Библиографическое описание:

Чечеткин Ю. В. Педагогический вуз: кого он готовит? // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 255-257.



В статье говорится о задачах педагогического образования, о подготовке будущего учителя, о профориентационной работе педагогического вуза.

Ключевые слова: учитель, абитуриент, студент, педагогический вуз.

Кого готовит педагогический вуз? Странный вопрос. Конечно, учителей. Это главный продукт педагогического вуза.

Учитель — это одна из массовых профессий в любой стране мира и в нашей стране тоже. Эта профессия существует на протяжении веков. Каждый человек сталкивается с ней в своей жизни хотя бы один раз: когда ребенком поступает в школу. Таких детей на всей планете подавляющее большинство.

Мы спрашивали первокурсников о том, сколько они бы могли назвать любимых учителей, тех, которые оставили о себе добрую память, то чаще всего называют одного учителя. Реже двух, а большее количество — это вообще редкость. Но было много и тех, у кого не было любимого учителя.

Профессия учителя очень трудная и сложная. Она предъявляетбольшие требования к личности человека, к его профессиональным качествам. И очень часто ребенок, ученик требователен, прежде всего, к качествам личности учителя. Насколько он добр, отзывчив, справедлив, честен. Какую он создает атмосферу в классе? Какие отношения формирует в коллективе детей?

Есть такое понятие: «ватерлиния». Это линия на корпусе судна, показывающая уровень оптимальной нагрузки судна. Если эта линия ушла в воду, то судно перегружено, а если ватерлиния сильно вышла над поверхностью воды, то судно может потерять устойчивость и перевернуться. И оба эти варианта опасны для жизни людей, находящихся на судне. Они могут погибнуть, т. к. судно может утонуть, потеряв устойчивость.

И в воспитании, можно сказать, есть своя «ватерлиния». Ее можно назвать «педагогическая ватерлиния». Это показатель наличия у людей учительской профессии тех качеств, о которых было сказано выше. Профессия учителя, именно профессия, предполагает, что люди, работающие в ней, должны обладать таким качеством, как «доброта». Развитие этого качества у человека в профессии учителя должно быть изначально выше, чем в других профессиях.

Если человек недобрый, то лучше ему поискать другую профессию. Иначе корабль под названием «Класс» может потерять ход, устойчивость и даже перевернуться.

Именно профессия предъявляет к человеку такие требования, которые обусловлены профессиональным кодексом. Например, в профессии полицейского важна готовность, отдать свою жизнь, спасая и защищая другого человека, а в профессии учителя нужно принять другого человека, опираясь на лучшее в нем, проявить доброту, отзывчивость, эмпатию, справедливость.

И педагогический вуз должен уметь искать будущих учителей с этими качествами еще на школьной скамье, развивать эти качества в студентах.

Один из путей этого профессионального отбора и подготовки — это информирование о том, что вуз готовит именно учителей. Именно учителей! Но, если мы обратимся к сайтам педагогических вузов, то не найдем на них информацию об учителях, которые окончили вуз и работают в школе. Мы найдем рассказ о выпускниках, которые не работают в школе. Мы узнаем, что они стали поэтами, бардами, писателями, редакторами и др. И честь им и хвала. Они реализовались в других профессиях и вуз, наверно, помог им в этом. Но они не работают учителями. Да это может и хорошо! Не стоит работать в школе человеку, который не хочет или не может работать с детьми. И не надо его заставлять! Педагогический вуз тем и хорош, что позволяет найти себя и реализоваться в других профессиях! Это здорово!

Но педагогический вуз все-таки готовит У-ч-и-т-е-л-я! Работа учителя — это служение! Служение ребенку! И обучению, и развитию, и воспитанию ребенка! Образование — это не «сфера услуг»! Это взаимодействие «трех стихий»: учителя-ребенка-родителей. А школа — это точка соприкосновения этих стихий, точка взаимопроникновения. Как можно было назвать школу «сферой услуг»? Школа — это не магазин, не ателье, не ресторан. В школе все три стороны образовательного процесса (ребенок, учитель и родитель) играют одновременно свои партии. Играют в ансамбле. И каждая сторона вносит свой вклад. И если одна из сторон «сфальшивит», мелодия может не получиться!

А учитель — это более подготовленная сторона в ансамбле. По крайней мере, так должно быть. И роль педагогического вуза в подготовке учителя непринижаемая ценность. Педагогический вуз может и должен укреплять нить приемственности в профессональном взращивании учительского корпуса.

Педагогическому вузу надо иметь на своем сайте рассказы об учителях, окончивших вуз, о трудностях и радостях их повседневного труда, об опыте, находках, интересных историях, педагогических ситуациях, которые возникают в практике. Можно попросить посетителей сайта предложить свои пути нахождения решений, выходов из сложных ситуаций.

А сколько существует педагогических династий? Рассказ о них необходимо вводить в информационное пространство. Надо приглашать учителей на встречи со студентами, на которых мог бы состояться рассказ о проблемах современной школы, воспитанию детей. Можно такие встречи совмещать со встречами выпускников. Приглашать учителей на Дни открытых дверей. Можно было бы ввести учителей в попечительский совет факультета.

А можно силами студентов создать проект «Учитель». Создать, например, портретную галерею учителей начальных классов города. Тех учителей, которые окончили вуз и работают в школе или работали. По сути, вуз не знает ни в цифрах, ни в биографиях, ни в личностных характеристиках, сколько же выпускников работает в школе, как они работают, с какими проблемами столкнулись, что думают о подготовке, которую они получили в вузе.

Студенты могут собрать информацию об учителях: фамилия, имя, отчество, год окончания вуза, стаж работы, фото и ответ на один вопрос: что дало Вам обучение в Вузе? Это мог быть учитель из школы, в которой учился студент, проходил практику, из школы рядом с домом. И такой портретный ряд показал бы студентам, что выпускники вуза востребованы городом, их очень много работает в школах города. Этот проект помог бы студентам лучше представить роль вуза в подготовке педагогических кадров.

И такую портретную галерею можно было бы открыть в вузе, на факультетах. В форме отдельного рассказа о конкретном учителе, об учителях определенного года выпуска, о тех, кто отработал учителем 25 лет и т. п.

Между педагогическим вузом и школой не должно быть пропасти. Студент должен видеть, что «вступая в воду» педагогической профессии, он не одинок. Его окружает большая дружная корпорация учительского корпуса, профессионального сообщества — «своих», «наших», которые могут помочь ему стать Учителем!

Литература:

  1. Землянская Е. Н., Ситниченко М. Я. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия по программе магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) // Преподаватель XXI век. — 2015. — № 2. — Часть 1. — С.107–139.
  2. Зинна. Ненавижу школу. — М., 2011. — 336 с.
  3. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. — М.: Генезис, 2011. — 184 с.
  4. Ситниченко М. Я. Дидактическая подготовка будущего учителя в системе высшего педагогического образования // Школа будущего.- 2015.-№ 2.-С.95–102.
  5. Чечеткин Ю. В. Опыт работы со студентами I курса Института детства на портале электронного обучения МПГУ // Школа будущего.- 2015.- № 2.- С.124–125
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический вуз, педагогического вуза, Педагогический вуз, педагогический вуз должен, Профессия учителя, педагогический вуз все-таки, будущего учителя, профессии учителя, педагогического образования, продукт педагогического вуза, работе педагогического вуза, подготовке будущего учителя, качествам личности учителя, роль педагогического вуза, подготовке учителя непринижаемая, учительского корпуса, подготовка будущего учителя, начальных классов, задачах педагогического образования, Школа будущего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle