию, как ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), который не может преодолеть ее самостоятельно (Е. И. Холостова).

Данная проблема широко и подробно раскрывается, анализируется и решается в исследованиях, имеющих отношение к социальной педагогике, социально-педагогической деятельности специалистов разного профиля, социальной работе: И. В. Астэр; Н. Ф. Басова; Ю. В. Васильковой; Т. А. Васильковой; Н. В. Высоцкой; М. А. Галагузовой; А. В. Мудрика, Г. Ф. Нестеровой; П. Д. Павленка; М. Я. Рудневой; Н. С. Толстоуховой; Т. А. Фалькович; М. В. Фирсова; Е. И. Холостовой и др.

Они обращают особое внимание на виды кризисных ситуаций, конфликты в семье, проблемы в общении со сверстниками; методы и формы психолого-педагогической помощи подросткам с девиантным и аддиктивным поведением; профилактические и тренинговые мероприятия; психолого-педагогическое консультирование подростков; индивидуальные и групповые формы работы; технологический подход в социальной работе; классификацию технологий социальной работы; направления технологий социальной работы; виды технологий социальной работы и др. Авторы, раскрывают такие нюансы использования технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации как, социальная помощь подросткам; дифференциация и классификация технологий социальной работы по направлениям, видам, целям, задачам, методам работы с ними и т. п. Опираясь на данные психолого-педагогических и социологических исследований, авторы показывают отражение социального неблагополучия подростков, оказавшихся в ТЖС и анализируют возможные варианты использования технологий социальной работы с ними.

По направлениям социальной работы, конкретизирующим ее основные цели и задачи, различают: индивидуальную социальную работу (она заключается в коррекции поведения индивида); групповую социальную работу (заключается в коррекции поведения представителей различных социальных групп); практическую социальную работу; макросоциальную работу; разрешение социальных конфликтов [3, с. 21].

Виды технологий социальной работы в теории, науке и практике дифференцируются по оперативным целям и задачам, по основным методам и характеру терапевтической работы (И. В. Астэр; Г. Ф. Нестерова): социальная профилактика, социальная абилитация, социальная реабилитация, социальное консультирование, социальная диспансеризация, сопровождение и патронаж.

В нашем исследовании мы уделили особое внимание социальной реабилитации подростков, оказавшихся в ТЖС.

В качестве базы исследования рассмотрели опыт работы Областного казённого учреждения «Елецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ковчег» (ОКУ «Елецкий СРЦ» — далее Центр), где мы проходили свою производственную практику. Центр учрежден Постановлением главы администрации Елецкого муниципального района № 454 от 05.12.2000г. Открыт одним из первых в Липецкой области, в ноябре 2003 года, как составная часть системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Елецкого района. Стратегические направления деятельности учреждения — социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Директор центра — М. Н. Гридчина. В структуре учреждения функционируют: приемное отделение; отделение диагностики социальной дезадаптации; отделение реализации программ социальной реабилитации (стационарное отделение); линия экстренной психолого-педагогической помощи «Телефон Доверия»; кризисная служба для женщин.Педагогическое кредо сотрудников Центра: «Понять, чтобы помочь». Приоритетные направления деятельности: разработка, апробирование и внедрение в практику реабилитационной работы авторских программ и инновационных методик и технологий; индивидуальная работа с семьей; организация и проведение на базе учреждения семинаров, заседаний круглых столов и социально-значимых мероприятий; информационно-рекламная деятельность.

На базе Центра оказываются комплексные услуги по социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для этого проводятся мероприятия, направленные на обеспечение временного проживания (содержания) несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; на оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; на оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; на разработку и реализацию программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на выход из трудной жизненной ситуации; на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; на организацию медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, содействия их профессиональной ориентации и получения ими специальности; на содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и т. д.

Кроме того, оказываются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги. Потребителями услуг являются: несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет независимо от места жительства: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно покинувшие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи (или) реабилитации, и не имеющие противопоказаний, определенных Постановлением от 27.11.2000г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» клиенты. Следовательно, и технологии социальной работы, используемые специалистами Центра так же различны. Чаще это частные технологии социальной работы.

Такие технологии принято классифицировать по объектам — категориям населения, имеющим общие проблемы. Наиболее актуальны в современной социальной работе технологии профессиональной помощи семье; дезадаптированным детям и подросткам; зависимым людям; пожилым людям; инвалидам; безработным; бездомным; мигрантам и беженцам. В нашем исследовании мы проанализировали технологии профессиональной помощи семье; дезадаптированным детям и подросткам, а также подросткам, оказавшимся в ТЖС. Нами был разработан социальный проект: «Я и мой мир». Цель проекта: выяснить у воспитанников Центра наличие трудной жизненной ситуации и оказать профессиональное сопровождение развития их личности с использованием технологий социальной работы. К важнейшим задачам, которые мы решали, отнесли следующие: определить, нуждаются ли воспитанники в психолого-педагогической поддержке и сопровождении; создать условия с использованием технологий социальной работы для развития и социальной реабилитации личности воспитанников Центра; сформировать качества адекватного переживания трудных жизненных ситуаций у подростков. Наш проект включает тренинговые занятия с подростками (от 11 до 16 лет). Все занятия разбиты на блоки: 1 блок: «Я и Мир»; 2 блок: «Я и мой мир»; 3 блок: «Я и мои жизненные цели». По результатам проведенных занятий в рамках тренинга, мы убедились, что эффективность их и то, как быстро подросток начнёт внедрять полученный опыт в жизнь, во многом зависит от так называемых «стартовых» факторов, т. е. от того, с каким багажом подросток пришел на занятия: его отношений со сверстниками; самооценки и уровня притязаний; течения подросткового кризиса; наличие психосоматических заболеваний; модели семейного воспитания; семейной ситуации и стиля семейного взаимодействия; наличия острых проблем (развод родителей; тяжелая болезнь или потеря одного из близких родственников; школьная травля) и т. д.

Таким образом, отметим, что на сегодняшний день возможно в силу экономических изменений, социальных, духовно — нравственных обстоятельств, значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь подростков, воспитывающихся в этих семьях. Социальный работник должен быть готов к оказанию профессиональной помощи данной категории клиентов средствами технологий социальной работы.

Литература:

  1. Абашина, А. Д. Интегративная подготовка студентов к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними / А. Д. Абашина // Отечественный журнал социальной работы. — 2013. — № 2. — С. 183–194.
  2. Василькова, Ю.В., Василькова, Т. А. Социальная педагогика: Учебное пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М., 2007–448 с.
  3. Нестерова, Г. Ф. Технология и методика социальной работы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle