Библиографическое описание:

Андрианова О. П., Васильчикова Г. Н., Плетникова Е. А. Внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в начальной школе. Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика» // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 582-585.



Мозаику называют вечной живописью — и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия — еще художники Древнего Востока выкладывали узоры из керамических плиток. В античную эпоху мозаика прошла путь от несложных орнаментов до больших красочных композиций. Широко известны замечательные мозаики Рима первых веков нашей эры, средневековой Византии. А много позже русскую мозаику возродил М. В. Ломоносов.

Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможностей самовыражения люди просто не смогут жить. Творчество — это свобода, это возможность быть личностью.

В ходе изучения курса у детей формируется эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Выявляются и развиваются творческие способности у детей. Они знакомятся с народными обычаями, с произведениями искусства, развивается наблюдательность — необходимое условие понимания красивого в природе, искусстве. [1, с. 28]

Занятия художественной мозаикой из цветной бумаги дают возможность интересно и с пользой заполнить досуг детей. Выполнение работ не требует особых материальных затрат и оборудования, Из обычных кусочков цветной бумаги можно научиться выполнять мозаичные изображения, украшая ими различные предметы быта, создавать мозаичное панно.

Предлагаемая программа:

позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;

формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу выполнения мозаики (ребенок успокаивается от ритма наклеивания кусочков бумаги, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы).

Одна из основных задач программы — изучение, возрождение мозаичного искусства, создание необходимых условий для проявления творческих способностей детей. [3, с. 84]

Выполнение мозаичных работ приносит большую пользу детям: развивает у них глазомер, мелкую моторику рук, вырабатывает усидчивость, трудолюбие.

Цели художественно-творческого развития и воспитания школьников: создание условий для формирования интереса детей к культуре своего народа, к ее древним корням, воспитание на ее традициях гражданина и патриота своей Родины.

Задачи художественно-творческого развития и воспитания школьников:

формирование представлений о развитии мировоззрения наших предков;

расширение знаний о художественном образе славянской культуры, формирование умений и навыков анализировать, сравнивать культуру народов России в процессе изучения;

развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;

воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа.

Структура программы: программа по мозаичному мастерству «Мозаика» рассчитана на детей начальных классов. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы группируются вокруг единой темы. В неделю планируется проводить одно занятие по 30 минут.

Содержание программы: знакомство детей с новым видом художественного труда (мозаикой) способствует интеллектуальному развитию ребенка, формированию его эстетического вкуса, будит фантазию и творческое воображение.

Данная программа помогает в обучении детей младшего школьного возраста простейшей технике мозаичных работ, основным способам наклеивания бумаги. Освоив эти способы, дети получат возможность творчески применять их и придумывать свои панно. Занятия по наклеиванию мозаики являются отличным упражнением для развития ассоциативного, логического и творческого мышления, требуют большой сноровки и точности изготовления эскиза и знания техники выполнения работы. Для работы приготавливают цветную бумагу прямоугольной формы (очень мелко нарезанную). На качество панно влияет тщательность, точность и аккуратность наклеивания «пазлов». Необходимо научить школьников приемам наклеивания бумаги.

Программа по мозаичному мастерству — это интегрированный курс.

Цель интегрированных занятий — посредством понимания детьми окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры способствовать решению проблемы целостного развития личности.

Содержание программы строится в соответствии с годовым циклом, так как единым стержнем является народный земледельческий календарь. Народный праздник определяет тематику занятий, т. е. в основе их лежит создание художественного образа, связанного с традиционной народной культурой. Общая тема всего курса «Вслед за солнышком идем». В процессе занятий дети познают обычаи, обряды традиционной народной культуры, что в сою очередь способствует воспитанию духовно-нравственных качеств ребенка. [2, с. 93]

Дети приобретают практические навыки выразительного использования художественных материалов, появляется чувство цвета, композиции, умение видеть пространство, согласовывать между собой детали для объединения их в творческой работе.

Прогнозируемый результат реализации программы:

Занятия по программе «Мозаика» направлены на формирование в детях следующих качеств:

эстетичности;

самостоятельности при выполнении работы;

аккуратности;

инициативности в художественном творчестве;

эстетическую отзывчивость на красоту природы;

объективность в анализе своих и других работ.

Характеристика деятельности учащихся:

исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) разнообразные выразительные средствах (композиция, форма, цвет), приемы используемые в художественно-образовательном процессе;

отбирать наиболее эффективные способы решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

осуществлять практические задачи по достижению результатов в ходе обучения; — выполнять композиции, добиваясь художественной выразительности образа;

проявлять творчество и фантазию в создании художественных образов на основе образов зрительной памяти;

искать решение изобразительно-конструктивных задач;

видеть и оценивать связь творческой работы с практическим назначением.

Тема года «Вслед за солнышком идём»

1-й тематический блок: «Листопадник» — 12 занятий

Детальное знакомство с образами осени — короткой и дивной порою. Еще тепло, воздух прозрачен и свеж; но уже чувствуется, что пришло новое время года. Праздник золотого леса недолог. Слетают листья с деревьев и становятся шуршащим покрывалом земли.

Знакомство с репродукциями картин художников-пейзажистов: И Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», музыкальными произведениями: П. Чайковский «Времена года».

Отображение в своих работах «золотой» осени.

2-йтематический блок: «Зимушка-зима» — 10 занятий

Детальное знакомство с образами осени — короткой и дивной порою. Еще тепло, воздух прозрачен и свеж, но уже чувствуется, что пришло новое время года. Праздник золотого леса недолог. Слетают листья с деревьев и становятся шуршащим покрывалом земли.

Знакомство с репродукциями картин художников-пейзажистов: И Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», музыкальными произведениями: П. Чайковский «Времена года».

Отображение в своих работах «золотой» осени.

3-й тематический блок: «Весна-красна» — 12 занятий

Детальное знакомство с образом весны.

Прилетает первая весенняя птица — грач. В народе говорят: «Грач на горе — весна на дворе».

Отображение в своих работах весенней природы.

Учебно-тематический план

1-й тематический блок: «Листопадник» — 12 занятий (сентябрь, октябрь, ноябрь)

зан

Тема занятия

Кол-во час

1

2

3–11

12

Знакомство с техникой выполнения мозаики

Выбор темы для работы: «Золотая осень», рассмотрение

репродукции, составление эскиза

Практическая работа (составление мозаики)

Прорисовывание деталей, оформление работы

1 час

1 час

9 час

1 час

2-й тематический блок: «Зимушка-зима» — 10 занятий (декабрь, январь, февраль)

зан

Тема занятия

Кол-во час

1

2–9

10

Выбор темы для работы: «Зимушка-зима», рассматривание репродукций, составление эскиза

Практическая работа (составление мозаики)

Прорисовывание деталей, оформление работы

1 час

8 час

1 час

3-й тематический блок: «Весна-красна» — 12 занятий (март, апрель, май)

зан

Тема занятия

Кол-во час

1

2–11

12

Выбор темы для работы: «Весна-красна», рассматривание репродукций, составление эскиза

Практическая работа (составление мозаики)

Прорисовывание деталей, оформление работы

1 час

10 час

1 час

Литература:

  1. А. С. Меликсетян «Юному любителю мозаики». Москва «Просвещение», 1979. —158 с.
  2. Туфкрео Р. А., Кудейко М. В. «Коллекция идей», Линка-Пресс, Москва 2004 г. — 188 с.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. П76 Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).

Похожие статьи

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения

Основные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по стандартам второго поколения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения

Основные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по стандартам второго поколения