Библиографическое описание:

Скоробогатова В. В., Школьникова В. Е. Проблемы организации и проведения аудиторской проверки операций с основными средствами на примере ООО «Путина» (г. Керчь) // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 983-986.



Целью настоящей статьи является отражение результатов изучения порядка проведения аудиторской проверки операций с основными средствами в ООО «Путина» (г. Керчь).

Целью аудита операций с основными средствами, проводимого в ООО «Путина», является выражение мнения аудитора относительно классификации и реальности оценки объектов основных средств и достоверности отражения информации о них в учете и отчетности общества.

Задачами проведения такого аудита являются:

 изучение состава и структуры основных средств ООО «Путина»;

 оценка условий их эксплуатации;

 подтверждение права собственности общества на активы;

 проверка правильности оформления первичных документов по поступлению и выбытию основных средств;

 оценка состояния синтетического и аналитического учета;

 проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с основными средствами при соблюдении требований законодательства;

 оценка правильности начисления амортизации и корректности ее отражения в учете;

 оценка качества проведенной ранее инвентаризации.

Чтобы аудит был эффективным и экономически оправданным, проверку тщательно планируют, подбирая для каждого этапа наиболее уместные процедуры, проводимые для получения необходимых аудиторских доказательств.

На протяжении всего аудита, начиная с ознакомления с бизнесом клиента и заканчивая составлением итогового отчета, аудитор формирует аудиторские доказательства, документально подтверждающие информацию, собранную во время проверки. Источниками аудиторских доказательств при проведении проверки операций с основными средствами в ООО «Путина» являются:

1) первичные учетные документы: акт о приеме-передаче объекта основных средств, акт о приеме-передаче здания (сооружения), накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств, акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, акт о списании объекта основных средств, акт о списании автотранспортных средств, инвентарная карточка учета объекта основных средств, инвентарный список учета объектов основных средств, акт о приеме (поступлении) оборудования и др.;

2) другие документы: ведомости амортизационных отчислений, договоры купли-продажи основных средств, приказы о назначении инвентаризационных комиссий, инвентаризационные описи основных средств, протоколы инвентаризационной комиссии и др.;

3) регистры бухгалтерского учета: оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и др., своды по начислению амортизации, главная книга;

4) формы отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу;

5) администрация и работники ООО «Путина», контрагенты общества по хозяйственной деятельности и прочие юридические и физические лица.

Конечно же, наиболее доказательными источниками информации являются первичные документы, фиксирующие хозяйственные операции. В процессе аудита бухгалтерские документы проверяют как в хронологической последовательности, так и по группам однотипных хозяйственных операций. Все первичные учетные документы сначала проверяют по существу, устанавливая их подлинность. После этого устанавливают законность и правильность проведенных хозяйственных операций, соответствие их действующему законодательству. Затем проводят арифметическую документов, что подразумевает подсчет, таксировку, составление расчетов, подведение итогов.

Результаты, полученные в ходе аудиторской проверки и подтвержденные аудиторскими доказательствами, фиксируют в рабочих документах аудитора, где отражают используемые процедуры и тесты, проверенную информацию, полученные результаты и сделанные выводы. Содержание рабочих документов аудитора в значительной мере определяется его профессиональным суждением, поэтому количество записей в таких документах определяется аудитором самостоятельно.

Изучение организации процесса аудита операций с основными средствами в ООО «Путина» позволило внести ряд предложений по её совершенствованию.

Во-первых, разработан рабочий документ аудитора по проверке документального оформления списания основных средств в ООО «Путина», который предлагается составлять по результатам проведения документальной проверки актов на списание основных средств. Такую аудиторскую процедуру проводят с целью оценки правильности оформления и достоверности первичных документов, регистрирующих операции по выбытию основных средств. Предлагаемый рабочий документ оформляется в виде аналитической таблицы, структура которой отражена в табл. 1.

Таблица 1

Рабочий документ аудитора по проверке документального оформления списания основных средств вООО «Путина»

Акт ОС-4

Выявлено при проверке:

Вывод аудитора

номер

дата

полнота заполнения реквизитов

Достоверность реквизитов (сверка)

Корректность расчета остаточной стоимости

заполнение таблицы «Поступило от списания»

наличие подписей, их расшифровки

наличие отметки бухгалтера

утверждение руководителем

прочее (указать)

В представленном рабочем документе в разрезе каждого проверенного акта на списание отражается наличие / соответствие (отметка "+") либо отсутствие / несоответствие (отметка "–") различных реквизитов / сведений. В последней графе отражается краткий вывод по результатам проверки каждого акта, а в заключительной (текстовой) части документа аудитор подсчитывает количество выявленных нарушений и делает общий вывод о правильности документального оформления операций по списанию основных средств в ООО «Путина».

Во-вторых, предлагается использовать в практике аудита, проводимого в ООО «Путина», на этапе проверки поступления основных средств рабочий документ аудитора, оформленный в виде сводной таблицы процедур и результатов проверки операций по поступлению основных средств (см. табл. 2). В разработанном рабочем документе в отдельных графах таблицы предлагается отражать (по каждой аудиторской процедуре):

 методы / приемы проверки, которыми пользовался аудитор;

 объекты проверки (с указанием их наименования, реквизитов и количества);

 вид рабочего документа аудитора, отражающего промежуточные результаты после выполнения очередной процедуры (например, аналитическая таблица, расчетно-аналитическая таблица, лист опроса, лист осмотра и т. п.);

 факты, установленные в результате действий аудитора;

 вывод аудитора.


Таблица 2

Сводная таблица процедур ирезультатов проверки операций по поступлению основных средств

Аудиторская

процедура

Метод / прием

проверки

Объект проверки

Рабочий документ

аудитора (вид)

Установленный факт (результат применения

процедуры)

Вывод

аудитора

наименование

реквизиты

кол-во

Проверка оформления первичных документов по поступлению ОС

документальная проверка

акт о приеме-передаче объекта ОС;

инвентарная карточка учета ОС

Аналитическая таблица

Сопоставление данных в первичных документах

взаимный контроль содержания документов

акт о приеме-передаче объекта ОС;

инвентарная карточка учета ОС

– " –

Проверка организации аналитического учета ОС

логическая проверка, встречная проверка

инвентарная карточка учета ОС;

инвентарный список ОС;

оборотно-сальдовая ведомость

по счету 01

– " –

Проверка организации синтетического учета ОС

нормативно-правовая проверка, арифметическая проверка

оборотно-сальдовые ведомости

по счетам 01, 08, 60

– " –

Проверка формирования первоначальной стоимости ОС

нормативно-правовая проверка, встречная проверка, арифметическая проверка

счет-фактура;

акт о приеме-передаче объекта ОС;

оборотно-сальдовые ведомости

по счетам 01, 08, 60

Расчетно-аналитическая таблица

Сверка данных первичных документов и учетных регистров

встречная проверка

акт о приеме-передаче объекта ОС;

оборотно-сальдовая ведомость

по счету 01

Аналитическая таблица

Фактическая проверка наличия поступивших ОС

осмотр

объект основных средств

Лист

осмотра


Применение предложенного рабочего документа аудитора позволит получить в развернутом виде итоги проверки операций по поступлению основных средств в ООО «Путина», а также снизить трудоемкость работ на этапе группировки и обработки результатов, полученных при проведении аудиторской проверки операций по движению основных средств в ООО «Путина».

Задачи, поставленные на этапе планирования перед аудиторами, должны быть решены в процессе аудиторской проверки, проводимой по определенной методике, которая включает в себя методы аудиторской проверки, методические способы организации проверки и аудиторские процедуры. Ниже приведена примерная методика аудита операций с основными средствами, проводимого в ООО «Путина» в соответствии с программой аудита, которая реализуется последовательно (поэтапно), внутри каждого этапа — пошагово.

  1. Проверка первичных документов по поступлению основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка актов о приеме-передаче объектов основных средств с использованием приема документальной проверки.

2) сверка актов с инвентарными карточками с использованием приема взаимного контроля;

3) сверка актов с оборотно-сальдовыми ведомостями с использованием приема встречной проверки;

4) получение подтверждения от материально ответственных лиц с использованием приема опроса;

5) непосредственная проверка объектов с использованием приема осмотра.

  1. Проверка первичных документов по выбытию основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка актов о списании основных средств с использованием приема документальной проверки.

2) сверка подписей в актах с приказами о назначении комиссии с использованием приема нормативно-правовой проверки;

3) проверка договоров купли-продажи с использованием приемов документальной проверки и экспертной оценки;

4) сверка договоров купли-продажи с документами на оплату с использованием приема взаимной сверки;

5) Сверка актов с оборотно-сальдовыми ведомостями с использованием приемов встречной проверки и арифметической проверки;

6) сверка актов с инвентарными карточками с использованием приема взаимного контроля;

7) получение подтверждения от материально ответственных лиц с использованием приема опроса.

  1. Проверка первичных документов по внутреннему перемещению основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка накладных на внутреннее перемещение объектов основных средств с использованием приема документальной проверки;

2) проверка отметок в инвентарных карточках с использованием приема документальной проверки;

3) сверка накладных с инвентарными списками с использованием приемов логической проверки и встречной проверки.

  1. Проверка организации учета основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка правильности отнесения объектов к основным средствам с использованием приема нормативно-правовой проверки.

2) проверка правильности классификации основных средств с использованием приемов логического контроля и нормативно-правовой проверки;

3) проверка инвентарных карточек с использованием приема документальной проверки;

4) проверка инвентарных списков с использованием приема документальной проверки;

5) проверка ведения инвентарной картотеки с использованием приема обследования;

6) сверка инвентарных карточек с инвентарными списками с использованием приемов логической проверки и встречной проверки;

7) проверка наличия инвентарных номеров с использованием приема обследования;

8) тестирование организации синтетического учета с использованием приема нормативно-правовой проверки и опроса;

9) сверка оборотно-сальдовых ведомостей с использованием приемов встречной проверки и арифметических расчетов.

  1. Проверка начисления амортизации основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка ведомостей амортизационных отчислений проводится с использованием приема документальной проверки;

2) проверка правильности начисления амортизации проводится с использованием приемов нормативно-правовой проверки, арифметических расчетов и встречной проверки;

3) проверка правильности отражения начисленной амортизации в учете проводится с использованием приемов взаимной сверки и арифметических расчетов.

  1. Проверка итоговых и отчетных данных по основным средствам.

Заключительным шагом каждого этапа является подведение промежуточных итогов, которое проводится с использованием приемов группировки и анализа.

В заключение проведения аудита операций с основными средствами в ООО «Путина» аудитор выражает мнение о том, что информация об основных средствах, отраженная в бухгалтерском учете и отчетности организации, подтверждается / не подтверждается документально и может / не может считаться достоверной с определяемой аудитором степенью вероятности. По результатам проведенного аудита также составляется отчет, к которому прилагаются все собранные аудиторские доказательства и рабочие документы, составленные аудитором.

Литература:

  1. Бычкова С. М. Практический аудит / С. М. Бычкова, Т. Ю. Фомина; под ред. С. М. Бычковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
  2. Аудит: учебник для вузов / [В. В. Скобара, Г. И. Пашигорева, О. Л. Островская и др.]; под ред. В. В. Скобара. — М.: Просвещение, 2005. — 479 с.
Основные термины (генерируются автоматически): основных средств, использованием приема, приема документальной проверки, объектов основных средств, использованием приема документальной, проверки операций, аудиторской проверки, основными средствами, встречной проверки, аудиторской проверки операций, следующих аудиторских процедур, выполнение следующих аудиторских, приема нормативно-правовой проверки, поступлению основных средств, использованием приемов, объекта основных средств, использованием приема нормативно-правовой, проведения аудиторской проверки, списания основных средств, приемов встречной проверки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle