Библиографическое описание:

Пензина И. В. Идейные особенности режиссеров «Новой волны» во французском кинематографе (на примере Годара, Шаброля и Трюффо) // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1073-1075.



В статье были рассмотрены общие признаки, характерные для фильмов направления «Новая волна», проанализировано творчество Ф. Трюффо, К. Шаброля, Ж. Годара через фильмы «Четыреста ударов», «Красавчик Серж», «На последнем дыхании».

Ключевые слова:«Новая волна», французский кинематограф, Ф. Трюффо, К. Шаброль, Ж. Годар.

По мнению многих кинокритиков, французское киноискусство является одним из самых утонченных явлений мирового кинематографа. В нем сочетается психология и драматизм с высокохудожественной операторской работой. Направление «Новая волна» показало индивидуальный подход во французском кинематографе, в котором проявилось авторское видение таких режиссеров как Ф. Трюффо, Ж. Годар, Э. Ромер, К. Шаброль, А. Рене и других. Изучение идейных особенностей направления «Новой волны» необходимо для более объективного понимания развития мирового кинематографа в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

Отличительной особенностью «Новой волны» был отказ режиссеров от устаревшего стиля съемки и от предсказуемых сюжетов. Режиссеры снизили стоимость киносъемки путем «отказа от дорогостоящих павильонов и массовок, вместо этого стали практиковать съемки на улицах, в студенческих квартирах, что в результате придало фильмам убедительную достоверность» [1; с. 176]. Изменился подход к операторской работе, такие «погрешности» как дрожание камеры, затемненные кадры и другие дефекты не являлись браком. Более того, это считалось эстетической особенностью фильма «Новой волны».

В качестве актеров стали выступать непрофессионалы, такие как Жан-Пьер Лео в «Четыреста ударов». В фильме прослеживается естественность действий (видно, что съемка происходила со стороны). В некоторых эпизодах в эмоциях прослеживается небольшая фальшь. В своих фильмах режиссеры обращались к повседневности, к повествованию историй простых людей, повествованию о внутреннем мире человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. В фильмах, которые снимались до «Новой волны», главными темами были власть, военные, чиновники. В этих фильмах не затрагивали повседневные темы, жизнь простых людей. Режиссерам это не было важно.

Самым первым фильмом в направлении «Новая волна» считался «Красавчик Серж» К. Шаброля, снятый в 1958 г. Герои фильма — Франсуа и Серж — противоположности друг друга. В фильме показано противостояние между городом и деревней. В качестве «города» Франсуа стремился к изменению мира в лучшую его сторону, пытающийся помочь близким людям в деревне, а в качестве собирательного образа всех жителей деревни — Серж, привыкший к неизменной и неразвивающейся среде. Никто не принимал в деревне Франсуа со своими изменениями, но он старался изменить жителей, жертвуя собой. И только после рождения ребенка Сержа, Серж понял, что ему необходимо меняться. Финал картины остается открытым, т. к. у Сержа два пути: измениться или остаться прежним. И только зритель решит для себя, какой из этих путей выберет он.

Международный успех имели кинокартины «Четыреста ударов» Ф. Трюффо и «На последнем дыхании» Ж. Годара. Особенностью этих кинокартин была идея «бунтарства», представители «Новой волны» сами представляли собой «молодых бунтарей» и «бунтарство» вложили в героев своих фильмов. Главный герой «На последнем дыхании» Мишель — одиночка, «лишний человек», который боролся с окружающим миром, как и Антуан в фильме «Четыреста ударов». Только Мишель был не в силах «бороться с миром» и погиб, а Антуан продолжал вести борьбу, сбегав из исправительной колонии. Оба игнорировали социальные нормы для самореализации. Можно отметить отличительную черту фильмов Ж. Годара — его герои трагически погибали («На последнем дыхании», «Уик-енд»), а фильм «Четыреста ударов» демонстрирует творческий почерк Ф. Трюффо — свойственные ему драматизм, полнота чувств, но без пафоса.

Ж. Годар в своем фильме «На последнем дыхании» применил новые кинематографические эффекты: не было четкого плана сцен, диалоги придумывались актерами во время съемки, фильм снимался полностью «на натуре», некоторые сцены были сняты скрытой камерой. Эти элементы были общими особенностями для «Новой волны». Ж. Годар создал ряд успешных фильмов: «Альфавиль», «Уик-энд», «Презрение» и другие. Через такие фильмы, как «Маленький солдат» и «Жить своей жизнью», Ж. Годар проводил идею обреченности молодежи, в этих фильмах герои трагически умирали. В фильме «Уик-энд» Ж. Годар показал буржуазные пороки — упадок нравов, человеческое равнодушие, бесперспективность буржуазного общества. Ж. Годар перешел в своих творениях от «позиции критика буржуазного общества к анархизму и нигилизму» [1; с. 176]. В фильмах «Мужское-женское», «Китаянка» он использовал нетрадиционную драматургию, где чередовалась уличная разговорная речь с литературными цитатами. В фильмах Годара прослеживались неупорядоченные изображения и звуки, которые создавали эффект хаоса и одновременно документальности. Ж. Годар «ломал» привычные ожидания зрителя, стараясь быть неочеведным, удивительным, новым. Его фильмы имели принципиальную неожиданность, в героях, монтаже, киноязыке, сценарии.

Ф. Трюффо находил творчество многих режиссеров (например, Ж. Оранша) пошлым, считая, что большая часть из них слишком коммерцизированны и нацелены не на идею, а на коммерческую выгоду. Новая художественная идея заключалась в демократизации киноискусства и показ настоящего реального человека на экране. Важное место в творчестве Ф. Трюффо занимал цикл фильмов, которые объединены одним героем — Антуаном Дуанелем. В этот цикл входят фильмы: «Четыреста ударов», «Антуан и Колетт», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Сбежавшая любовь». Ф. Трюффо говорил, что фильм должен постоянно держать зрителя в напряжении. «Реплики, звук — все это лишь эскорт той драмы, которая разыгрывается в мимике актеров» [4].Ф. Трюффо экспериментировал с популярными жанрами: гангстерское кино «Стреляйте в пианиста», экранизация романов «451 по Фаренгейту», триллер «Зеленая комната», жестокая мелодрама «Веселенькое воскресение». А его фильм «Американская ночь», которому была присвоена премия «Оскар», был откровенным размышлением Трюффо о сути профессии кинематограф. Часто он обращался за вдохновением к мастерам немого кино. Его творчеству свойственны «тонкий лиризм, ощущение человеческой жизни, безукоризненное владение киноязыком» [5].

К. Шаброль снимал детективы, триллеры, был приверженцем «черного детектива», однако «использовал жанровые каноны для остросоциального анализа и показа широкой картины отношений внутри общества» [2]. В коллекции его режиссерских работ насчитывается более 50 полнометражных фильмов. Кинокартины К. Шаброля были наполнены сарказмом. Почти в конце всех фильмов герои «остаются наедине с безысходностью».

Целью творчества представителей «Новой волны» было создание индивидуальной стилистики, поэтому они искали новые стили, новых героев, новую тематику для своих фильмов. Каждый из режиссеров этого направления внес что-то новое в развитие мирового кинематографа: Ж. Годар внес героя-бунтаря, К. Шаброль — показ отношений буржуазного общества с обычными людьми, «черный детектив», Ф. Трюффо — соединение комедии в трагедии и наоборот.

Разные оценки этому направлению дали профессиональные кинодеятели. Например, М. Швейцер положительно охарактеризовал исследуемое направление [3], К. Тарантино признал, что творчество Ж. Годара оказало серьезное влияние на его фильмы (Бешеные псы, Криминальное чтиво). Даже многие другие режиссеры заимствовали идеи «Новой волны», добавляли свои авторские элементы называя такое кино — экспериментальным. Другой оценки придерживался режиссер К. Лелюш, негативно относившийся к тому, что его некоторые относили к данному направлению, считая представителей «Новой волны» не профессионалами и дилетантами в области режиссерской работы.

Таким образом, стремления французских режиссеров «Новой волны» отражать жизнь «такой, какая она есть», отказаться от эстетизации и зрелищности в кино позволили показать публике индивидуальное бытие человека, который противостоял социальным нормам. Поэтому идейной особенностью являлось не просто показ рутинной повседневности, а противостояние бунтующего человека против этой самой повседневности. Подача материала (небрежная съемка фильма) соответствовала небрежному отношению героев-бунтарей по отношению к обществу. Режиссеры «Новой волны» такие как Ф. Трюффо, Ж. Годар и К. Шаброль вывели новые типажи героев, которые были известные литературе, но не кино.

Литература:

  1. Как кино стало искусством/Р. П. Соболев. — Киев: издательство «Мистецтво», 1975.
  2. Некролог — форум [электронный ресурс] / URL: http://klub-nostalgia.ucoz.com/forum/77–374–1
  3. «Новая волна» — сорок лет спустя [электронный ресурс] / URL: http://kinoart.ru/archive/1999/05/n5-article24
  4. Трюффо Франсуа: биография, творчество, цитаты, фильмография [электронный ресурс] / URL: http://fb.ru/article/227944/tryuffo-fransua-biografiya-tvorchestvo-tsitatyi-filmografiya)
  5. Франсуа Трюффо — форум на КиноПоиске [электронный ресурс] / URL: http://forum.kinopoisk.ru/showthread.php?t=76538)
  6. Французская новая волна в кино [электронный ресурс] / URL: http://kakoyfilmposmotret.ru/pro-kino/2134-francuzskaya-novaya-volna-v-kino.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle