Библиографическое описание:

Чуйкина Е. В. Развитие креативности у студентов колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 257-259.



В статье рассматривается вопрос о развитии креативности у студентов колледжа в условиях реализации ФГОС. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к развитию креативности, включающего использование в образовательном процессе новых способов организации учебного материала, создание открытого образовательного пространства на базе учебного учреждения, формирование внутренней мотивации к креативности. Раскрываются технологические аспекты комплексного развития креативности у студентов колледжа.

Ключевые слова: креативность, творчество, воспитание, эмоциональный интеллект.

Современное состояние общества требует от выпускников учебных учреждений любого уровня и направления не только освоения знаний и умений, которые смогут пригодиться им в их дальнейшей профессиональной деятельности, но и способности вести активный диалог с коллегами, руководством, умения четко и аргументировано излагать свою точку зрения, быть мобильным, активным, творческим человеком. Проявление креативности как естественной потребности личности также входит в ряд требований, предъявляемых молодому специалисту.

Уходит в прошлое подход, согласно которому креативность отождествлялась с понятием интеллект и с уровнем интеллекта. Однако на данный момент однозначного ответа на вопрос «Что есть креативность?» ни психологическая, ни педагогическая науки дать не могут. Современные психологи подчеркивают: креативность не только и не столько результат, сколько процесс, кроме того, креативность является личностной характеристикой. При этом креативность естественным образом должна быть связана с творчеством, с воображением, фантазией, оригинальностью мышления (Выготский Л. С., Давыдов В. В.,Богоявленская Д. Б., Пономарев Я. А.). Отдельно следует отметить, что в творчестве, в созидании главную роль зачастую приобретают именно процессуальные показатели: желание создавать, стремление познавать, коммуникативные навыки, свобода мышления, способность к поиску, умение анализировать ситуацию. Можно предположить, что сегодня креативным человеком считается не тот, кто создает продукт или идею, но тот, кто открыт творчеству, познанию. С этой точки зрения развитие в студентах креативности — это, прежде всего, развитие в них желания созидать, потребность творческого начала в любого рода деятельности.

Развитие креативности призвано сыграть важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения. Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует формирования у студента не только профессиональных, но и общих компетенций, в которые включены способность к пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, способность к решению стандартных и нестандартных ситуаций, способность к использованию информационно-коммуникационных технологий и пр. Кроме того, ожидается, что выпускник колледжа будет в состоянии работать в команде, сможет брать на себя ответственность за работу других членов команды, сможет хорошо ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности и самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (цитируется по ФГОС для специальности 09.02.04«Информационные системы (по отраслям)»). [1;с.3,4]

Все перечисленные выше компетенции, безусловно, важны, актуальны и востребованы, однако на выходе современный студент далек от описанного эталона. Последнее время все чаще приходится сталкиваться с проявлением подростковой пассивности среди студентов колледжей, с нежеланием узнавать новое, с избеганием творческих заданий, требующих от студентов более основательного погружения не только в материал, но и в самого себя. Особенно заметно это в отношении гуманитарных дисциплин со стороны студентов негуманитарных специальностей. В процессе преподавания дисциплин гуманитарной направленности часто приходится сталкиваться в лучшем случае с безразличным, а часто и с негативным отношением. Недопонимание того, что гуманитарные дисциплины стимулируют развитие творческого потенциала, осознанного отношения к себе и к окружающим, осмысление своего места в обществе, повышение общекультурного начала, приводит студентов технических специальностей к отрицанию необходимости изучения, в первую очередь, литературы, дисциплин, связанных с погружением в культурное наследие человечества.

Задумываясь о причинах подростковой пассивности, недостаточно искать их только в специфике изучаемой дисциплины. Что касается внеаудиторной деятельности, мы видим то же отношение со стороны студентов (нежелание, пассивность, лень). Все это говорит о том, что к вопросу неразвитости когнитивного начала следует подходить системно. Необходимо учитывать и психологические особенности каждого студента, и методику организации образовательной и воспитательной деятельности, и личность самого преподавателя.

Е. П. Ильин, М. М. Жердева, В. М. Воскобойников в своих исследованиях обозначили ряд барьеров, которые препятствуют раскрытию творческого потенциала. Среди них называются внешние барьеры (культурный и творческий потенциал родителей, семьи, отношения в социуме, отсутствие единомышленников, недостаточная поддержка со стороны окружения, часто полное ее отсутствие) и внутренние барьеры (страх перед развитием, нежелание, лень, отсутствие внутренней мотивации, нетерпение, несформированность ясно выраженной цели, невнимание, неразвитость качеств, необходимых для созидательного процесса). [3;с.37]

Все перечисленное, в свою очередь, приводит к пассивности, закостенелости и отсутствию творческой жилы в деятельности. Следуя этой модели поведения, студент начинает демонстрировать нежелание узнавать больше по изучаемой дисциплине, не хочет принимать активное участие в образовательном и воспитательном процессах, предпочитает репродуктивный стиль общения.

Очевидно, что сама система обучения и воспитания должна измениться, необходимо сделать так, чтобы и студент, и педагог нашли способы со-взаимодействия, со-творчества. Невозможно приглашать студентов к диалогу, если сама тема далека от круга их интересов, если студент не чувствует поддержки одногруппников, преподавателей, администрации учебного учреждения. Безрезультатны будут требования к созданию проекта, к проявлению креативности, если студент не проникнется изучаемой темой, не испытает своей, внутренней потребности к осмыслению того или иного явления, к претворению в жизнь своих идей и мыслей.

В нашей работе мы стараемся подходить в вопросу развития креативности у студентов комплексно.

Во-первых, это использование в образовательном процессе новых способов организации учебного материала, инновационных методов подачи преподаваемой дисциплины. Так, например, при работе с литературным материалом активно внедряются нетрадиционные подходы к его изучению, контаминируются образовательные и воспитательные методы и приемы. Одним из способов пробуждения креативности и любознательности, интереса к гуманитарным дисциплинам можно назвать интеграцию негуманитарных методов работы и методов представления материала в дисциплины гуманитарной направленности. С этой позиции применение компьютерных, интернет технологий на занятиях способно сократить разрыв между содержанием материала и его представлением. В результате использование компьютерных технологий на занятиях по дисциплине «Литература» способствовало пробуждению интереса к изучаемым произведениям, привело к тому, что студенты специальности «Информационные системы» смогли творчески представить жизнь и труды писателей XIX-XX веков в виде презентаций, интеллект-карт, текстовых документов с гиперссылками. Самими студентами было предложено использовать для представления материала социальные сети, графические редакторы, программы по созданию «облаков слов» (для характеристики произведений и персонажей).

Гуманитарные дисциплины, безусловно, являются хорошим трамплином на пути к креативности. Но креативность не должна быть связана только с образованием. Проявление ее в повседневной и профессиональной деятельности будущего специалиста — вот что должно быть стремлением каждого педагога, личной целью каждого студента. С этим связано второе направление нашей работы: выход за пределы образовательного учреждение, создание открытого непрерывного образовательного и воспитательного пространства. Для этого необходимо, чтобы и сами взрослые были открыты, креативны, постоянно стремились к получению новых знаний. Подчеркнем, что мы говорим не только о преподавателях, но и о семье, о социуме в целом. Создание открытого образовательного пространства — огромный труд, но только реализация ситуации всеобщего творчества может обратить современного подростка к потребности творить и созидать, к осознанию того, что это естественное желание каждого. Общегородские мероприятия, активное включение студентов в проектную деятельность на уровне области, страны, в международные программы; привлечение в образовательное учреждение родителей (творческие родительские собрания, мастер-классы для взрослых, дополнительные услуги на базе образовательного учреждения, реализация совместных проектов); работа с потенциальными работодателями (главным образом реализация совместных программ и мероприятий — экскурсий, конференций, обучающих занятий и пр.) — все это шаги на пути к формированию у подростка устойчивого осознания, что мир — это креативное пространство, где каждый создает себя и мир вокруг.

Наконец, третье направление — работа по формированию внутренней мотивации к креативности. К сожалению, потребность творчества сегодня демонстрируют единицы. Это объяснимо, поскольку образовательные учреждения ориентируют современных студентов на результат, а не на процесс. Кроме того, уровень подготовки, с которым студенты приходят в колледж, не всегда соответствует их изначальной потребности творчества. Ряд ошибок, неудовлетворительных работ — и студент закрывается, на первое место начинает выходить страх. Современные студенты не обладают достаточной компетентностью в понимании ситуации с эмоциональной точки зрения. Наши исследования показали, что у студентов колледжа довольно низкие показатели сформированности эмоционального интеллекта, а это значит, что современные подростки не в состоянии понять чувства и эмоции людей, находящихся рядом с ними, кроме того, они не понимают сами себя, не умеют различать эмоции, проявляемые в различных ситуациях, не способны к рефлексии. Рядом ученых (Мейер Д., Сэловей П, Гоулман Д., Карузо П. и др.) было высказано предположение, что именно эмоциональный интеллект во многом определяет профессиональную и личную успешность большинства людей. Люди с высоким эмоциональным интеллектом эффективнее действуют в различных ситуациях, способны быстрее и лучше принимать решения. Грамотное использование эмоций может способствовать большей успешности в социуме и большей эффективности в профессиональной деятельности. Л. С. Выготский также говорил о важной роли эмоциональной сферы в жизни человека. В частности, он указывал на взаимосвязь эмоций и творчества, подчеркивая, что без соответствующего эмоционального настроя, без увлеченности материалом или процессом, невозможно созидание. [2;с.213] С чем же приходится сталкиваться современному педагогу в колледже: ограниченный «набор» эмоций, непонимание, неумение распознавать эмоции других людей, неспособность контролировать собственную эмоциональную сферу. Как результат — пассивность и агрессивность в поведении студентов.

С нашей точки зрения, в сложившейся ситуации вполне оправдано будет смещение акцента с результативности на процессуальность (особенно при изучении предметов гуманитарной направленности у студентов 1 курса негуманитарных специальностей). Критериями оценивания в этом случае должен быть не результат (его можно отметить отдельно, дополнительно), но именно стремление, деятельность, активность. Определенная свобода должна быть и в выборе произведений для изучения, в их компоновке, в привлечении материала из смежных наук, из изобразительного искусства, музыки, скульптуры, архитектуры. Все перечисленное способно пробудить в обучающихся интерес и творческое начало.

В нашей педагогической практике значительное увеличение креативности было продемонстрировано после проведения серии мастер-классов по изучению поэтических текстов с привлечением музыкального материала и средств изобразительного искусства. После аналитической части студентам предлагалось сначала подобрать картины и музыкальные произведения, соответствующие настрою и характеру поэтического текста, потом проиллюстрировать поэтический материал. Финальным этапом работы было приглашение студентов к сотворчеству — написанию поэтических текстов. Работа, проделанная на предыдущих занятиях, подстегнула обучающихся, продемонстрировала лояльность со стороны преподавателя, его заинтересованность, отзывчивость, желание помочь. Естественное, ненасильственное приглашение к творчеству показало, что креативность не является характеристикой избранных, это нормальное, необходимое условие здорового развития подростка.

Следует постоянно помнить, что познавательные возможности у всех разные. Особенности памяти, внимания, мышления часто сдерживают студентов в желании творить. Неуверенность в собственных силах, непонимание и неприятие собственной значимости — все это ведет к тому, что креативное начало не проявляется или сознательно подавляется.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 14.05.2014 N 525 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2014 N 32962).
  2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 6.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle