Библиографическое описание:

Сковородкин В. А. Обновление воспитательного процесса на основе технологии организации туристско-краеведческой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 216-220.



В статье раскрываются подходы к обновлению воспитательного процесса, показывается роль досуговой деятельности в воспитании и социализации детей. Представлена технология организации туристско-краеведческой деятельности, приведен авторский опыт применения воспитательных технологий в туристско-краеведческой деятельности.

Ключевые слова: воспитательный процесс, направления досуговой деятельности, организация туристско-краеведческой деятельности, воспитательные технологии, воспитание и социализация личности.

Успех воспитания зависит от множества факторов, в том числе от выбора целей, содержания, применяемых технологий (традиционных и инновационных) в деятельности. Воспитание молодёжи осуществляется посредством различных социальных институтов общества. Особое значение приобретает досуговая деятельность. Социальная значимость досуговой деятельности заключается в выстраивании отношений между людьми, сообществами, в социальной адаптации человека, в развитии Я-концепции. Педагогический контекст досуговой деятельности состоит в свободе выбора направления, формы и вида деятельности сообразно личностным желаниям, задаткам, способностям, в предоставлении возможности самостоятельного проявления и развития своей индивидуальности, инициативы в различных видах отдыха и развлечений. Организованный досуг выступает как важное направление становления и развития личности, усвоения культурных и духовных ценностей, традиций. Этот процесс называется социализацией и напрямую связан с расширением социальных связей личности. Социализация осуществляется через реализацию развивающих программ, технологий, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. В современных условиях к деятельности учреждений образования и культуры предъявляются требования самого разного характера, по организации различных видов досуга, включая и коммерческую деятельность [7]. Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и в воспитательной, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать) как технологию [5]. Алгоритм конструирования и организации воспитательной технологии начинается в социальной организации людей, подразумевающий взаимосвязь и технологические этапы действий.

Сегодня запросы и интересы молодых людей постоянно изменяются. В выборе тех или иных видов деятельности особенно ярко отражается уровень развития личности, её направленность, сформированность жизненной позиции. В то же время в современном обществе имеются виды досуговой деятельности, заметно отличающиеся от традиционных видов, не предполагающих культурное развитие личности (ориентация на секс, насилие, негативные явления и др.) [6]. Организаторы воспитательной деятельности должны уделять внимание использованию новейших достижений педагогики, психологии, медицины, способствующих восстановлению эмоционального равновесия людей, через возрождение народных праздников и гуляний, через свободный творческий поиск в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, в мастерских и творческих лабораториях [8, с.30]. Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно выполнение ролевой функции — реформатора. Не случайно 8 сентября 2015 года утвержден приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 613н об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», в котором содержится описание трудовых функций, требования к образованию, обучению, и опыту практической работы педагогов дополнительного образования, в большинстве своём организующих досуг детей и молодёжи [4]. Согласно Стандарта педагог дополнительного образования должен овладеть:

– трудовыми действиями: планирование подготовки, организация подготовки, проведение досуговых мероприятий;

– необходимыми умениями: понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий, создавать условия для обучения, воспитания и(или) развития учащихся, использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей, контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся;

– необходимыми знаниями: особенностей организации и проведения досуговых мероприятий; методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий; техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; требования охраны труда при проведении досуговых «мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) [4].

Можно выделить множество направлений досуговой деятельности: патриотическое; профилактическое; трудовое; лидерское; психолого-педагогическое; социально-бытовое; социокультурное; социально-правовое; информационное; валеологическое (здорового образа жизни); туристско-краеведческое (организация экскурсий, походов по местным достопримечательностям, проведение экспедиций, организация помощи музеям и памятникам природы и др.) [4].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2014 г.) ориентирует на современный национальный воспитательный идеал человека как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [3]. Одним из реальных потенциалов воспитательной работы, реализующим данные направления в стремлении к указанному идеалу, является организованная туристско-краеведческая деятельность, являющаяся комплексным направлением в воспитании современной молодёжи. Во время экскурсий, походов, экспедиций группа путешественников попадает в определенную среду — природную ситуацию, деятельность в которой помогает развитию активной жизненной позиции, выработке навыков и привычек общественного поведения, формированию коллективистских взаимоотношений. Многолетний опыт организации туристско-краеведческой деятельности с детьми разных возрастных групп показывает, что в настоящее время в воспитательном процессе не достаточно используется воспитательный потенциал познавательного и активного отдыха детей в природной среде. В стране имеются уникальные природные богатства, но всё меньше времени дети находятся в естественной природной среде. В Российской Федерации, к сожалению, не происходит увеличения станций юных туристов, кружков и секций для занятий с детьми туристско-краеведческой деятельностью. Состояние кружковой работы в общеобразовательных организациях позволяет сделать вывод о том, что охват учащихся, занимающихся в туристско-краеведческих кружках школ, по разным причинам, за последние двадцать лет в разных регионах России снизился на 50 %. [1].

2017 год в Российской Федерации Указом Президента РФ от 5.01.2016 объявлен Годом Экологии [2]. Планируется развитие заповедников, национальных парков и объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в целом улучшение состояния окружающей среды в которой будет активно развиваться детский туризм. Замечено, что к 3–5 классу, активный ребенок насыщается учебной деятельностью, становиться все труднее поддерживать его учебно-познавательную активность, которая неразрывно связана с терпением, усидчивостью и ответственностью. Именно в этот период важно определить ребенка в новую развивающую среду, желательно вне образовательного учреждения где он учится. Это может быть спортивная секция, кружок в системе дополнительного образования близлежащего Дворца детского творчества. Здесь важно освоение новых видов деятельности ребенком, приобщение его к новым формам занятий, новому кругу общения.

Еще с древних времен путешествия были признаны результативной формой познания подростком окружающего мира и самого себя, своих возможностей [9, с.55]. В туристско-краеведческой деятельности возникает достаточно большое количество воспитывающих ситуаций. В первую очередь, они направлены на жизнеобеспечение туристической группы: разведение огня, приготовление пищи, установка палатки для ночлега, общение с ровесниками, с младшими и старшими по возрасту в походной группе. Каждый участник туристской группы понимает и видит решение простых жизненно важных вопросов, определяет свой потенциал и характер в их правильном решении. Это самостоятельное решение ребёнком различных жизненных вопросов или проблем, обеспечивает принятие норм и правил поведения, закрепляя существующие и сложившиеся личностные характеристики. Кроме того, в туристско-краеведческой деятельности у личности формируются волевые качества и навыки действий в нестандартных ситуациях. Воспитательным эффектом здесь является формирование дисциплины и самодисциплины, проявление товарищеской взаимовыручки, ответственности за выполнение «своей» роли в группе. В результате взаимодействия при решении общих и личностных задач в туристической группе происходит развитие и закрепление личностного опыта, проявляется и реализуется творческий потенциал. В туристической деятельности многие дети сталкиваются с первыми физическими и психологическими перегрузками. Не каждая дорога легка, умение преодолевать трудности пути даётся нелегко, у каждого появляется возможность поддержать того, кому сейчас ещё труднее. Появляется «чувство локтя» — умение чувствовать боль других, когда товарищу тяжело и вовремя его поддержать. Получаемый во время походов эмоциональный заряд помогает становлению и развитию таких важных личностных качеств как сдержанность, спокойствие, осмотрительность. Разработанные на протяжении многих десятилетий воспитательные средства туристско-краеведческой деятельности служат выработке навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, умению выполнять порученное дело самостоятельно, развивая сознательную дисциплину. Они строятся на основе таких ценностей, как: дружба, товарищество, взаимопомощь. Эти же ценности являются основополагающими во взаимоотношениях между людьми. Они позволяют формировать в личности единство слова и дела, умение подчинять собственные потребности общественным интересам.

Туристско-краеведческая деятельность с детьми обладает широким и комплексным развивающим потенциалом. Во время прогулок, экскурсий, походов, экспедиций путешественники попадают в природную ситуацию, где направляемая руководителем деятельность помогает детям в развитии активной жизненной позиции, выработке навыков и привычек общественного поведения. Как нельзя лучше туристско-краеведческая деятельность дает возможность воспитывать детей с пониманием Программы развития человечества (принятой в Рио-де-Жанейро, 1999 г.), служащую для обеспечения устойчивого развития общества. Основные элементы воспитательной работы данной Программы начинаются в семье, затем продолжаются в образовательных учреждениях: детских садах, школах, гимназиях, лицеях, колледжах, техникумах, институтах, университетах и академиях. Современный преобразующийся мир в стремлении к устойчивому развитию переходит на информационно-технологический путь, в котором эффективные решения организации человеческой деятельности нацелены на результат с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Такая организация человеческой деятельности становится всё технологичней, технологии формируют распределение всего производственного процесса на определённые этапы и последовательно сменяющие друг друга операции, в тоже время педагогическим технологиям как процессу в воспитании присуща определенная протяженность во времени, от формулирования цели, задач до ее практического решения и получения результата (часто отсроченного). С целью совершенствования системы знаний, активизации практической деятельности в области непрерывного экологического образования была предложена педагогическая технология, построенная на основе системно-функционального подхода [10, с.5].

В туристско-краеведческой деятельности можно выделить три основных этапа: 1. Подготовка к походу, распределение заданий, должностей. 2. Непосредственное проведение путешествия. 3. Оформления результатов. Воспитательный результат зависит от профессионально грамотных действий педагога на всех этапах туристско-краеведческой деятельности. Показателями определяющих уровень воспитанности участников туристско-краеведческой деятельности являются:

– положительная мотивация деятельности и поведения(потребность в социально ценностной деятельности, направленность на достижение личностных и общественных результатов деятельности).

– знания (наличие практических знаний, необходимых для формирования социально значимой модели поведения и социальной активности).

– опыт деятельности (наличие положительных примеров, включающих проявление инициативы, самостоятельности и ответственности в практической деятельности).

Воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности основаны на добровольности освоения различных ролей и должностей социально-ценностной туристско-краеведческой деятельности; на признании равенства личных и общественных потребностей, осознании социальной защищенности туристической группы и готовности к защите интересов других участников; на сочетании управления и самоуправления, на не формальности общения и нестандартности содержания деятельности.

Для многих школьников туристско-краеведческая деятельность выступает как основа начальной профессиональной подготовки. Замечу, что в полевых условиях, не только формируются новые виды взаимоотношений в коллективе, но и укрепляются позиции самоконтроля и самосовершенствования личности. Самосовершенствование происходит за счет многочисленных повторов и отработки навыков личностной деятельности. Таким образом, туристско-краеведческая деятельность позволяет понимать и принимать жизненные ценности Человека и формировать разумную модель поведения в меняющемся мире. Многогранность туристско-краеведческой деятельности открывает значительные возможности для подготовки подрастающего поколения к жизни в коллективе, к социальной и трудовой деятельности [7]. Несмотря на значительные физические трудности в преодолении расстояний, туристско-краеведческая деятельность является лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил человека. Туристские путешествия способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, становятся настоятельной потребностью человека, мощным средством профилактики различных заболеваний. Таким образом, в обновлении воспитательного процесса основного и дополнительного образования целесообразно использовать воспитательный потенциал и технологии туристско-краеведческой деятельности.

Литература:

  1. http://bmsi.ru/doc/1a0a73a4–985e-4607-ae49–79965bbfe6f4 18.02.2016. — Константинов Ю. С. / О проблемах развития туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях
  2. http://special.kremlin.ru/acts/news/51142 дата обращения 20.01.2016
  3. http://vmeste.opredelim.com/docs/101300/index-3698–9.html. — Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2014
  4. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/ дата обращения 22.02.2016
  5. http://www.litsoch.ru/referats/read/174110 дата обращения 22.02.2016
  6. http://www.scienceforum.ru/2015/803/13660 Рудакова Е. В., Белецкая Е. А. -Особенности духовно-нравственного воспитания современной молодежи
  7. http://www.studfiles.ru/preview/3049532/ дата обращения 22.02.2016
  8. Сковородкин А. В. Event-технология развития детей и молодежи. Монография/ Под ред. акад. В. А. Мясникова. — М.: МПГУ, УРАО ИТИП, 2011. — 104 с.
  9. Сковородкин В. А. Воспитательный эффект экстремальных ситуаций// Образование в современной школе. — 2012. — № 4. — С. 53–56.
  10. Формы экологического образования в школе: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В. А. Сковородкина, И. З. Сковородкиной. — Архангельск, 1994. — 191 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle