Библиографическое описание:

Скоробогатова В. В., Школьникова В. Е. Проблемы организации и проведения аудиторской проверки операций с основными средствами на примере ООО «Путина» (г. Керчь) // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 983-986.



Целью настоящей статьи является отражение результатов изучения порядка проведения аудиторской проверки операций с основными средствами в ООО «Путина» (г. Керчь).

Целью аудита операций с основными средствами, проводимого в ООО «Путина», является выражение мнения аудитора относительно классификации и реальности оценки объектов основных средств и достоверности отражения информации о них в учете и отчетности общества.

Задачами проведения такого аудита являются:

 изучение состава и структуры основных средств ООО «Путина»;

 оценка условий их эксплуатации;

 подтверждение права собственности общества на активы;

 проверка правильности оформления первичных документов по поступлению и выбытию основных средств;

 оценка состояния синтетического и аналитического учета;

 проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с основными средствами при соблюдении требований законодательства;

 оценка правильности начисления амортизации и корректности ее отражения в учете;

 оценка качества проведенной ранее инвентаризации.

Чтобы аудит был эффективным и экономически оправданным, проверку тщательно планируют, подбирая для каждого этапа наиболее уместные процедуры, проводимые для получения необходимых аудиторских доказательств.

На протяжении всего аудита, начиная с ознакомления с бизнесом клиента и заканчивая составлением итогового отчета, аудитор формирует аудиторские доказательства, документально подтверждающие информацию, собранную во время проверки. Источниками аудиторских доказательств при проведении проверки операций с основными средствами в ООО «Путина» являются:

1) первичные учетные документы: акт о приеме-передаче объекта основных средств, акт о приеме-передаче здания (сооружения), накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств, акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, акт о списании объекта основных средств, акт о списании автотранспортных средств, инвентарная карточка учета объекта основных средств, инвентарный список учета объектов основных средств, акт о приеме (поступлении) оборудования и др.;

2) другие документы: ведомости амортизационных отчислений, договоры купли-продажи основных средств, приказы о назначении инвентаризационных комиссий, инвентаризационные описи основных средств, протоколы инвентаризационной комиссии и др.;

3) регистры бухгалтерского учета: оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и др., своды по начислению амортизации, главная книга;

4) формы отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу;

5) администрация и работники ООО «Путина», контрагенты общества по хозяйственной деятельности и прочие юридические и физические лица.

Конечно же, наиболее доказательными источниками информации являются первичные документы, фиксирующие хозяйственные операции. В процессе аудита бухгалтерские документы проверяют как в хронологической последовательности, так и по группам однотипных хозяйственных операций. Все первичные учетные документы сначала проверяют по существу, устанавливая их подлинность. После этого устанавливают законность и правильность проведенных хозяйственных операций, соответствие их действующему законодательству. Затем проводят арифметическую документов, что подразумевает подсчет, таксировку, составление расчетов, подведение итогов.

Результаты, полученные в ходе аудиторской проверки и подтвержденные аудиторскими доказательствами, фиксируют в рабочих документах аудитора, где отражают используемые процедуры и тесты, проверенную информацию, полученные результаты и сделанные выводы. Содержание рабочих документов аудитора в значительной мере определяется его профессиональным суждением, поэтому количество записей в таких документах определяется аудитором самостоятельно.

Изучение организации процесса аудита операций с основными средствами в ООО «Путина» позволило внести ряд предложений по её совершенствованию.

Во-первых, разработан рабочий документ аудитора по проверке документального оформления списания основных средств в ООО «Путина», который предлагается составлять по результатам проведения документальной проверки актов на списание основных средств. Такую аудиторскую процедуру проводят с целью оценки правильности оформления и достоверности первичных документов, регистрирующих операции по выбытию основных средств. Предлагаемый рабочий документ оформляется в виде аналитической таблицы, структура которой отражена в табл. 1.

Таблица 1

Рабочий документ аудитора по проверке документального оформления списания основных средств вООО «Путина»

Акт ОС-4

Выявлено при проверке:

Вывод аудитора

номер

дата

полнота заполнения реквизитов

Достоверность реквизитов (сверка)

Корректность расчета остаточной стоимости

заполнение таблицы «Поступило от списания»

наличие подписей, их расшифровки

наличие отметки бухгалтера

утверждение руководителем

прочее (указать)

В представленном рабочем документе в разрезе каждого проверенного акта на списание отражается наличие / соответствие (отметка "+") либо отсутствие / несоответствие (отметка "–") различных реквизитов / сведений. В последней графе отражается краткий вывод по результатам проверки каждого акта, а в заключительной (текстовой) части документа аудитор подсчитывает количество выявленных нарушений и делает общий вывод о правильности документального оформления операций по списанию основных средств в ООО «Путина».

Во-вторых, предлагается использовать в практике аудита, проводимого в ООО «Путина», на этапе проверки поступления основных средств рабочий документ аудитора, оформленный в виде сводной таблицы процедур и результатов проверки операций по поступлению основных средств (см. табл. 2). В разработанном рабочем документе в отдельных графах таблицы предлагается отражать (по каждой аудиторской процедуре):

 методы / приемы проверки, которыми пользовался аудитор;

 объекты проверки (с указанием их наименования, реквизитов и количества);

 вид рабочего документа аудитора, отражающего промежуточные результаты после выполнения очередной процедуры (например, аналитическая таблица, расчетно-аналитическая таблица, лист опроса, лист осмотра и т. п.);

 факты, установленные в результате действий аудитора;

 вывод аудитора.


Таблица 2

Сводная таблица процедур ирезультатов проверки операций по поступлению основных средств

Аудиторская

процедура

Метод / прием

проверки

Объект проверки

Рабочий документ

аудитора (вид)

Установленный факт (результат применения

процедуры)

Вывод

аудитора

наименование

реквизиты

кол-во

Проверка оформления первичных документов по поступлению ОС

документальная проверка

акт о приеме-передаче объекта ОС;

инвентарная карточка учета ОС

Аналитическая таблица

Сопоставление данных в первичных документах

взаимный контроль содержания документов

акт о приеме-передаче объекта ОС;

инвентарная карточка учета ОС

– " –

Проверка организации аналитического учета ОС

логическая проверка, встречная проверка

инвентарная карточка учета ОС;

инвентарный список ОС;

оборотно-сальдовая ведомость

по счету 01

– " –

Проверка организации синтетического учета ОС

нормативно-правовая проверка, арифметическая проверка

оборотно-сальдовые ведомости

по счетам 01, 08, 60

– " –

Проверка формирования первоначальной стоимости ОС

нормативно-правовая проверка, встречная проверка, арифметическая проверка

счет-фактура;

акт о приеме-передаче объекта ОС;

оборотно-сальдовые ведомости

по счетам 01, 08, 60

Расчетно-аналитическая таблица

Сверка данных первичных документов и учетных регистров

встречная проверка

акт о приеме-передаче объекта ОС;

оборотно-сальдовая ведомость

по счету 01

Аналитическая таблица

Фактическая проверка наличия поступивших ОС

осмотр

объект основных средств

Лист

осмотра


Применение предложенного рабочего документа аудитора позволит получить в развернутом виде итоги проверки операций по поступлению основных средств в ООО «Путина», а также снизить трудоемкость работ на этапе группировки и обработки результатов, полученных при проведении аудиторской проверки операций по движению основных средств в ООО «Путина».

Задачи, поставленные на этапе планирования перед аудиторами, должны быть решены в процессе аудиторской проверки, проводимой по определенной методике, которая включает в себя методы аудиторской проверки, методические способы организации проверки и аудиторские процедуры. Ниже приведена примерная методика аудита операций с основными средствами, проводимого в ООО «Путина» в соответствии с программой аудита, которая реализуется последовательно (поэтапно), внутри каждого этапа — пошагово.

  1. Проверка первичных документов по поступлению основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка актов о приеме-передаче объектов основных средств с использованием приема документальной проверки.

2) сверка актов с инвентарными карточками с использованием приема взаимного контроля;

3) сверка актов с оборотно-сальдовыми ведомостями с использованием приема встречной проверки;

4) получение подтверждения от материально ответственных лиц с использованием приема опроса;

5) непосредственная проверка объектов с использованием приема осмотра.

  1. Проверка первичных документов по выбытию основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка актов о списании основных средств с использованием приема документальной проверки.

2) сверка подписей в актах с приказами о назначении комиссии с использованием приема нормативно-правовой проверки;

3) проверка договоров купли-продажи с использованием приемов документальной проверки и экспертной оценки;

4) сверка договоров купли-продажи с документами на оплату с использованием приема взаимной сверки;

5) Сверка актов с оборотно-сальдовыми ведомостями с использованием приемов встречной проверки и арифметической проверки;

6) сверка актов с инвентарными карточками с использованием приема взаимного контроля;

7) получение подтверждения от материально ответственных лиц с использованием приема опроса.

  1. Проверка первичных документов по внутреннему перемещению основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка накладных на внутреннее перемещение объектов основных средств с использованием приема документальной проверки;

2) проверка отметок в инвентарных карточках с использованием приема документальной проверки;

3) сверка накладных с инвентарными списками с использованием приемов логической проверки и встречной проверки.

  1. Проверка организации учета основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка правильности отнесения объектов к основным средствам с использованием приема нормативно-правовой проверки.

2) проверка правильности классификации основных средств с использованием приемов логического контроля и нормативно-правовой проверки;

3) проверка инвентарных карточек с использованием приема документальной проверки;

4) проверка инвентарных списков с использованием приема документальной проверки;

5) проверка ведения инвентарной картотеки с использованием приема обследования;

6) сверка инвентарных карточек с инвентарными списками с использованием приемов логической проверки и встречной проверки;

7) проверка наличия инвентарных номеров с использованием приема обследования;

8) тестирование организации синтетического учета с использованием приема нормативно-правовой проверки и опроса;

9) сверка оборотно-сальдовых ведомостей с использованием приемов встречной проверки и арифметических расчетов.

  1. Проверка начисления амортизации основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:

1) проверка ведомостей амортизационных отчислений проводится с использованием приема документальной проверки;

2) проверка правильности начисления амортизации проводится с использованием приемов нормативно-правовой проверки, арифметических расчетов и встречной проверки;

3) проверка правильности отражения начисленной амортизации в учете проводится с использованием приемов взаимной сверки и арифметических расчетов.

  1. Проверка итоговых и отчетных данных по основным средствам.

Заключительным шагом каждого этапа является подведение промежуточных итогов, которое проводится с использованием приемов группировки и анализа.

В заключение проведения аудита операций с основными средствами в ООО «Путина» аудитор выражает мнение о том, что информация об основных средствах, отраженная в бухгалтерском учете и отчетности организации, подтверждается / не подтверждается документально и может / не может считаться достоверной с определяемой аудитором степенью вероятности. По результатам проведенного аудита также составляется отчет, к которому прилагаются все собранные аудиторские доказательства и рабочие документы, составленные аудитором.

Литература:

  1. Бычкова С. М. Практический аудит / С. М. Бычкова, Т. Ю. Фомина; под ред. С. М. Бычковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
  2. Аудит: учебник для вузов / [В. В. Скобара, Г. И. Пашигорева, О. Л. Островская и др.]; под ред. В. В. Скобара. — М.: Просвещение, 2005. — 479 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle