Библиографическое описание:

Саидова З. Х. Обучение в сотрудничестве // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 701-703.



Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося — это один из решающих факторов процесса образования. Учителю необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания конкретной дисциплины, какие технологии использовать в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. От педагогов нового поколения требуется умение квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения иностранного языка, способствуют достижению гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Для школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход. Эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота и группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Очевидно, что ученики разные. Одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями. Другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас и просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у более сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь более слабые, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов, но и интеллектуального и нравственного развития учеников. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе — вот что составляет суть данного подхода. Усилиями многих педагогов идея обучения в сотрудничестве получила своё развитие во многих странах мира, так как сама идея чрезвычайно гуманна по своей сути, а, следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в своих вариантах. Итак, приведем некоторые варианты обучения в сотрудничестве. В варианте реализации обучения в сотрудничестве, получившим название Student Team Learning (STL) (обучение в команде), уделяется особое внимание групповым целям (team goals) и успеху всей группы (team success), что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы (команды) при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащим изучению. Вариантами этого подхода можно считать индивидуально-групповую (Student — Teams — Achievement Divisions (STAD)) и командно-игровую (Teams — Games — Tournament (TGT)) работу. Другой вариант организации обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «Пила». Учащиеся объединяются в группы по 4–6 человек для работы над учебной темой, которая разделена на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа нa уроках организуется на этапе творческого применения языкового материала. Каждый член группы находит материал по своему фрагменту. Затем школьники, изучающие один и тот же блок, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному фрагменту как эксперты. Это называется «встречей экспертов». Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают товарищей в своей группе всему новому, что узнали. Те, в свою очередь, рассказывают о своих фрагментах. Все общение ведется на иностранном языке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. Ещё одни вариант обучения в сотрудничестве — Learning Together (учимся вместе) — разработан Д. Джонсоном и Р. Джонсоном в университете штата Миннесота в 1987 году. Класс делится на группы по 3–4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Каждой группе дается задание подготовить свою часть. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объёме. Надо иметь в виду, что вся необходимая лексика по теме усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам обучения в сотрудничестве, дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов её реализации. При использовании обучения в сотрудничестве самое трудное — это добиться, чтобы ученики в малых группах общались на иностранном языке. Но практика показывает, что при достаточно настойчивом внимании со стороны учителя это требование выполняется сначала с трудом, а затем постепенно с явным удовольствием. 2. Метод проектов. К методам и, соответственно, к технологиям личностного подхода в обучении иностранным языкам относится метод проектов. Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, которые являются творческими по самой своей сути. Известно, что изучение иностранного языка вносит существенную лепту в общее развитие. Метод проектов — суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Викторина, проводимая на уроках иностранного языка, на наш взгляд, представляет синтез творческого, исследовательского и информационного метода проектов. Как метод исследовательского проекта она позволяет учащимся принять участие в исследовательском поиске. Викторина дает возможность преподавателю неформального контакта с учащимися, которые легче и доступнее идут на него, когда заняты чем-то интересным, помогает выстраивать доверительные взаимоотношения, строить общение на основе дружеского расположения. В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике технологий, которые ориентированы именно на такие виды деятельности. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании таких умений и одновременно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией — при использовании, например, метода проектов. Метод — это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью, путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться практическим результатом. Основными требованиями к использованию метода проектов являются наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов. В качестве этапов разработки структуры проекта и его проведения выделяют: — представление ситуаций, позволяющих выделить проблему; — выдвижение гипотез решения проблемы и их обсуждение; — обсуждение методов проверки гипотез в малых группах; — работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; — защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; — выявление новых проблем. Типология проектов достаточно обширна. Например, в соответствии с признаком доминирующего метода различают исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты. По характеру координации проекты могут быть с открытой координацией (непосредственной) и со скрытой координацией (неявной). По количеству участников проекты делятся на личностные, парные и групповые. С точки зрения продолжительности отмечают проекты краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. 3. Разноуровневое обучение. Человек настолько многогранен, что учесть возможные повороты в его развитии порой очень сложно. На основании тестирований по отдельным предметам создаются группы разного уровня, например: А, В, С. Ребята продолжают учиться в своих классах, но на уроки по отдельным предметам они идут в свои группы. На протяжении всего обучения действует система зачетов и проверочных работ. В любой момент, если учащийся покажет более высокие результаты и выразит желание перейти в группу более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность. Практика показывает, что учителя давно осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду остальных, создавая благоприятные условия для всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития и характера. Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Таким образом, использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик на пути к усвоению знаний отводит ученику главную роль, при которой учитель является активным помощником, организует, направляет и стимулирует учебную деятельность. В своей деятельности учитель должен решать не только учебные задачи, но и создавать условия учащимся для самостоятельного творческого поиска, побуждения их к исследовательской деятельности, формирования навыков ориентирования в огромном информационном пространстве и самостоятельного принятия решений. И как необходимое условие в решении поставленных задач рассматривается внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Постоянно развивающаяся система информационного обеспечения в сочетании с техническим сопровождением обеспечивает качество образовательного процесса.

Литература:

  1. Адаменко, Н. А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам/ Н. А. Адаменко // — Хабаровск, 1999, — 225 с.
  2. Беляева, Л.А., Иванова, Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам. Иностр. языки в школе./ Л. А. Беляева // -2008, № 4.
  3. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы.Ин. языки в школе. / И. Л. Бим // — 2002. № 2, -11 с.
  4. Болдова, Т. А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т. А. Болдова // 2000. — №.5. — с.52–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle