Библиографическое описание:

Чечеткин Ю. В. Педагогический вуз: кого он готовит? // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 255-257.



В статье говорится о задачах педагогического образования, о подготовке будущего учителя, о профориентационной работе педагогического вуза.

Ключевые слова: учитель, абитуриент, студент, педагогический вуз.

Кого готовит педагогический вуз? Странный вопрос. Конечно, учителей. Это главный продукт педагогического вуза.

Учитель — это одна из массовых профессий в любой стране мира и в нашей стране тоже. Эта профессия существует на протяжении веков. Каждый человек сталкивается с ней в своей жизни хотя бы один раз: когда ребенком поступает в школу. Таких детей на всей планете подавляющее большинство.

Мы спрашивали первокурсников о том, сколько они бы могли назвать любимых учителей, тех, которые оставили о себе добрую память, то чаще всего называют одного учителя. Реже двух, а большее количество — это вообще редкость. Но было много и тех, у кого не было любимого учителя.

Профессия учителя очень трудная и сложная. Она предъявляетбольшие требования к личности человека, к его профессиональным качествам. И очень часто ребенок, ученик требователен, прежде всего, к качествам личности учителя. Насколько он добр, отзывчив, справедлив, честен. Какую он создает атмосферу в классе? Какие отношения формирует в коллективе детей?

Есть такое понятие: «ватерлиния». Это линия на корпусе судна, показывающая уровень оптимальной нагрузки судна. Если эта линия ушла в воду, то судно перегружено, а если ватерлиния сильно вышла над поверхностью воды, то судно может потерять устойчивость и перевернуться. И оба эти варианта опасны для жизни людей, находящихся на судне. Они могут погибнуть, т. к. судно может утонуть, потеряв устойчивость.

И в воспитании, можно сказать, есть своя «ватерлиния». Ее можно назвать «педагогическая ватерлиния». Это показатель наличия у людей учительской профессии тех качеств, о которых было сказано выше. Профессия учителя, именно профессия, предполагает, что люди, работающие в ней, должны обладать таким качеством, как «доброта». Развитие этого качества у человека в профессии учителя должно быть изначально выше, чем в других профессиях.

Если человек недобрый, то лучше ему поискать другую профессию. Иначе корабль под названием «Класс» может потерять ход, устойчивость и даже перевернуться.

Именно профессия предъявляет к человеку такие требования, которые обусловлены профессиональным кодексом. Например, в профессии полицейского важна готовность, отдать свою жизнь, спасая и защищая другого человека, а в профессии учителя нужно принять другого человека, опираясь на лучшее в нем, проявить доброту, отзывчивость, эмпатию, справедливость.

И педагогический вуз должен уметь искать будущих учителей с этими качествами еще на школьной скамье, развивать эти качества в студентах.

Один из путей этого профессионального отбора и подготовки — это информирование о том, что вуз готовит именно учителей. Именно учителей! Но, если мы обратимся к сайтам педагогических вузов, то не найдем на них информацию об учителях, которые окончили вуз и работают в школе. Мы найдем рассказ о выпускниках, которые не работают в школе. Мы узнаем, что они стали поэтами, бардами, писателями, редакторами и др. И честь им и хвала. Они реализовались в других профессиях и вуз, наверно, помог им в этом. Но они не работают учителями. Да это может и хорошо! Не стоит работать в школе человеку, который не хочет или не может работать с детьми. И не надо его заставлять! Педагогический вуз тем и хорош, что позволяет найти себя и реализоваться в других профессиях! Это здорово!

Но педагогический вуз все-таки готовит У-ч-и-т-е-л-я! Работа учителя — это служение! Служение ребенку! И обучению, и развитию, и воспитанию ребенка! Образование — это не «сфера услуг»! Это взаимодействие «трех стихий»: учителя-ребенка-родителей. А школа — это точка соприкосновения этих стихий, точка взаимопроникновения. Как можно было назвать школу «сферой услуг»? Школа — это не магазин, не ателье, не ресторан. В школе все три стороны образовательного процесса (ребенок, учитель и родитель) играют одновременно свои партии. Играют в ансамбле. И каждая сторона вносит свой вклад. И если одна из сторон «сфальшивит», мелодия может не получиться!

А учитель — это более подготовленная сторона в ансамбле. По крайней мере, так должно быть. И роль педагогического вуза в подготовке учителя непринижаемая ценность. Педагогический вуз может и должен укреплять нить приемственности в профессональном взращивании учительского корпуса.

Педагогическому вузу надо иметь на своем сайте рассказы об учителях, окончивших вуз, о трудностях и радостях их повседневного труда, об опыте, находках, интересных историях, педагогических ситуациях, которые возникают в практике. Можно попросить посетителей сайта предложить свои пути нахождения решений, выходов из сложных ситуаций.

А сколько существует педагогических династий? Рассказ о них необходимо вводить в информационное пространство. Надо приглашать учителей на встречи со студентами, на которых мог бы состояться рассказ о проблемах современной школы, воспитанию детей. Можно такие встречи совмещать со встречами выпускников. Приглашать учителей на Дни открытых дверей. Можно было бы ввести учителей в попечительский совет факультета.

А можно силами студентов создать проект «Учитель». Создать, например, портретную галерею учителей начальных классов города. Тех учителей, которые окончили вуз и работают в школе или работали. По сути, вуз не знает ни в цифрах, ни в биографиях, ни в личностных характеристиках, сколько же выпускников работает в школе, как они работают, с какими проблемами столкнулись, что думают о подготовке, которую они получили в вузе.

Студенты могут собрать информацию об учителях: фамилия, имя, отчество, год окончания вуза, стаж работы, фото и ответ на один вопрос: что дало Вам обучение в Вузе? Это мог быть учитель из школы, в которой учился студент, проходил практику, из школы рядом с домом. И такой портретный ряд показал бы студентам, что выпускники вуза востребованы городом, их очень много работает в школах города. Этот проект помог бы студентам лучше представить роль вуза в подготовке педагогических кадров.

И такую портретную галерею можно было бы открыть в вузе, на факультетах. В форме отдельного рассказа о конкретном учителе, об учителях определенного года выпуска, о тех, кто отработал учителем 25 лет и т. п.

Между педагогическим вузом и школой не должно быть пропасти. Студент должен видеть, что «вступая в воду» педагогической профессии, он не одинок. Его окружает большая дружная корпорация учительского корпуса, профессионального сообщества — «своих», «наших», которые могут помочь ему стать Учителем!

Литература:

  1. Землянская Е. Н., Ситниченко М. Я. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия по программе магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) // Преподаватель XXI век. — 2015. — № 2. — Часть 1. — С.107–139.
  2. Зинна. Ненавижу школу. — М., 2011. — 336 с.
  3. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. — М.: Генезис, 2011. — 184 с.
  4. Ситниченко М. Я. Дидактическая подготовка будущего учителя в системе высшего педагогического образования // Школа будущего.- 2015.-№ 2.-С.95–102.
  5. Чечеткин Ю. В. Опыт работы со студентами I курса Института детства на портале электронного обучения МПГУ // Школа будущего.- 2015.- № 2.- С.124–125

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle