Библиографическое описание:

Альтергот Н. В. Дебаты как одна из форм современного урока // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 2-4.



Республика Казахстан. Нашей сегодняшней школе необходимо готовить выпускников, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Просто «знание о знаниях» больше не достаточно, чтобы преуспеть во все более сложном, текущем и быстро развивающемся мире, в котором мы живем. С целью оптимизации процесса непрерывного обучения и потенциального роста, молодым людям нужна возможность развивать личные способности и эффективное мышление, как часть их всестороннего образования.

В последние годы меняется роль учителя и ученика в активной атмосфере класса. Ученики из пассивного получателя становятся активно участвующими, ученикам, задающим вопросы, ответственным за свое обучение — размышляющим, активно выслушивающим мнения других, сотрудничающих с другими учениками, а не конкурирующих, объединяющих.

Пассивных получателей знаний

Активно участвующим ученикам

Фокуса с ответа на вопросы

Ученикам, задающим вопросы

Ситуации, где учеников «кормят с ложечки»

Ответственным за свое обучение — размышляющим ученикам

Конкуренции друг с другом

Сотрудничеству в обучении

Желания высказаться

Активному выслушиванию мнения других

Изучения отдельных предметов

Объединению обучения

Одним из путей формирования творческой личности является использование дебатной технологии в преподавании курса истории и обществоведческих дисциплин.

Дебаты (от английского — debate) — дискуссия, полемическое обсуждение какого-либо явления или вопроса. Предназначены для детального, структурированного исследования новых проблем. Являются также прекрасным упражнением для развития логики, критического мышления и навыков демократического диалога. Дебаты помогают ученикам во многом. Люди, работающие в различных областях: в бизнесе политике или в науке, используют технику дебатов для принятия и обоснования принимаемых решений. Ученики, овладевающие этим искусством, учатся критически мыслить, исследовать различные вопросы и убеждать слушателей.

Дебаты можно использовать на уроках истории Казахстана, всемирной истории, основ обществознания, а также во внеклассной работе. Есть несколько соображений по поводу необходимости дебатов. Самое главное заключается в том, что умение вести дебаты пригодятся ученикам в жизни. Они помогут в развитии критического мышления. Они научат учеников смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, они научат логически выстраивать аргументацию и убеждать. Все это необходимо человеку в нашем мире. Чтобы многого добиться в науке и в профессиональной жизни, необходимо уметь представлять свою точку зрения и парировать аргументы оппонентов. Как граждане демократического государства, обучаясь дебатам, ученики развиваю способность понимать политические события и отстаивать свою точку зрения. Студенты во всем мире многому научаются во время дебатов.

Чтобы работать в форме дебатов на уроке, нужно провести дополнительную подготовку во внеурочное время, показать игру (во время проведения городского турнира — играет команда от школы, а потенциальные игроки присутствуют). Если говорить о значении дебатов для школьника, то первоначальной задачей учителя является не просто познакомить с дебатами, а объяснить ученику, что дебаты учат многому, дебаты организованы таким образом, чтобы помочь им получить знания и умения, необходимые для вашего преуспевания в современном демократическом обществе. Первое предназначение дебатов — обучение. Другими словами, обучение имеет большее значение, чем победа. «Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили себе неправильную цель». Второе в дебатах: обязательство честности. Важно научить ученика, что его задача, как участника дебатов — быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в период перекрестных вопросов.

Например. Первая тема – это политические дебаты, в ходе которых участники предлагают пути решения проблемы.

Резолюция: Правительство предлагает эффективный механизм освещения пенсионной политики Республики Казахстан среди молодежи

Проблема: В Казахстане молодежь недостаточно проинформирована о проводимых государством мерах по совершенствованию пенсионной системы в РК.

Причины:

1. Низкая гражданская активность и чувство патриотизма.

2.Отсутствие интереса к происходящим в стране событиям и преобразованиям.

3. Молодежь не вовлечена в активную политическую деятельность.

Пути решения проблемы:

1. Создать «Молодежный парламент» с целью активного вовлечения молодежи в политическую жизнь страны. В Парламенте РК регулярно один раз в два года будет собираться «Молодежный парламент». Парламент проводит «игры в законодателей» — инновационный способ обучения законотворческой деятельности, навыкам парламентаризма и политики. Участники игры узнают, как готовятся и принимаются законы, как проходит рабочий день членов парламента. Информация об этих мероприятиях содержится в рассылаемых в школы и библиотеки брошюрах, а также на сайте Парламента

2. На сайте Парламента в Интернете создать страничку «Молодежного парламента». На этой странице будет доступная информация.

Вторая тема не политическая, а решает ценностные вопросы.

Резолюция: Эта палата полагает, что Караганде необходимо присвоить статус города республиканского значения

Критерий: Возможности развития города широкие.

Приведём аргументы подтверждающие позицию нашей команды. Какой город можно считать городом республиканского значения?

Первое: Город, в котором высокий уровень развития промышленности, таким городом является наша Караганда.

Второе: Караганда имеет важное социально-культурное значение.

Третье: Богатое историческое наследие города.

Работа в сфере дебатов позволяет учащимся:

1) ознакомиться с большим объемом информации по вопросу, получая при этом массу полезных сведений;

2) обрабатывать информацию, выделять главное, искать доказательства аргументов;

3) развивать коммуникативные качества, т. к. работа в команде учит внимательно слушать другие мнения, высказывать свои, уважать мнение других и т. д.

Дебатная Программа стремится развивать критическое мышление и лидерские качества у как можно большего количества учащихся.

Литература:

  1. Методы Активного Обучения и Преподавания.
  2. Учебное пособие по игре Дебаты имени Карла Поппера.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle