Библиографическое описание:

Козуева А. Д. Понятие сепаратизма: его сущность, предпосылки и причины возникновения // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 559-563.



Данная статья посвящена феномену сепаратизма, определению его сущности и выявлению причин его возникновения и популярности. В частности, рассмотрены различные подходы к определению понятия сепаратизма. Также автор изучает предпосылки возникновения, причины активизации сепаратистских движений в современное время. В статье также исследуются различные концепции права на сецессию как основа сепаратистских идеологий.

Ключевые слова: сепаратизм, сецессионизм, автономизм, регионализм, индепендизм, ирредентизм, право народов на самоопределение, концепция первичного права на сецессию, концепция ограниченного права на сецессию, причины и предпосылки сепаратизма, сепаратистская идеология.

Сегодня сепаратизм является одной из главных угроз международной, региональной и национальной стабильности. Из всего разнообразия регионов в мире нет ни одного, для которого данная тенденция не была бы присуща. Каждый день принимаются новые меры по достижению независимости регионами из Испании, Украины, Бельгии, Италии и других стран, международному признанию своей государственности провозгласивших в конце XX — начале XXI вв. независимость республик Косово, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии и т. д.

Тема сепаратизма стала особенно популярна после окончания Холодной войны и распада ряда стран социалистического лагеря (последнее можно рассматривать как удавшийся результат центробежных тенденций). Считается, что противостояние двух великих держав отвлекало внимание от сепаратистских движений (в случае, если они не становились центром их борьбы), а в некоторых случаях и удерживало их от активизации и расширения деятельности. С окончанием биполярного мира эти процессы вырвались наружу и стали стремительно развиваться. Тот факт, что с 1990 г. на политической карте мире появилось 26 независимых государств: Советский Союз распался на 15 новых стран, Югославия на 7, Чехословакия на 2, Эритрея отделилась от Эфиопии, а Восточный Тимор от Индонезии, — по мнению ряда исследователей, объясняет активизацию сепаратистских движений в конце XX — начале XXI вв. В частности, они оказались прецедентом практически мгновенного признания международным сообществом получивших независимость государств. А также показали, что некоторые государства могут даже поддержать силой (так, например, коалиция НАТО бомбила позиции сербской армии в Югославии) отделение региона от страны. Данные события оказались довольно сильным стимулом для сепаратистов всего мира, и рубеж двух тысячелетий ознаменовался мощным расцветов центробежных тенденций. Здесь наибольшую угрозу вызывает то, что сепаратистские движения зачастую приводят к вооруженным столкновениям и многочисленным человеческим жертвам. Так, например, первая чеченская война насчитывает примерно 200 тысяч, а вторая — около 100 тысяч жертв, в основном, среди мирного населения [1]. Для борьбы и недопущения развития сепаратизма необходимым представляется изучение данного феномена, определение его сущности, предпосылок и причин появления.

Сложность определения понятия сепаратизма представляет тот факт, что до сих пор ни в одном из международных документов оно не было закреплено. Исключение составляет Шанхайская конвенция 2001 г., принятая членами Шанхайской организации сотрудничества. Согласно этому документу сепаратизм — это «какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему,и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [2]. Тем не менее, рассматривать это определение как полностью отражающее понятие сепаратизма не стоит, так как оно сосредоточено на уголовно ответственной стороне явления, а также потому, что конвенция была подписана только членами Шанхайской организации сотрудничества и в связи с этим не может претендовать на универсальный характер.

В исследовательских кругах ситуация также неоднозначна. Разные ученые в своих работах по-разному наполняют явление сепаратизма. Так, некоторые включают в данное понятие движения, направленные исключительно на достижение независимости. Например, российский исследователь Крылов А. Б. определяет сепаратизм как «политическое движение, цель которого является отделение от государства части его территории и создание на ней собственного независимого государства» [3, с. 3]. Другой подход включает не просто стремление к отделению, но и требование создания национально-культурной автономии для своего региона или расширения ее прав и т. д. Так, в частности, Пузырев К. С., соискатель кафедры политических наук Кемеровского государственного университета, рассматривает сепаратизм как «стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий» [4, с. 16–17].

Другой исследователь, сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова Попов Ф. А. также придерживается второго подхода и предлагает разграничивать понятия сепаратизма и сецессионизма. Сепаратизм — в отличие от сецессионизма, представляет собой более широкое явление, так как своей целью он может ставить не только отделение от государства, но и повышение самостоятельности региона в рамках государства. Сецессионизм же — это только те движения, которые ставят своей целью выход из государства и образование нового независимого образования. Помимо сецессионизма Попов Ф. А. также предлагает в рамках сепаратизма выделять такие понятия, как автономизм (своей целью ставит введение или расширение самоуправления либо создание федерации/конфедерации) и регионализм (выступает за реформы в рамках существующей системы государственного устройства и добивается признания культурной самобытности своего района). А в рамках сецессионизма — индепендизм (предполагает формирование нового центра политической власти, т. е. центробежные процессы, обусловливающие отделение/обособление, сочетаются с центростремительными, обеспечивающими целостность сепаратистского политико-территориального образования) и ирредентизм (ставит целью подчинение существующему альтернативному центру, расположенному вне границ подверженного сецессии государства, т. е. вхождение части территории одного государства в состав другого) [5, с. 21–25].

Второй подход представляется нам наиболее подходящим еще и потому, что в мире практически не существует такого сепаратистского движения, которое в какой-либо момент своего исторического развития не преследовало цель отделения и создания независимого государства. В этой связи наиболее удобным было бы определять сепаратизмом широкий спектр региональных движений, а внутри него выделять автономизм, федерализм и т. д.

Таким образом, необходимо дать обобщающее определение сепаратизма как социально-политического движения, направленного на увеличение самостоятельности региона в разной степени: от получения автономии или ее усиления до отделения от территории государства.

Резкий подъем и активизация сепаратистских движений в современном мире дает повод предполагать, что к настоящему времени сложился ряд предпосылок, который обуславливает эти процессы. Во-первых, в мире практически не существует моноэтнических государств. К таковым можно условно отнести только ограниченное количество стран. Так, к ним обычно причисляют Японию, Северную и Южную Кореи, ФРГ, Италию, Португалию, Бангладеш, Данию, Бразилию, Польшу, Исландию, Венгрию, многие арабские страны, особенно на Аравийском полуострове [6].

Во-вторых, создание государств на протяжении всей истории человеческого общества происходило посредством двух тенденций: присоединения и отделения, центростремительных и центробежных процессов. Как следствие первого процесса территории проживания некоторых народов были насильственно включены в состав более сильных государств, а иногда оказывались и поделенными между несколькими странами. Наиболее красноречиво это проявляется в постколониальных государствах: условные границы не отражают реальное расселение племен и народов Африки; колонии объединялись в одно государство для более легкого управления ими, метрополии опирались на этническое меньшинство в колониях, как на полицейские структуры. Так, например, Британская Индия имела огромную территорию, и помимо индусов здесь проживало большое количество бенгальцев, пенджабцев, пуштунов и т. д., что впоследствии привело к тому, что Британская Индия была разделена на Индию, Пакистан и Бирму (1947 г.), а затем из состава Пакистана вооруженным путем выделился Бангладеш (1971 г.). На сегодняшний день проблема этноконфессионального размежевания особенно актуальна для Африки и Ближнего Востока.

В-третьих, закрепление в международных договорах права народов на самоопределение используется сепаратистами как правовое обоснование своих действий.Это право является одним из современных принципов международных отношений. Оно было закреплено в статье 1 Устава ООН (1945), Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), Декларации о принципах международного права. «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава» [7].

Еще одной из предпосылок появления сепаратистских движений является неравномерное распределение природных, людских и других ресурсов, что порождает диспропорции в экономическом развитии различных регионов. Приведем несколько наиболее очевидных примеров: Каталония, страна Басков и остальная часть Испании; Фландрия и Валлония; Южная Италия и Падания; западные и восточные земли Германии; северная и южная части Кыргызстана и т. д.

Однако наличия только лишь предпосылок мало для развития сепаратистских процессов. В этой связи представляется необходимым выделить причины сепаратизма. При этом стоит отметить, что каждое отдельно взятое сепаратистское движение обуславливается сложным комплексом причин, который присущ только ему.

К причинам сепаратизма многие исследователи относят следующие:

  1. Социально — экономические причины. В первую очередь сюда следует отнести неравномерное экономическое развитие регионов внутри государства. Это приводит к появлению двух тенденций, которые могут идти вместе или врозь:

а) богатые регионы не хотят «кормить» более отсталые в экономическом развитии регионы страны;

б) наименее развитые регионы зачастую свои экономические проблемы связывают с политикой центрального правительства, называя его «колонизатором» и обвиняя в выкачивании ресурсов (как природных, так и финансовых и др.) из региона в центр.

Наиболее красноречиво эти тенденции нашли свое выражение в современной ситуации в Испании. Там, в экономическом отношении богатые регионы Каталонии и Страны басков с одной стороны, а наименее развитые Андалусия и Галиция с другой, в большей или меньшей степени хотят отделиться и/или углубить свои существующие автономии.

Также к этому комплексу причин можно отнести ущемление экономических прав, высокое экономическое положение отдельных диаспор или слоев общества и т. д.

  1. Политические причины: несовпадение политических статусов этносов, их неучастие в политической жизни, непредставленность во властных структурах и т. д. Российский историк Баранов А. В. помимо таких внутриполитических причин говорит и о внешнеполитическом факторе, который заключается в поддержке сепаратистов извне (пример, — распад Югославии) [8, с. 111].
  2. Этнорелигиозные причины: этническая, религиозная, культурная, языковая дискриминация со стороны центрального правительства, этноконфессиональная идентификация граждан, осознание ими своей принадлежности к этнической и религиозной общности, отличной от общности доминирующего этноса; неудовлетворенность этнических потребностей и т. д.
  3. Исторические причины — долгосрочные в историческом плане территориальные, пограничные споры; обострившиеся вопросы последствий колонизации и завоевания и т. д.

Эти причины обостряются при наличии идеологического кризиса в государстве. Кратко его можно характеризовать как отсутствие единой цели, образа «общего врага», которые объединяют нацию. В условиях идеологического кризиса нация становится фрагментарной и не единой. Исследователь явления регионального сепаратизма Пузырев К. С. назвал это явление кризисом идентичности и положил его в основу сепаратизма.

Помимо кризиса идентичности он также выделил кризис распределения, кризис легитимности и кризис участия. Кризис распределения заключается в неравномерном распределении ресурсов и отсутствии у национального меньшинства доступа к ним. Кризис легитимности выражается в недоверии правящему режиму, сомнении в том, что он может обеспечить удовлетворение потребностей этноса. Кризис участия заключается в нарушении равенства политического участия всех граждан в делах страны. В случае сепаратизма, это отсутствие возможности участия национального меньшинства в политических процессах, происходящих в стране [4, с. 25]. Как представляется, к этим кризисам можно также добавить и кризис проникновения, заключающийся в обострении противоречий между центральными и местными органами власти. Однако, он характерен не для всех сепаратистских движений.

Следует отметить, что указанные выше противоречия и проблемы присущи почти каждому государству и их наличие не приводит автоматически к появлению или активизации сепаратистских движений. Для начала сепаратистского процесса необходимо наличие определенных условий, которые могут сложиться в определенный период времени в государстве. Это должен быть своего рода толчок, какое-то потрясение, благодаря которому происходит взрыв — начинается массовое выражение недовольства, которое легко может перейти в сепаратистское движение. Например, это может быть политическая и/или экономическая нестабильность в стране, дискриминация и нарушение каких-либо прав. Так, например, сепаратизм юго-восточных областей Украины активизировался при развитии нестабильной политической ситуации: так было в 2004 г., когда произошла «Оранжевая революция», так же происходит и сейчас. Современная политическая нестабильность на Украине принесла с собой сепаратизм самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республик.

Как пример активизации сепаратизма в ситуации экономической нестабильности в стране можно привести Каталонию: особенно острого пика здесь сепаратистское движение достигло в результате значительного экономического спада и сильного уровня безработицы (второй по величине показатель в Европейском союзе после Греции).

Также для активизации и распространения сепаратистских настроений среди общественных масс широко используется идеология. Она служит моральным обоснованием права на отделение и использования тех или иных средств достижения цели, а также является средством сплочения людей вокруг этой цели.

Моральное обоснование принимает вид различных концепций, подтверждающих право народов на отделение от государства. Существует две группы таких концепций: первичного права и ограниченного права на сецессию.

Концепция первичного права гласит, что группа имеет право на сецессию по аналогии с правом личной свободы каждого человека. Внутри нее существует еще две концепции — плебисцитарная и националистическая. Их главное отличие заключается в том, что плебисцитарная концепция закрепляет такое право за любой группой людей, которых объединяет желание отделиться, в то время как националистическая считает, что только группа, представляющая собой народ (нацию) и имеющая свою культуру, наделяется таким правом [9].

Концепция ограниченного права на сецессию — группа имеет право на отделение при наличии особых обстоятельств. Мнения о том, в каких определенных случаях сецессия оправдана также разнятся. Наиболее известный сторонник этой концепции, американский ученый, философ Аллен Бьюкенен выделял четыре случая, которые оправдывают сецессию:

  1. Постоянное нарушение индивидуальных прав человека;
  2. Незаконный захват территории независимого государства;
  3. Когда государство предоставило группе автономию, а затем в одностороннем порядке нарушает основные условия соглашения и ликвидирует автономию;
  4. Ситуация краха и распада государства [9].

Все эти случаи и концепции ложатся в основу сепаратистских идеологий и служат моральным оправданием сепаратистских движений. Или как говорил исследователь Пузырев К. С. являются фундаментальной идеей таких идеологий.

Он также выделял такие элементы сепаратистской идеологии, как идеализация образа собственного этноса и демонизация государства и/или титульной нации и представление их колонизаторами, империалистами, угнетателями в то время, как собственный этнос представляется угнетенным, порабощенным и дискриминируемым. Региональные и национальные ценности общества, стремящегося к независимости, идеализируются и противопоставляются ценностям государственным или присущим титульной нации. При этом могут разрабатываться различные поведенческие установки, которые предписывают действовать в определенных ситуациях так, а не иначе [4, с. 25–26]. Например, в уставе Ирландской республиканской армии имелись нормы, предписывающие надлежащее ее членам поведение.

Таким образом, сепаратизм — это движение, направленное на достижение автономии, расширение ее прав в рамках государства, введение федеральной формы территориального устройства или выход региона из состава страны. Это явление стало особенно распространенно после окончания холодной войны и биполярной системы международных отношений. Сегодня угроза сепаратизма существует в каждом регионе мире. Возникновение сепаратистских движений обусловлено рядом предпосылок и причин, которые могут быть очень разнообразны. При этом активизирующую роль играет закрепление права народов на самоопределение в международных договорах. Данное право используется сепаратистами для легитимизации своих действий. Немаловажное значение играет также наличие сепаратистской идеологии, которая предназначена для увеличения популярности сепаратистских движений среди местного населения.

Литература:

  1. Сепаратизм — преступление или неотъемлемое право на самоопределение? // Вестник гражданского общества. URL: http://vestnikcivitas.ru/pbls/3197
  2. Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 года // Центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=86
  3. Крылов А. Б. Сепаратизм: истоки и тенденции развития (из опыта политического развития некоторых зарубежных стран). — М.: «Знание», 1990. — 64 с.
  4. Пузырев К. С. Региональный сепаратизм в странах Западной Европы: понятие, истоки и предпосылки. — М.: МГУ, ТЕИС, 2014. — 96 с.
  5. Попов Ф. А. География сецессионизма в современном мире. — М.: Новый Хронограф, 2012. — 672 с.
  6. Государство национальное (моноэтническое) // Национальная энциклопедическая служба. URL: http://politike.ru/dictionary/437/word/gosudarstvo-nacionalnoe-monoyetnicheskoe.
  7. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 1970 года. // Веб-сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml.
  8. Баранов А. В. Сепаратизм в современном мире: политико-территориальный аспект // Человек. Сообщество. Управление. — 2005. — № 3. — С. 107–123.
  9. Бьюкенен А. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. / http://old.sakharov-center.ru/publications/sec/default.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle