Библиографическое описание:

Шишкина А. С. Формирование орфографических навыков у младших школьников с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 263-266.



Работа по формированию орфографических навыков у детей с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений их развития.

Данная категория детей характеризуется нарушениями в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усвоения знаний: нарушены процессы восприятия, памяти, внимания, мышления.

Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения младших школьников с ОВЗ. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем педагогики.

В связи с этим возникает проблема исследования: устранение нарушений письма учащихся младших классов с ОВЗ.

Объектом исследования являются особенности нарушений письма у учащихся младших классов с ОВЗ.

Предметом исследования являются методические способы и приемы коррекции нарушений письма у учащихся младших классов с ОВЗ.

Задачи исследования:

– проанализировать специальную литературу по данной теме;

– определить степень разработанности в теории и практике педагогики проблемы нарушений письма учащихся младших классов с ОВЗ;

– изучить и описать характерные особенности нарушений письма у детей с ОВЗ;

– описать специальные методы и приемы коррекционной и логопедической работы, направленной на преодоление трудностей в отработке орфографических навыков у младших школьников с ОВЗ;

Хотелось бы подробнее остановиться на характеристике, речевой и интеллектуальной готовности в овладении орфографическими навыками детей с ОВЗ.

Особенности освоения детьми с ОВЗ грамматики и правописания заключаются в следующем:

  1. механическое заучивание грамматических определений или орфографических правил.
  2. фрагментарное усвоение правила. При определении грамматических категорий или в процессе письма дети используют правило частично, не учитывая его многоплановости.
  3. замена сложного правила более простым на основе случайных, несущественных признаков.
  4. смешение грамматических понятий и орфографических правил,
  5. быстрое забывание грамматического и орфографического материала.
  6. неумение применять полученные знания из области грамматики и орфографии на практике.

Несмотря на указанные трудности, изучение грамматики и правописания при надлежащем отборе материала и правильной системе работы становится доступным для школьников. Это способствует коррекции недостатков мышления и речи детей, а также развитию их познавательных возможностей.

Исходя из типичных ошибок школьников с ОВЗ, мы подобрали упражнения, охватывающие некоторые разделы русского языка.

1) Подсчитать количество слогов и звуков в слове

от более простого к сложному:

– односложные слова, типа дым, дом, мост;

– двусложные слова, типа луна, фартук, парта;

– трёхсложные слова, типа огурец, водяной, молодец;

– четырёхсложные слова, типа бегемоты и т. д.

2) Назвать порядковый номер звука

Можно задать два вида вопросов:

— Какой по счёту звук «т» в слове танк?

— Назови второй по счёту звук в слове танк.

Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:

— Какой звук идёт после звука «н» в слове танк?

— Какой звук идёт между звуком «т» и звуком «н» в слове танк?

1) Найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы — одной чертой, слова, обозначающие действия предметов — двумя чертами.

Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшпьыщшптицыщво;

2) Чтение с использование алфавита

— Отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая стоит после записанной буквы.

Например: ЛТФЯ — муха

Можно использовать предыдущую букву.

3) Кодирование

— Зашифруй слова (мост — 2894)

— Расшифруй слова (23458 — метро)

Дан ключ:

Н М Е Т Р А Л О С

2 3 4 5 6 7 8 9

4) Чтение и запись слов и предложений, записанных или произнесённых наоборот

5) Собери слово.

Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.

та, во, ро — …

ты, бе, ге -…

ве, ка, шал — …

лод, хо -…

ту, ар, тро -…

ша,та,мы -…

мо, гра, та — …

би, рать,за -…

пи,кра,ва -…

чик, бор,за -…

до,про,во,вод -…

лен,дарь,ка -…

6) Найди слог, вставь недостающие слоги.

Са__ги

ко_ ва

по_дор

раз_вор

до__га

ма__на

9) Сложи слова.

Сделай из двух слов одно

ба+ран+ка;

со+ро+кА

во+дя+ной

стрел+ка

7) Примеры.

Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова

пол + оса

вес + ло

сок-к+ночи-но+ня+ет

крах + мал

бар + сук

полка — ка

ракушки — ушки

кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се

компот — пот

виноград — град

лесник — ник

мышьяк — як

пропо-про+это-о

весна — на + точка

кот + ёлка — ка

ласточка — точка + ты

картина — тина + тон

8) Сложи по заданным слогам.

Сложи 1-е слоги:

Дорога машина

Богатый лопата топить

Листик товары падчерица

Клевать ночевать выйди

Думать ботинок выйду

Сложи 2-е слоги:

еда свеча

намочил горе

попона огород удача

догонял получил глубина

узоры кололи пустой

Сложи 3-и слоги:

петухи этажи седина

талия непогода парады

брусника саранча лечили

Сложи 2 слог 1 слог 3 слог

Гроза платок намекать

2слог 3слог 3слог напугать березы подарили

9) Игра «Составь новые слова»

Из одного слова необходимо сделать как можно больше новых слов

ГАСТРОНОМ

ЛЕКАРСТВО

АРИФМЕТИКА

РАСКЛАДУШКА

КИНОТЕАТР

10) Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Ловок — ло. кий.

Скользок — сколь. кий.

Гибок — ги. кий.

Резок — ре.кий.

Гладок — гла, кий.

Робок — ро. кий.

Сладок — сла. кий.

Лёгок — ле. кий.

Близок — бли. кий.

Крепок — кре. кий.

11) Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:

ло. ка, игру. ка, к. ту. ка, клю. ка;

д. ро. ка, кры. ка, варе ка, но. ка;

л. ша. ка, лю. ской, л, па.ка, зага, ка;

мину. ка, моне. ка, гря. ка конфе. ка;

оши. ка, ру, ка, тру. ка, ла.ка.

12) Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова, где это возможно

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство, охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения), оп...здать, укор...тить, в...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

Таким образом, проанализировав специальную литературу, мы выделили основные направления работы и подобрали упражнения, которые наполняя в зависимости от уровня детей, можно использовать на уроках, так и в рамках дополнительных занятий.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Диагностика готовности детей к обучению в школе [Текст] // Методичесие рекомендации. — Пермь. — 1992.
  2. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
  3. Веретенникова Л. К. Формирование образовательных стратегий студентов университетов// Преподаватель 21 век. 2014.№ 3.
  4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Развитие и коррекция грамотности [Текст]. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
  5. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]. — М.: Владос, 2004. — 336с.
  6. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст]: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle