Библиографическое описание:

Урокова Д. А. Философские взгляды Рембрандта на деятельность ученых и мыслителей Востока и их значение для развития мировой цивилизации // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1089-1092.



В начале ХVI века Европа начала открывать для себя мир Востока. До этого времени Восток для европейцев ограничивался Турцией и Египтом. Португальские мореплаватели в своих путешествиях достигли берегов Явы, Филиппины, Японии. Многие страны, например, Англию, Германию и другие развитые государства привлекало освоение вновь открытых краев, особенно восточная экзотика, традиции и обычаи, искусство народов Востока. Европейцы поначалу Востока искали средства удовлетворения своих материальных потребностей. Впоследствии в постепенно Европе пробуждается интерес к духовности и психологии восточных людей.

В XVII века стали появляться первые произведения мыслителей Востока (поэмы Ибн ал Фарида на арабском языке, произведение “Гулистон” Саъдий в переводе с фарси).

Путешественники из Европы в XVI веке начертили образец (эскиз) календаря. Календарь этот был удивительной, редкостной формы. Изображение календаря попало на гравюру С. Швайгера в 1539 году. Его можно встретить в книге, изданной в Нюрнберге. Некоторые любители создавали произведения, далекие от совершенства. Среди великих художников Европы, которые серьезно посвятили себя изобразительному искусству, был Рембрандт.

В 1631 году Рембрандт поселился в Амстердаме. В то время это был крупный торговый центр Европы. Атмосфера портового города очень нравилась Рембрандту — сюда привозили диковинные экзотические товары и вещи из других краев: восточные ткани, искусные украшения, различные интересные предметы. В нескольких картинах Рембрандта его супруга Саксия изображена в дорогих нарядах с Востока. Таким образом, Восток занимал большое место в сердце художника.

Кто такой Рембрандт? Рембрандта Харменс ван Рейн (1606.15.7. Лейден- 1669.4.10- Амстердам) — голландский художник.

В Британском музее выставлена картина Рембрандта “Софийские мудрецы”. На картине изображены: в тени дерева четверо мудрецов, выпив кофе, беседуют.

Рис. 1. “Софийские мудрецы”. Рембрандт. 1. Шах Шариф. 2. Кутбиддин. 3. Жалолиддин Руми. 4. Муинуздин Алжерда. 5. Дерево. 6. Поднос. 7. Посуда. 8. Солнце. 9. Соловей. 10. Гора. 11. Книга. 12. Четки.

Фигуры мудрецов освещены солнцем и больше, чем всё остальное. Художник прекрасно видит и использует свет. В средние века в восточной миниатюре этого не было. На картине Руми изображен держащим в правой руке кофе. Кутбиддин и Муинуздин держат на коленях раскрытые книги. Муинуздин Чашмий (1142–1236) был одним из суфиев, ходившим вместе с турецким войском в Индию. Его учение основано на принципах щедрости, смирения и скромности.

В произведении Рембрандта изображен также ученик Муинуздина Кутбиддин Бахтиёр Какий. Он родился на побережье Амударьи. До переезда в Индию он планировал встретиться со своим соотечественником Руми (примерно в 1221 году). Но Руми в то время был совсем юным. Элтутмиш султан Дели (он тоже родился в Балхе) очень интересовался суфизмом (мистицизмом) и ждал приезда Кутбиддина в Индию.

Четвертый персонаж картины Шох Шариф (Шарафуддин Абу Али Каландар) тоже был известным человеком в своё время. Находясь в Индию, он не мог напрямую встретиться с Руми. С Чиштия шайхом он тоже вряд ли встречался, а вот с Кутбиддином Бахтиёр Какий он, возможно, встречался в молодости, в Дели. Первым учителем Шарафуддина был тюркский дервиш Хизр Руми. Возможно, он рассказал своему ученику о великом поэте и художнике своей Родины Жалолиддине Руми. Шарафуддин был знаком с традициями Чшития (это учение появилось в Герате) близкими религиозной школе Руми, где проповедовалось отречение от всего земного ради загробной жизни. Шарафуддин писал мистические стихи суфийского содержания. Его учение оказало сильное влияние на духовенство Индии.

Появление образа Руми в восточных миниатюрах и произведении Рембрандта не случайно. Этот великий человек соединил в себе разные культуры и языки. Руми принадлежал к школе хорасанских догматиков. Приверженцы этой школы совершали песнопения и танцы дервишей, а пожилые учителя чиштия с одобрением смотрели на эти ритуальные действия.

В их произведениях персидская и туркменская культура переплеталась с древнеиндийскими сказаниями, традициями. Румий, родившийся в северных регионах Индии, писал о себе: хотя внешне я похож на индуса, но говорю на тюркском языке [1].

Знаменитое произведение Руми “Маснавий” (маснави — двустишие) — это сокровищница суфийских мудростей. Книга завоевала огромную популярность у индийских мусульман, Стихи “Маснавий” призывают к преодолению распрей и конфликтов между людьми разных национальностей и вероисповеданий, проживающих в Индии. Книга превратилась в культурное достояние. Во многих произведениях художников середины XVII века выдвинута идея патриотизма. В других картинах отражена тема труда, идеи благородства, духовного богатство людей, вопросы нравственности.

Возвращаясь к творчеству Рембрандта, надо отметить, что в нашей стране к нему относятся с большим интересом, так же, как и Рембрандта интересовали темы Востока, его история. В частности, существует рисунок (эскиз) с изображением Сохибкирана Амира Темура, сидящего на троне. Для изображения сюжета на восточную тему требуется подготовка какой — либо композиции [2].

Четверо мудрецов расположены в определенном ритме = симметрично четырем ветвям дерева над ними. Анализируя композицию картины Рембрандта “Софийские мудрецы”, следует отметить её элементы (См. описание, данное к рис.1.).

В произведении художника всё внимание сконцентрировано на совершенстве, святости участников беседы. Об этом говорит расположенный в центре ствол дерева. Святые старцы сидят на корнях этого дерева, и в этом заключается символ духовных основ наших предков. Прослеживается идея гармонии образа человека и красоты мира. Ритмический повтор волнообразного контура гор, их устремленность ввысь подчеркивает то, что жизнь не всегда проходит гладко, и для того, чтобы достичь высот, нужно преодолеть трудности. В жизни день сменяется ночью, и в этом состоит её премудрость. Софийские мудрецы сидят в тени дерева, это как бы Аллах даёт им укрытие.

Рембрандт изобразил гармоничных людей, получающих удовольствие от беседы, возвеличил их как горы, уподобил зелени дерева, дающего плоды и добро. Своей картиной художник утверждает чистоту помыслов и призывает всех стремиться идти по дороге благородства и добра.

Симметричное композиционное расположение людей и природы рождает мысль об их единении. Этому же способствуют и ритмические повторы.

На основе композиции складывается логическая людей движения в космосе, где А-2- движение живых существ, А-гармония во всем мире.

На рисунке 2 представлены ритм и гармония А1, А2, А3, А4- совершенный человек и его окружение в ритмические повторе. В1, В2, В3, В4-ветви дерева в округлой форме также ритмически повторяющиеся.

Рис. 2.

3 рисунок. Композиционное размещение. Вс- жизнь. ОА — путь совершенства. А — точка совершенства. S — линия возвышения в жизни. S2 — жизненный путь.

Рис. 3. Логическое решение гармонии святых со вселенной. А1 — колесо вращения людей. А2 — колесо вращения природы. А — вращения мира (вселенной)

Создавая свое произведение Рембрандт проник в сущность суфизма, понял его содержание об этом говорит его творение: художник с высочайшим мастерством сумел передать тончайшие нюансы чувств человека. Он внес огромный вклад в развитие реалистической живописи. Рембрандт — один из художников, который с чувством уважения воспринял мыслителей Востока. По нашему мнению, студенческую молодежь Узбекистана, да и других стран необходимо научить анализировать произведения художников в том стиле, который описан выше. Разумеется, у каждого художника свой творческий путь, свой стиль, философские взгляды на мир, колорит, “Язык”, идеи. Рембрандт владел секретами искусства. Таким был и Жалолиддин Руми. “Человек обладает множеством страстей, пороков, и если он в себе это носит, то душа его не успокоится. Ни в чем он не найдет удовлетворения, ни в работе, ни в науке, ни во власти. Он не получит желаемого. Мечты и удовлетворения подобны лестнице. Отдыхать на ступеньках не удастся, надо лезть выше и выше. Так и жизнь –та же лестница. Бессмысленно торопиться и пропускать ступеньки. Человек познавший суть жизненного пути счастлив” [3].

Таким образом, мы не должны забывать имена и произведения тех, кто на протяжении веков создал огромное культурное богатство, в частности, произведения изобразительного искусства, с их своеобразием, логической основой, индивидуальным стилем.

Каждое из них равноценно монографии. Поэтому такие произведения необходимо сохранять, изучать. Это бесценные жемчужины, по которым составлены каталоги. Каталоги надо изучать как книги и передавать будущим поколениям.

Литература:

  1. Юрий Аверьянов «Восточная коллекция» журнал 2002 г.
  2. Хасанов Р. 2009.
  3. Румий Жалолиддин. Маснавий// Т.: Мериюс ХХМК, 2010 – 846 стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle