Библиографическое описание:

Пучкова Е. В. О значении развития художественно-эстетических способностей дошкольника // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 695-697.



Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны, во всех искусствах, науках и мастерствах.

Денни Дидро

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество — специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка — непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Чтобы развиваться, дети должны иметь возможность рисовать, лепить, клеить, вырезать, конструировать, результат этой работы проявится в будущем в совершенно разных областях. Научно доказано, что возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творческих способностей ребенка.

Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность — это достояние всего общества.

Существует много видов деятельности ребенка, но есть одна, которая не оставляет равнодушным никого, которая неизменно вызывает много эмоций — это рисование.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Рисование развивает, рисование учит, рисование открывает новый мир красок, форм, ощущений. А если это не просто рисование, а целый комплекс различных видов работ (аппликация, лепка, конструирование и многое другое), то такие занятия становятся не только мощным фактором детского развития вообще, но и средством развития художественно-эстетических способностей ребенка.

Для чего следует развивать художественно-эстетические способности ребенка?

Целью развития человека в каждом возрасте является гармоничное развитие. В детском возрасте фактором гармоничного развития является творческая деятельность, т. к. именно возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творчества, условиями развития которого является художественно-эстетическая деятельность. В процессе этой деятельности формируются перцептивная (воспринимающая) деятельность, усваиваются общечеловеческие ценности и нормы, развиваются возрастные личностные качества (восприятие эстетических явлений, образное мышление, продуктивное воображение, соучастие, опережающая эмоциональная оценка) через ознакомление детей с достижениями культуры и собственную творческую деятельность.

Когда ребенок берет в руки карандаш, в работу сразу же включаются его зрительные, двигательные и осязательные анализаторы. Кроме того, включается воображение и те отделы мозга, которые отвечают за возможности человека принимать решения. Таким образом, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, а также учит ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, воображать и принимать решения. Формирование словарного запаса и связной речи у ребенка тоже во многом зависит от процесса рисования, поскольку разнообразие окружающего мира способствует обогащению лексики малыша.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Режим работы левого полушария — аналитический, вербальный, вычислительный, последовательный, символический, линейный, объективный. Левое полушарие специализируется на вербальном, логическом, аналитическом мышлении, оно отлично проявляет себя в символической абстракции, речи, чтении, письме, его система линейна: первые вопросы решаются первыми, а вторые вторыми. Режим работы правого полушария — интуитивный, субъективный, синтетический, целостный, не связанный со временем. В режиме работы правого полушария можно воспринимать вещи и события посредством внутреннего зрения и воображения. Используя правое полушарие, можно мечтать, понимать метафоры, создавать новые комбинации идей. Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Многие считают, что развитие ребенка определяется, в основном, его интеллектуальными способностями, что умения читать, писать, считать являются основными показателями его готовности к школе. А на практике педагоги, а позднее и сами родители, видят, что эти умения не обеспечивают успешность обучения, нормальное поведение и в целом адаптацию детей к новым условиям школьного обучения. Причиной такого положения дел является не соблюдение закономерностей природосообразного развития психики ребенка, нарушение которого обязательно проявится в виде неврозов, хронических заболеваний, так называемой лени ребенка, его отказе в послушании, нежелании учиться, нарушений двигательной эмоционально-мотивационной сферы ребенка.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно — творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Возраст ребенка предназначен природой для развития действенных и образных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Средствами их развития являются практические действия, чувства и переживания ребенка, т.е его сенсорно-чувственный опыт. Совсем неправильно мыслят взрослые, считая, что ребенок может познавать мир, осваивая его через получение готовых знаний, через чужой (родительский) опыт. По утверждениям выдающихся психологов XX века Л.С Выготского и Ж. Пиаже ребенок развивается только в процессе переживания сложных ситуаций, накопления и осмысления собственного опыта. Лишь собственный опыт дает ребенку ощутить радость восприятия мира во всём его чувственном многообразии, проявить непосредственность реакции, быть эмоционально открытым и доброжелательным, а главное быть активным деятелем и творцом.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

Литература

  1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок.- М., 1972
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 2000
  3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. — М.: Искусство, 1987.
  4. Силивон В.А Когда ребёнок рисует. — Мн., 1989

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle