Библиографическое описание:

Южанинова Е. В., Кокорин А. А. Неологизмы в экономической сфере (на примере немецкого языка) // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 24-26.



Язык — сложный общественный феномен. Он является средством человеческой коммуникации и находится в постоянном движении. Можно утверждать, что язык — зеркало общества. Развитие общества неизбежно отражается в лексических единицах, определяющих общественные отношения и изменения, которые неизбежно влекут за собой лексические инновации и преобразования в языке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что неологизмы являются свидетелями общественного развития. Для выражения новых обстоятельств, явлений, изменений человеческих отношений необходимы соответствующие знаки, новые слова или обороты речи.

Процесс обновления лексики происходит постоянно. Все новые факты, изобретения и идеи требуют от общества определённых новых названий и наименований, которые сначала проходя стадию окказионализма, переходят в разряд неологизмов и в дальнейшем становятся полноценной единицей лексического состава языка, в том числе немецкого языка.

Неологизмы обычно возникают в том случае, когда нужно назвать новые предметы или понятия. Существенный признак их заключается в том, что они являются некоторое время непривычными для носителей языка. Вместе с тем, если в каком-либо языковом сообществе слово употребляют настолько часто, что оно уже не кажется новым, считается, что оно перестает быть неологизмом.

Под неологизмами И. Г. Ольшанский и А. Е. Гусева понимают новообразования — слова, образованные по существующим в языке моделям построения слов, а также результат словотворчества, т. е. произведенное в первый раз соединение значения и форманта [3, с. 89]. По мнению М. Кинне, неологизмы представляют собой наглядные примеры взаимосвязи коммуникации и общества [1, с. 42].

Большую долю всех неологизмов экономической сферы в немецком языке составляют лексические заимствования. Наиболее прочно укореняются в словаре иноязычные слова, которые заимствуются в национальный язык вместе с новыми понятиями. Для того, чтобы определить, является ли слово неологизмом, стоит зафиксировать время, когда оно было впервые употреблено и после этого, ещё недолгое время слово можно считать неологизмом. Согласно некоторым исследователям неологизмов, языковое сознание считает слово новым в течение от 1–5 лет, т. е. как только неологизм становится обычным словом, он выходит из категории неологизмов [2, с. 120].

Примеры, приведённые в данной статье, были отобраны на основе электронных немецкоязычных экономических изданий: Handelsblatt, Wirtschaftswoche.de, Capital.de, цифрового словаря экономических терминов Wirtschaftslexikon.co

Неологизмы — лексические заимствования

Немецкий термин

Перевод

  1. dasInvestment
  2. Chipgigant
  3. Map-report
  4. das Stand-Alone-Rating
  5. Dow-Jones-Index
  6. Banking-App
  7. Libor-Manipulation
  8. Crowdsourcing
  9. Blue Collar-Worker
  10. Stop-Loss-Order
  11. TermsofTrade
  12. Market-to-BookRatio
  13. Midi-Job
  14. Mini-Job
  1. вложение капитала
  2. гигант по производству чипов
  3. отчёт
  4. независимый рейтинг
  5. индекс Доу Джонса
  6. банковское приложение
  7. манипуляции с межбанковской процентной ставкой по кредитам
  8. передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц
  9. работники физического труда
  10. приказ о закрытии позиции на бирже, если цена упадёт до заранее определённой метки, во избежание потерь
  11. условия торговли
  12. коэффициент соотношения рыночной ценности и балансовой стоимости акций
  13. Работа с з/п от 400 до 800 евро
  14. Работа с з/п до 400 евро

Большинство неологизмов являются заимствованиями из английского языка. Что обусловлено глобализацией мира и, в частности, самой спецификой экономической сферы. Исходя из вышеприведённых примеров, можно сделать вывод, что лексические заимствования, являются одним из самых популярных способов пополнения языкового состава немецкого языка в экономической сфере.

Литература:

  1. Kinne M. Neologismen. Studienbibliographien Sprachwissenschaft / Kinne M., Herberg D. 1997. — 48 S.
  2. Заботкина В. И. Новая лексика современного английского языка / Заботкина В. И. — М: Высшая школа, 1989. — 126 с.
  3. Ольшанский И. Г. Лексикология: Современный немецкий язык = Lexikologie: DiedeutscheGegenwartssprache / И. Г. Ольшанский, А. Е. Гусева. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 416 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle