Библиографическое описание:

Саидова З. Х. Использование новых технологий на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 703-706.



Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению. Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ (информационных компьютерных технологий) в учебном процессе: — электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; — интерактивные доски; — электронные энциклопедии и справочники; — тренажеры и программы тестирования; — образовательные ресурсы Интернета; — CD-диски с картинами и иллюстрациями; — видео и аудиотехника; — интерактивные карты и атласы; — интерактивные конференции и конкурсы.

Остановимся на наиболее часто используемых ИКТ на уроках английского языка:

  1. Интернет-ресурсы. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т. д. На уроках английского языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживание и поддержание деловых связей и контактов со сверстниками в англоязычных странах.
  2. Использование проектора. Преимущества проектора перед традиционными наглядными пособиями связано с обеспечением наглядности как важной составляющей методики преподавания. Проектор — это устройство, посредством которого статическое изображение с прозрачной плёнки формата А4 передаётся на большой экран. Изображение на прозрачной плёнке выполняет роль учебного пособия и может быть подготовлено с помощью компьютера, копировального аппарата или с помощью фломастера. Какие же плюсы у проектора, в отличие от традиционных наглядных пособий? Во-первых, размеры изображения могут изменяться в зависимости от расстояния от проектора до экрана. Кроме того, изображение подсвечивается и воспринимается легче. Во-вторых, учитель самостоятельно устанавливает время показа изображения, включая и выключая проектор. Таким образом, изображения появляется на экране только тогда, когда это необходимо. В-третьих, учитель может легко менять слайды, в связи с чем, количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим. Это способствует максимальному соответствию между рассказами лектора и наглядным изображением. В-четвертых, демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, использовать его умение домыслить промежуточные этапы и т. п. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени, поэтому ими можно пользоваться сколь угодно долго.
  3. Компьютерная лекция. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point — это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего проводятся уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Чаще всего с использованием презентаций в программе Power Point проводятся такие типы уроков как лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме, уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов, и уроки-наглядные пособия, помогающие как образцы создавать учащимся подобные работы самостоятельно. И последнее что необходимо отметить, используя слайд-фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.
  4. Электронные учебники. Достоинствами электронных учебников являются их мобильность, доступность связи с развитием компьютерных сетей и адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний — компьютерное тестирование. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Используя информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка, а именно: а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем; в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети; г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разно-уровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему слабый/сильный ученик. Уроки в наши дни невозможно представить, если не используется на уроке мультимедийное оборудование. Рассмотрим разработанный в рамках нашего исследования урок английского языка с использованием инновационных технологий в обучении на тему «Семейные праздники». Праздники играют важную роль в человеческом обществе, дают яркое представление о странах, традициях и культуре. Учебная цель — совершенствование грамматических навыков: употребление в речи “there is/are”, “there was/were”, развитие навыков устной речи, развитие техники чтения с полным пониманием. Развивающая цель — развитие умения логически мыслить, развитие умения рассуждать. Воспитательная цель — привитие интереса и уважения к традициям семьи, воспитание вежливого обращения с людьми. Коммуникативные функции — рассказывать о своём дне рождении, вести беседу о дне рождении одноклассника. Культуроведческий фактор — обучение рисованию и написанию открытки, поздравления (в программе Paint — графический редактор). Оборудование — магнитофон, аудиозапись, компьютер, мультимедийная доска.

Основная цель изучения иностранного языка — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла — это международное многонациональное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно — самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть, общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет — ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет. Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием компьютеров и интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность — это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На наш взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.

Литература:

  1. Адаменко, Н. А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам/ Н. А. Адаменко // — Хабаровск, 1999, — 225 с.
  2. Беляева, Л.А., Иванова, Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам. Иностр. языки в школе./ Л. А. Беляева // -2008, № 4.
  3. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы.Ин. языки в школе. / И. Л. Бим // — 2002. № 2, -11 с.
  4. Болдова, Т. А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т. А. Болдова // 2000. — №.5. — с.52–61. 5.
  5. Электронный ресур http://www.textfighter.org/raznoe/Pedagog/bogd/kontekstnoe_obuchenie.php
  6. Владимирова, Л. П. Интернет на уроках иностранного языка./ Л. П. Владимирова // ИЯШ, № 3, 2002. с.33–41.
  7. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания в школе/ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова // — Москва,2000. — 72 c.
  8. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // — Москва,2000. — 69 c.
  9. Зубов, А. В. Информационные технологии в лингвистике / А. В. Зубов // — Москва, 2004, — 126 c.
  10. Электронный ресурс http://do.gendocs.ru/docs/index-207574.html?page=4 11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle