Библиографическое описание:

Аникина А. П. Особенности эмоционального отношения детей к своим работам по изобразительному искусству // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 585-587.



Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Как вид изобразительной деятельности, рисование ребенка-дошкольника развивается по мере того, как развивается и формируется сам ребенок, как происходит его общее психологическое развитие. В изобразительной деятельности тесно переплетены аффективные процессы. Отмечается, что рисунок как продукт изобразительной деятельности отражает представление ребенка об окружающем и эмоциональное отношение к миру. «Эмоциональный фактор имеет большое значение для качества детского рисунка».

Ключевые слова: эмоции, творчество, эстетическое мышление, эмоциональная сфера, эмоциональные переживания, развитие личности.

The author examines the development of the emotional sphere as a preschooler basis for the formation of emotional and expressive image in drawings of children of preschool age. As a kind of graphic activity, preschooler painting evolves as developed and formed the child, how is it common psychological development. The graphic activity is closely intertwined affective processes. It is noted that the drawing as a product of graphic activity reflects a representation of the child about the environment and emotional attitude to the world. «The emotional factor is of great importance to the quality of children's drawings».

Keywords: emotions, creativity, aesthetic thinking, emotional sphere, emotional distress, personal development.

Как отмечает Н. П. Сакулина, «от элементарной понятности изображения дошкольник идет к поискам привлекательности. Своеобразие детского рисования в том, что, относительно медленно овладевая способами рисования, ребенок склонен заменять выразительность изображения».

У дошкольников с высокой эмоциональностью быстрее можно вызвать эмоциональную реакцию. Отношение к образам у этих детей в вербальном плане является конкретным и образным. Плохое настроение или самочувствие ребенка затрудняет возникновение эмоции, интереса и сохранения их на протяжении всего занятия.

Выявление особенностей эмоционального отношения детей к своим работам являлось задачей нашего исследования. Реагирование детей на предложенную тему зависит от индивидуальных особенностей психики, от темперамента, общего настроения и самочувствия, уровня владения техникой рисования. Чтобы подробнее разобраться в этих особенностях, мы провели исследование (2010–2016 гг.) в одном из детских садов подмосковного города г. Долгопрудный, а именно: Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка — детского сада № 26 «Незабудка».

Формирующий эксперимент включал в себя несколько этапов.

Предполагаем, что детямбудет доступно отображать эмоциональное состояние человека: радость, восторг, грусть, гнев, страх, удивление, и создание на их основе эмоционально-выразительного образана рисунках при следующих условиях: многообразие эскизов; произведенийдоступности различных изобразительных материалов играс эмоциональным содержанием.

На первом занятии решались задачи по выявлению особенностей эмоционально-эстетического восприятия образа человека знакомство с жанром портрета в изобразительном искусстве, ознакомлению детей с языком эмоций в рисовании, при котором они смогут нарисовать портрет человека. Были использованы репродукции художников-портретистов, при рассматривании которых обращалось внимание на то, как художник изобразил человека: в профиль или анфас. Делая акцент на «душу» портрета видно ли настроение человека, его характер, какие средства выразительности художник при этом использует; произведены разбор цвета, мимики и пантомимики наиболее прорисованных деталей. Детям предлагалось вспомнить картины портретного жанра и постараться описать их. Эмоционально-эстетическое восприятие в вербальном плане фиксировалось нами в виде высказываний детей. Например, Женя С. девочка Аленушка грустная, сейчас наверное заплачет. Это из-за того, что братец у нее в козленка превратился. Кристина П. Аленушка грустит еще и потому, что на болото страшное попала, среди леса. Женя Б. девушка очень веселая, улыбается, и щеки у нее красивые. А еще она очень хорошо расположилась, как будто в кресле отдыхает. Для более полной характеристики героини портрета мы попросили вспомнить историю сказки про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. На занятиях нами был использован полный показ с объяснением особенностей изображения. Началось занятие с эвристической беседы, по ходу объяснения мы употребили прием «мысленного» вхождения в портрет.

По итогам первого занятия можно определить следующее: дети адекватно воспринимали портреты людей на репродукциях художников, сумели рассказать об особенностях их характера, чувств. Ребятам удалось увидеть, как художники отображали душевные качества, используя такие средства выразительности как цвет, передача мимики, статического положения и прорисовывания деталей.

На втором занятии мы продолжали формировать эмоционально-эстетическое восприятие портретов, воспитывать у детей интерес к профессии художника-портретиста. Задачей второго занятия было дать детям знания о разновидности занятий в профессии художника, что он может изображать картины разных жанров. А так же восприятие характера Боярыни Морозовой и других героев картины В. Сурикова.

При рассмотрении репродукции в целом и отдельных черт в этих картинах мы использовали рассказ образец личностного отношения педагога к понравившейся картине, где мы обратили внимание детей на то, как художник технически изобразил людей, используя цветовую гамму, кого изобразил в центре группового портрета, в каком положении показаны люди: статическом или динамическом. Но в основном акцент делался на разных эмоциональных состояниях изображенных: у Боярыни Морозовой изображен гордый и смелый характер, «горящие глаза» и «жесткий взгляд»; убогий нищий смеется и злорадствует; остальные эпизодические личности мужики и бабы плачут, жалуют ее, на их лицах скорбь и ненависть к врагам боярыни. Отдельным детям предлагалось самим описать характер людей в описываемой репродукции, обыграть их роли и потом самим изобразить эмоции некоторых героев, представив себя ими, используя собственную мимику и пантомимику, оценить их. Ребятам понравился этот прием, и они выполнили это задание очень творчески. В процессе занятия нами был использован прием точных установок для более логического объяснения детям, метод личностного формирование, личностного отношения к живописи расчлененные вопросы, на которые дети давали ясный и четкий ответ.

По итогам занятия мы выявили, что большинство детей правильно воспринимают эмоции и характер участников группового портрета, хотя по сюжету картины эти герои не только положительные. Зафиксированы такие высказывания детей: Алеся Б.: «Боярыня очень смелая, потому что старик хотя и смеется, но все-таки ее боится». Андрей Р.: «Мне Боярыню жалко, потому что люди очень плачут из-за того, что она уезжает. А старика не жалко, он хоть и бедный, но злой». Мы увидели, что дети адекватно воспринимают эмоциональное состояние радости, страха, печали героев картины. Придумывая выразительные образы, старшие дошкольники испытывают незначительные трудности в театрализованной передаче пантомимики и мимики героев сюжета картины.

На третьем занятии мы закрепляли у детей способности эмоционально-эстетического восприятия человеческого образа; отображение его в рисунке. Ребятам дали задание изобразить портреты людей героев сюжета картины, которую дети рассматривали ранее (В. Суриков «Боярыня Морозова»). При этом ребятами были повторены эмоциональные характеристики этих образов. Это способствует не только развитию эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке широкий круг явлений и предметов. Мы так же напомнили и средства выразительности, которые использовал В. И. Суриков при создании своей картины. Для того чтобы помочь ребятам в этом, им были предложены эскизы образов людей самого художника к картине. Это позволило воспринимать человеческие образы не в группе, а отдельно, каждый, чтобы лучше понять его эмоциональный образ. Дети более заинтересовались и активизировали деятельность воображения.

Мы выявили на третьем занятии, что обыгрывание каждым ребенком эмоционального состояния каждого героя сюжета картины на предыдущем занятии, и использование разнообразного и более точного наглядного материала позволило у детей вызвать устойчивый интерес к предложенной теме. Дошкольники более менее хорошо передали характер людей в рисунке, цветовую гамму, но техника изображения человека указывает на ее специальное формирование.

Особенности эмоционального отношения к образам людей в рисовании у старших дошкольников, связаны с темпераментом детей:

Более импульсивные дети иногда заканчивали рисунок через 5 минут после начала работы — торопились воплотить замысел на бумаге, зачастую не дорисовывая рисунок до конца при изображении отдельных образов без создания общей композиции. Очень часто характер рисунков этих детей носил аффективный характер: не соблюдалась техника рисования (кривые линии, несоблюдение пропорций) и выражение лиц человеческих образов было безжизненным.

Дети с уравновешенным темпераментом выполняли рисунки более тщательно, уделяя внимание всем элементам композиции рисунка. Техника изображения у них более правильная, чем у приведенных выше детей: линии достаточно прямые, черты лица более отчетливые, пропорциональные части тела, но мимика лица плохо прорисована.

Дети с высоким уровнем без особых усилий изображали человека как технически правильно, но так же хорошо владели языком эмоций. Вселяли в образ эмоции, тем самым оживляли их.

На занятиях проявилась психологическая особенность — существует различие между мужским и женским образом. Выбираем мужчину или женщину. Мальчики склонны рисовать человека мужского пола, а девочки, наоборот. Этот показатель свидетельствует о нормальном половом развитии, т. к. у ребенка-дошкольника половая ориентация в этом возрасте только на свой пол.

Дети так же хорошо передавали свое отношение к людям с помощью изображения мимики, черт лица и пропорций тела, цвета и фона, приукрашивали симпатичный им образ. Так маму, дети изображали с большими глазами, брови дугой, с улыбающимся ртом, длинными волнистыми волосами, используя краски теплого спектра. А Бабу-Ягу дети изображали лохматой, волосы темно-зеленой краской, рисуя ее с огромной бородавкой на носу.

Рисуя девицу — красавицу девочки очень акцентировали свое внимание на прорисовки костюма, хотя перед началом работы давалась установка на изображение человека, а не на прорисовку деталей одежды.

На занятиях дети более охотно выполняли задания творческого характера, где им предлагалось самим выбрать образ человека для изображения.

В своей работе мы выявили:сформироватьэмоциональное отношение детей к своим работам при создании эффективных педагогических условий можно через три этапа: этап эмоционально-эстетического восприятия портрета; этап формирования чувства сопереживания, выявление эмоционального отклика на изображаемый ими образ человека; этап формирования использования техники. Овладение языком эмоций,умениепрожить эмоции персонажа ребенок создает гармоничный выразительный образ, который далек от абстракции и близок к реальности создание себе подобного, «живого», значит эмоционального. Дети способны открыть свое эмоциональное отношение. В ходе этого эксперимента мы провели занятие, его задачами были: выявление индивидуальных уровней сформированности эмоционального отношения. Назанятиипредлагалось вспомнить репродукции художников, иллюстрации к рассказам и сказкам (которые мы рисовали в течение нескольких занятий). Так же детям предлагалось вспомнить те портреты людей, которые дошкольники уже изображали ранее на занятиях для активизации деятельности воображения, освежения памяти детей. В ходе занятия мы увидели, что большинство детей научились понимать язык эмоций, применять его в рисунках и пользоваться изученными методами и приемами техники рисования. Знания и опыт, полученные детьми на занятиях, привели к повышению их индивидуальных уровней сформированности, овладения техникой изображения этих образов.

Литература:

  1. Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятия изобразительной деятельностью. Дошкольное воспитание, 1981 № 4, с. 27.
  2. Блащук Л. А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5–7 лет на занятиях в детском саду. Диссертация М., 1985.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1991, с. 9–11, с. 13–14.
  4. Денисова З. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., Наука, 1974, с. 140.
  5. Езикеева В. А. Содержание и методика обучения изобразительной деятельности детей 4–7 лет. Эстетическое воспитание в детском саду, М., Просвещение, 1985.
  6. Изард Кэрролл Е., Эмоции человека (перевод с англ.) М., Изд. Моск. Университета, 1980, с. 21, с. 201–206.
  7. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детских садах: обучение и творчество». М.: Педагогика, 2000 г.
  8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества М., просвещение, 1992, с. 23.
  9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность обучение детей техническим навыкам и умениям.
  10. Косминская В. Б. Хализова Н. Б., Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей М., Просвещение,
  11. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве М., Просвещение, 1965. с. 107, 80–81, 120–121, 152–154, 192–194.
  12. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду М., Просвещение, 1982.
  13. Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle