Библиографическое описание:

Кубрак Н. В. Курирование информационных потоков как эффективное средство формирования персональной учебной среды // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 141-146.



Персональная учебная среда (Personal Learning Environment, PLE) — термин, появившийся в начале XXI века и связанный с распространением электронного обучения

Термин «персональная учебная сеть» широко используется в публикациях зарубежных и отечественных специалистов в области педагогики. Существуют разные точки зрения на определение этого термина. Например, В. Н. Кухаренко обозначает персональную учебную среду как инструмент, позволяющий обучающимся участвовать в распределенной среде, состоящей из сети людей, услуг и ресурсов, а также средство создания персональной учебной сети для взаимодействия с коллегами по совместной деятельности [4].

Н. Н. Казаченок Н. Н. и О. П. Михеева определяют PLE как самоорганизующуюся систему, позволяющую осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями личностно-ориентированного обучения, предоставляя в распоряжение преподавателя и обучаемого всевозможные условия и инструменты для достижения необходимого результата [3].

В качестве рабочего определения в рамках данной статьи использовано определение Марка ван Хармелен, обозначающего PLE как «…систему, которая помогает учащимся управлять своим собственным обучением. Это включает обеспечение поддержки учащихся в определении ими своих собственных целей обучения, управления своим обучением, управление содержанием и процессом обучения, взаимодействием с другими обучаемыми в процессе обучения и, тем самым, достижением целей обучения» [2].

Процесс обучения подразумевает под собой самостоятельное овладение знаниями, навыками и умениями, это вид сознательного целенаправленного учения, заключающийся в поиске, добыче, выделении, осмыслении и овладении знаниями, формировании самостоятельно спланированных навыков и умений, которые необходимы и для профессиональной деятельности, саморазвития и т. д.

Обучаясь, студент самостоятельно определяет собственные образовательные цели, источники обучения и использует подходящие инструменты работы с ними.

При этом понятие персональной учебной среды подразумевает работу студента в виртуальном пространстве при взаимодействии с другими участниками обучения посредством инструментов, для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, а также ее передачу, переработку и обогащение.

При формировании персональной учебной среды у студентов недостаточно знаний о собственных способах обучения, методах, и инструментах, которые оптимально удовлетворяют потребности в получении знаний. В этом случае первоначально несет ответственность педагог, который способствует развитию сетевой культуры, формированию PLE через подбор необходимого инструментария, знакомство с технологией работы с сервисами и приложениями. Тем не менее, в дальнейшем студент должен самостоятельно развивать собственные навыки саморегулируемого обучения и метапознавательное мышление.

Для формирования PLE необходимы такие навыки медиа-информационной грамотности как умение анализировать информацию, критическое мышление, сотрудничество, активность, самостоятельность, ответственность. И даже если изначально уровень овладения этими навыками невысок, работа с информацией с использованием сервисов в PLE способствует развитию этих навыков.

Формирование PLE подразумевает использование инструментов для агрегации и распространения информации и требует постоянной включенности в процесс обработки и продуцирования. Ранее к инструментам формирования PLE относили лишь социальные сервисы, сегодня же в условиях развития электронного обучения мы говорим и об использовании мобильных приложений. Причем с каждым днем роль мобильных устройств в обучении и формировании PLE только усиливается.

Возникает закономерный вопрос — каким образом обучающемуся научиться грамотно выделять нужное среди информационного шума, анализировать, собирать в одном месте, чтобы делиться с однокурсниками, единомышленниками и педагогами?

В связи с этим актуальным стало курирование контента в Сети.

Курирование информации — это поиск, отслеживание информации, оценка достоверности и ценности, классификация, «повышение ценности» и распространение в Сети в рамках целевой аудитории.

Выделяется пять основных методов курирования контента [5]:

  1. Объединение, суть которого состоит в сборе актуальной информации по какой-либо теме в определенной локации. Это самый распространенный способ курирования контента, и на нем основывается большинство информационных онлайн-сервисов.
  2. Дистилляция (выделение), цель которого — восстановление актуального контента, выделение наиболее важных фактов из информационного шума.
  3. Повышение ценности — куратор выделяет тренд из разрозненного потока информации, обобщает и рассматривает его.
  4. Мэшап (метод неоднородности информации) — сбор и объединение различной информации о субъекте и создание на ее основе нового, оригинального взгляда на субъект.
  5. Хронологический метод заключается в сборе информации по теме за конкретный отрезок времени для отображения динамики развития процесса или явления.

Инструментов для курирования информации сегодня существует много, и их выбор обусловлен эффективностью работы, простотой в использовании, возможностью интеграции с социальными сетями, наличием мобильной версии.

В рамках данной статьи представлен круг наиболее популярных и эффективных инструментов для курирования контента — Feedly, Pocket, Pinterest, Scoop.it.

– Чтение RSS — Feedly

– Визуальные закладки -Pinterest (визуальные закладки)

– Тематическая онлайн-газета — Scoop.it, Paper.ly

– «Отложенное» чтение — Pocket

Для начала курирования информации студенту целесообразно начать с ежедневного чтения сайтов по актуальной тематике. В первую очередь стоит начать с сайтов авторитетных специалистов в этой отрасли, отобрать наиболее интересные, чтобы в дальнейшем начать отслеживать активность авторов с помощью RSS и социальных сетей.

Сервис Feedly (https://feedly.com) для чтения RSS поможет собрать все читаемые сайты в одно место, сэкономив время и сделав поиск нужных ресурсов более эффективным. Как любой агрегатор новостей, это сервис для хранения материалов из СМИ под одним крылом. Feedly позволяет организовать любимые издания, подкасты и каналы YouTube в коллекции и получать обновления. Поддерживает категоризацию, тегирование, различные режимы представления новостных лент. Сервис дает возможность просматривать полный текст статьи без перехода на сайт-первоисточник.

C:\Users\Наталья\Downloads\Снимок4.PNG

Рис. 1. Интерфейс сервиса Feedly.

Сервис Pinterest (https://www.pinterest.com) позволяет легко сохранять на виртуальных досках картинки или видео из Сети. В Pinterest удачно переплелись функции закладочного, рекомендательного сервиса, доски объявлений, листа желаний.

Сервис характеризуется исключительно простым пользовательским интерфейсом, Pinterest часто называют социальной сетью, так как здесь можно следовать за другими людьми на основе общих интересов, отмечать понравившиеся фотографии, оставлять комментарии, делиться контентом. Особенность сервиса состоит в том, что каждый раз, когда пользователь будет «кликать» по картинке, то будет попадать на сайт-первоисточник. Среди преимуществ сервиса:

– ведение совместных досок (возможность коллаборации);

– создание «секретных» (не открытых для публичного доступа) досок при подготовке к мероприятиям и выступлениям;

– возможность встраивания тематической подборки на сайте, интеграция с социальными сетями

Ниже представлен пример коллективной подборки по теме «Кураторство» (http://bit.ly/1O1OFYz)

C:\Users\Наталья\Downloads\Снимок3.PNG

Рис. 2. Коллективная тематическая подборка в сервисе Pinterest

Scoop.it (http://www.scoop.it) — простой и удобный сервис с интуитивно понятным интерфейсом, позволяющий легко создавать тематические страницы, своеобразный электронный журнал, в котором можно размещать материалы, предлагаемые самим сервисом или найденные студентом самостоятельно. Есть возможность вводить свои источники контента, включая Twitter-списки, SlideShare, страницы Facebook и мн. др. Сообщения можно комментировать, перемещать или удалять. Сервис предлагает несколько способов размещения контента в социальных сетях и возможность экспорта контента, отобранного с его помощью, на сайт.

Можно создавать проекты (дайджесты), посвящённые разным проблемам и аккумулировать в них материалы из различных источников, можно комментировать сообщения, удалять, перемещать, можно создавать заметки на основе публикаций в Интернете.

Ниже представлен пример подборки о смешанном обучении от В. Н. Кухаренко (http://bit.ly/1R5jmze)

C:\Users\Наталья\Downloads\Снимок6.PNG Рис. 3. Тематическая подборка о смешанном обучении в Scoop.it

Pocket (https://getpocket.com) — это один из старейших и самых продуманных сервисов отложенного чтения. Он предельно прост, удобен в использовании и имеет мобильную версию. Pocket хранит веб-страницы в полном или компактном виде (как лучше, сервис решает автоматически), каждой записи можно присвоить теги. Они же заменяют папки при упорядочивании данных в «хранилище». Из содержимого Pocket можно сделать выборку по фильтрам: статьи, видео, изображения. Страницы легко отмечать как избранные и архивировать, а ненужные — удалять. Пролистывать содержимое страницы можно лентой или постранично. Добавленные в веб-версии сервиса материалы автоматически синхронизируются с мобильным приложением Pocket.

Если студент занимается исследованием, он работает с большим объемом информации в поисках нужных знаний. Одним из самых действенных способов работы с текстом является выделение его ключевых моментов, выявление главной мысли повествованиия, создание конспектов. Сервис Highly (https://www.highly.co), имеющий расширения для Google Chrome, FireFox и Safary, поможет работать с длинными текстами, сохраняя выделенные фрагменты в личном кабинете сервиса.

Для работы в сервисе необходимо установить расширение в браузере. После этого нужно открыть статью и нажать на кнопку расширения. В результате курсор примет характерный для выделителя вид, а внизу появится чёрная шкала, на которой будут отображаться все выделенные вами фрагменты в виде цветных отрезков. Созданные заметки сохраняются для последующего использования и доступны в личном кабинете пользователя. Для этого необходимо зарегистрироваться на домашней странице сервиса Highly.

Говоря о научно-исследовательской работе, нельзя не сказать об инструментах для поиска научных публикаций в российском сегменте Интернета.

Google Академия (https://scholar.google.ru) предоставляет простой способ широкого поиска научной литературе и позволяет осуществлять поиск по статьям, диссертациям, книгам, рефератам, в профессиональных сообществах, онлайн-библиотеках и др. —

Еще один инструмент Google — оповещения (https://www.google.ru/alerts). Этот сервис позволяет подписаться на обновления в поисковой системе по заданным самим пользователем параметрам, настроить условия получения этих обновлений. В дальнейшем пользователь сможет получать по электронной почте уведомления о новой информации в Сети по указанной тематике.

Единый каталог РГБ (http://www.rsl.ru/ru/s97/s339) содержит библиографические записи на все виды документов, включая статьи, изданные на русском и других языках на различных носителях и в различные хронологические периоды. Также возможен поиск не только в едином каталоге, но и в отдельных каталогах по определенному виду документа. Также единый каталог доступен в мобильной версии.

eLibrary.ru (http://elibrary.ru/defaultx.asp) — российская научная электронная библиотека, интегрированная с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). По состоянию на 2015 г. в базе данных eLIBRARY.ru насчитывается более 21 млн статей[1]. eLIBRARY.RU и РИНЦ разработаны и поддерживаются компанией «Научная электронная библиотека». Помимо платного доступа и доступа по подписке для организаций, на портале бесплатно доступны статьи из более чем 2000 журналов с открытым доступом.

Работа с Национальной электронной библиотекой (https://нэб.рф) предполагает простой и удобный поиск по фондам российских библиотек (более 26 млн. записей); постраничный просмотр документов, имеющих электронные копии (более 1,6 млн. книг); для зарегистрированных пользователей: постраничный просмотр документов, защищенных авторским правом, без возможности печати, копирования или сохранения на устройство, добавление книг в избранное.

КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/)— это научная электронная библиотека открытого доступа, репозиторий научных статей, публикуемых в журналах России и ближнего зарубежья,в том числе в журналах из перечня ВАК (всего около 1 млн научных статей).

Отслеживание информации в рамках формирования PLE приобретает свое продолжение в повторном использовании информации при публикации отобранных по теме материалов. Можно создавать и фиксировать свои дайджесты и подборки в собственном блоге или на корпоративном сайте, тем более что многие сервисы предполагают интеграцию с сайтами и соцсетями. Исследователь может преобразовывать массивы полученных данных в других форматы, например, визуализировать информацию в виде инфографики, ментальной карты или публиковать подкасты.

Опубликованные тематические материалы приобретают дополнительную ценность в профессиональных сообществах. Передача как один из важных аспектов PLE предполагает возможность делиться знаниями и получать знания от других людей.

GrahamAttwell, JennyBimrose, AllanBrown, SallyAnne-Barnes выделяют следующие этапы формирования PLE [6]:

– Поиск информации: — научение студентов искать и работать с информацией, конкретно определять необходимые источники информации.

– Обзор и структурирование предполагает извлечение нужного и фильтрацию второстепенного.

– Обработка: После идентификации найденной информации возникает потребность в её обработке и расширении собственных знаний.

– •Анализ: для адаптации информации для конкретной проблемной ситуации, необходим самостоятельный анализ.

– •Рефлексия предполагает необходимость обсуждения прочитанного в группе, способствует выявлению и преодолению возникающих трудностей в процессе обработки информации, более глубокому пониманию темы и овладению предметом.

– Презентация даёт возможность студентам представить собственное решение проблемы для обсуждения в группе с помощью слайдов, проспектов, ментальной карты.

– Репрезентация: В отличие от презентации репрезентация ставит целью извлечение новых артефактов знаний из проведённого анализа и выводов из решаемой проблемы.

Формирование PLE на всех этих этапах становится успешным при правильном отборе студентом инструментов для курирования информации, методикой работы с ними, умением анализировать информацию и ретранслировать полученные знания в виртуальных сообществах. Именно этому важно обучать студента при организации научно-исследовательской деятельности.

Литература:

  1. eLIBRARY.ru: материал из Википедии [Электронный ресурс]// Wikipedia/ — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ELIBRARY.ru (дата обращения 20.03.2016)
  2. Schneider, D. K. Personallearningenvironment // EduTechWiki 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edutechwiki.unige.ch/en/Personal_learning_environment (дата обращения 19.03.2016)
  3. Казаченок, Н.Н Особенности формирования персональной учебной среды преподавателя сетевого обучения [Электронный ресурс] /Н. Н. Казаченок, О. П. Михеева // Территория новых возможностей. — 2013. — № 3 (21). — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-personalnoy-uchebnoy-sredy-prepodavatelya-setevogo-obucheniya (дата обращения: 20.03.2016).
  4. Кухаренко, В. Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс [Электронный ресурс] / В. Н. Кухаренко// Высшее образование в России. — 2011. — № 10. — С.93–99. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-e-learning-massovyy-otkrytyy-distantsionnyy-kurs (дата обращения: 20.03.2016).
  5. Курирование контента. Часть 1 [Электронный ресурс] // SECRETseo. — 10 декабря 2015. — Режим доступа: http://secret-seo.ru/marketing/kurirovanie-kontenta (дата обращения 19.03.2016)
  6. Чихрадзе, А. М. К вопросу формирования персональной учебной среды (ple personal learning environment) в контексте неформального обучения [Электронный ресурс] / А. М. Чихрадзе // 14-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’2012»: [труды конгресса], Т. 2. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. — С.227. — Режим доступа: http://www.nngasu.ru/cooperation/2012-tom2.pdf#16

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle