Реализация программ международного бакалавриата для дошкольного и начального образования как ресурс для саморазвития и самоопределения учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 14.04.2016

Статья просмотрена: 962 раза

Библиографическое описание:

Крыжановская, Е. И. Реализация программ международного бакалавриата для дошкольного и начального образования как ресурс для саморазвития и самоопределения учащихся / Е. И. Крыжановская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27817/ (дата обращения: 19.04.2024).



Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей наших сограждан, решающим фактором социальной успешности. Для реализации целей современной школы уже недостаточно отдельных нововведений, необходимо системное изменение всей педагогической практики: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к диалогу и продуктивному сотрудничеству. Формирование такой личности педагогический коллектив считает миссией гимназии.

Сегодня наша гимназия — это многоуровневый образовательный комплекс, обеспечивающий жителям района Даниловский и сопредельных с ним районов Южного округа весь спектр необходимых образовательных услуг в дошкольном, начальном, основном и среднем общем образовании на основе непрерывности и преемственности всех уровней образования. В образовательной организации реализуется модель «школа ступеней»: учащиеся 1–4 классов учатся в одном школьном корпусе, 5–11 классов — в другом. В каждом школьном отделении сформирована адаптивная образовательная среда сообразно возрастным особенностям личности обучающихся. В структуру гимназии входят 4 дошкольных отделения, каждое из которых имеет свою приоритетную образовательную направленность — физкультурно-оздоровительную, художественно-эстетическую, патриотическую.

В учреждении созданы условия для реализации вариативных образовательных программ в основном, профильном и дополнительном образовании, обеспечена возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждым обучающимся. Ведущим направлением образовательной деятельности является языковое образование. В гимназии реализуются вариативная модель полилингвистического образованияс возможностью изучения 4-х иностранных языков на разных уровнях: английского, французского, немецкого, испанского.

В этой связи большое внимание уделяется сотрудничеству с образовательными, общественными, гуманитарными организациями Великобритании, Франции, Германии, Испании. Акцент образовательной стратегии сделан на возможности интеграции выпускников гимназии в международное образовательное пространство.

Анализируя текущее состояние и итоги деятельности образовательного учреждения, а также изучая растущие требования москвичей к организации и результатам образования, администрация считает актуальным определить «точки приращения» качества образования. С этой целью были изучены, адаптированы и приняты к реализации лучшие отечественные и зарубежные педагогические практики и, в первую очередь, программы Международного Бакалавриата (МБ).

Программы МБ реализуются на основе идей культурно — исторической концепции о жизненных ценностях, концепции социального конструктивизма, гуманистической педагогической философии, современных образовательных технологий. В основе системы МБ лежат идеалы поликультурности, международной солидарности, ответственного гражданства, отзывчивости и сострадания, понимания учащимися необходимости объединения человечества на основе гуманизма, уважения разнообразия культур и жизненных ценностей. Программы МБ направлены на личностный рост воспитанников и обучающихся (успешность), развитие индивидуальных способностей каждого ученика, формирование критического мышления, стремления и способности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

МБ реализует три образовательные программы, каждая из которых ориентирована на определенный возраст учащихся, а именно:

 для дошкольников и младших школьников 3–12 лет (PYР);

 для учащихся основной школы 11–16 лет (MYP);

 дипломную программу для старшеклассников 16–18 лет (DP).

В основе каждой программы — развитие у учащихся навыков и компетенций, необходимых для жизни в 21 веке, воспитание молодых людей на основе моральных и нравственных ценностей, принятых в международном демократическом сообществе, соединение задачи по достижению высоких академических результатов каждого учащегося с воспитанием активной и ответственной гражданской позиции, развитие взаимопонимания между школьниками, осознание ими поликультурности мира, готовности действовать совместно с представителями других культур в сложных жизненных ситуациях, формирование необходимых жизненных навыков, способствующих конкурентоспособности обучающихся и успешности в условиях постоянно меняющегося мира.

Система МБ эффективно решает проблемы академической, социальной, географической и профессиональной мобильности, поскольку ее выпускники свободно владеют, как минимум, двумя иностранными языками, имеют высокий уровень подготовки в области информационных технологий, обладают серьезными навыками презентации своей работы, а также большим объемом закрепленной в навыках информации, которая обеспечивает готовность к продолжению обучения.

Готовность учреждения к внедрению программ МБ позволила Гимназии войти в проект Департамента образования «Москва: международная школа качества».

На данном этапе заканчивается двухлетнее изучение коллективом гимназии системы МБ и её внедрение в педагогическую практику на начальном уровне. Сочетаемость требований Федеральных государственных образовательных стандартов и положений Международного бакалавриата позволяет интегрировать программы МБ в образовательный процесс. Педагоги, родители, обучающиеся поняли и приняли целевые и ценностные положения системы Международного Бакалавриата. Субъекты образовательного процесса видят в реализации программ МБ очевидные преимущества и серьёзный ресурс для саморазвития и самоопределения гимназистов.

Пилотные результаты гимназии по реализации программ Международного бакалавриата для дошкольников и младших школьников, опыт московских школ, реализующих программы МБ, доказали целесообразность внедрения данной образовательной системы в отечественную педагогическую практику.

Процесс обучения в дошкольных отделениях и начальных классах Гимназии построен в преемственной связи на ступени PYP — детский сад и начальная школа — и носит непрерывный характер. Программа обучения для детей 3–11 лет базируется на ключевой идее, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде. Поэтому Гимназия становится исследовательской площадкой, на которой и осуществляется деятельность учащихся и воспитанников по порождению нового для них знания. Исследование проходит по шести темам: «Кто мы? Где мы находимся во времени и пространстве? Как мы выражаем себя? Как устроен мир? Как мы организуем себя? Планета — наш общий дом».

В ходе исследования учащиеся и воспитанники определяют проблемы и формулируют вопросы, проводят эксперименты и практические работы, собирают информацию и обрабатывают данные. Представление результатов исследования проходит в разных формах: в дошкольном отделении — презентация проектов, выставки, праздники; в 1-ом классе дети создают кодекс класса, ленту времени, рекламный плакат, участвуют в фестивале талантов; второклассники пишут письмо другу, создают модели, макеты, стендовую рекламу, постеры; в 3-м классе учащиеся выступают с публичными докладами, создают коллаж, макеты, рекламные объявления; четвероклассники разрабатывают бюджет семьи, сборник прав и обязанностей, участвуют в драматизации и готовят итоговую работу — выставку. Это кульминация исследовательской деятельности младших школьников. Центральная идея выставки — «Люди несут ответственность за окружающий мир и формирование экологически целесообразного поведения личности». Итоговая работа вовлекает обучающихся в глубокое совместное исследование, дает возможность проявить свою самостоятельность и почувствовать ответственность за общее дело, позволяет проявить свои знания и умения на практике, создать яркий момент в конце учебного года для каждого. Выставка объединяет учащихся 1–4 классов, родителей, педагогов — всех обучающихся, как это необходимо для реализации требований МБ.

За время, которое гимназия работает в статусе школы-кандидата, выявлена и положительная динамика формирования УУД. Обучающиеся стремятся быть людьми, которые совершают обдуманные действия, обоснованный выбор и демонстрируют уважение по отношению к своим товарищам, педагогам и более широкому сообществу. Таким образом, ученики Гимназии прикладывают свои знания к положительным действиям. Это говорит об интеграции и сочетаемости программы Международного бакалавриата и ФГОС, так как, по утверждению А. Г. Асмолова, «личностная готовностьвключает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка».

Система МБ предъявляет особые требования к профессиональной компетентности педагогов. За 2 года 29 учителей и воспитателей нашей школы получили сертификаты IB и профессиональное развитие по программе.

Педагогами Гимназии была освоена технология критериального оценивания, которое помогает обучающемуся адекватно посмотреть на собственную деятельность. К разработке критериев подключены и обучающиеся — для проведения анализа успешности своей деятельности. Весь материал исследования и результаты оценивания воспитанники и учащиеся собирают в портфолио, которые находятся в классных и групповых комнатах и доступны каждому ребенку, учителю и родителям. Кроме того, все учащиеся ведут тетрадь исследования, в которую записывают свои мысли, рассуждения по темам исследования.

Совместная работа учителей и воспитателей способствует осуществлению преемственности между дошкольным и школьным образованием в гимназии. Педагогами и психологами Гимназии ведется мониторинг образовательной деятельности в рамках реализации программ МБ. На начальном этапе работы в Программе 60 % воспитанников дошкольного отделения не проявляли интереса к исследовательской деятельности. Только 10 % родителей включались в работу педагогов и детей по предложенным темам. За два года результаты значительно изменились. 90 % воспитанников активно участвуют в исследовании по междисциплинарным темам. Педагоги отмечают, что дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснять закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели, могут оценить свои результаты и результаты других. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Нам удалось приобрести в лице родителей до 80 % заинтересованных, понимающих партнеров.

Растет и активность детей в реализации проектно-исследовательских форм деятельности в школе. В 2015–16 учебном 47 обучающихся младших классов приняли участие в конференциях школьного уровня, в то время как в прошлом году в конференциях участвовали только 37 учащихся. Мониторинг обученности показывает рост качества знаний учащихся 2–4 классов: первое полугодие текущего года — 76 %; конец 2014–15 учебного года -71,1 %.

Реализация программы МБ на ступени PYP (детский сад и начальная школа) позволяет решать проблему преемственности. Известно, что адаптация детей к школьному обучению зачастую проходит сложно. По данным диагностики в прошлом учебном году в Гимназии было выявлено 26 детей группы риска, которые имели трудности эмоционального восприятия школы. В этом учебном году в группу риска попали только 4 первоклассника, которые имеют те или иные трудности в адаптации. Кроме того, отмечается положительная динамика познавательной активности детей, снижение тревожности и эмоционального напряжения обучающихся, по наблюдению специалистов за классами в процессе урока или на перемене. Диагностика обучающихся 1 классов 2015–2016 учебного года выявила хорошую самооценку и веру в свои силы у 99 % детей. Помимо этого, снизилось число детей, испытывающих негативные переживания школьной жизни, в среднем на 5–7 %.

Участие в проекте «Москва: международная школа качества» способствует развитию материально-технической базы Гимназии. Требования к образовательной среде развивают инфраструктуру образовательного комплекса. В Гимназии создан читальный зал, в котором представлены источники на русском и иностранных языках. В соответствии с темами исследования подобраны энциклопедии, словари, художественная литература.

Растет интерес родителей дошкольного отделения к Гимназии. За 2 года на 9 % увеличилось количество воспитанников детского сада, выбравших для обучения свою школу. Это — доверие к Гимназии, ее образовательным результатам, программам, в том числе, программам Международного бакалавриата.

Безусловно, далеко не все еще получается. В ходе работы возникает множество вопросов по организации исследовательской деятельности, по оцениванию, по планированию работы, по определению содержательной стороны предметного обучения и включения в него исследовательских тем. Да и не все еще педагоги морально готовы работать по-новому, поскольку меняются стереотипы работы с детьми и родителями. Не все педагоги еще прошли обучение. В Гимназии формируется единая ступень обучения, от 3 до 11 лет, единый педагогический коллектив воспитателей и учителей начальных классов, который реализует единую основную образовательную программу, удовлетворяющую требованиям Федеральных образовательных стандартов и программ начального образования Международного бакалавриата — IB.

Миссией МБ является воспитание любознательных, самостоятельных, неравнодушных молодых людей, которые помогают делать мир лучше за счет развития взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных стран и культур, а это то, что так необходимо сегодня для стабильности и успешности жизни наших детей.

Это по духу близко образовательной философии нашей гимназии, миссия которой состоит в воспитании любознательных, знающих и неравнодушных людей с активной жизненной позицией, достойных граждан своей страны, уважающих культуру и традиции других народов. Гимназия осуществляет это через создание доступной эффективной образовательной среды, обеспечивающей каждому учащемуся качественное образование, формирование ведущих компетенций, развитие способности к самоопределению и саморазвитию.

Основные термины (генерируются автоматически): PYP, гимназия, детский сад, исследовательская деятельность, класс, обучающийся, программа, программа МБ, ребенок, учащийся.


Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под.

Исследовательская деятельность учащихся.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Курс «Основы технологии исследовательской деятельности» как механизм подготовки обучающихся к выполнению индивидуального...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

Научить ребенка хотеть быть успешным — вот основная задача детского сада 21 века, создать все необходимые условия для его развития.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Исследовательская деятельность учащихся — один из...

Уже четвертый год я работаю по программе «Планета знаний». Она предполагает проектную деятельность учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, ребенок, ученик, интерес, исследовательская деятельность...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Причём обучение письму ведётся практически по программе 1-го класса. Детей в детских садах, в группах подготовки к школе учат курсивному письму, используя прописи для первоклассников.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения...

Для этого требуется разработка программы взаимодействия, с целью

Это самостоятельная деятельность ребенка или группы детей, основной целью которой

Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.- С.43-58. 4. Губанихина Е.В. Специфика взаимодействия образовательного...

Проектная и исследовательская деятельность...

Проектная деятельность в детском саду.

Проектная исследовательская деятельность как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению химии. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

Максимов Л. К., Максимова Л. В. Программа развивающего обучения математике. 1-6 класс.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под.

Исследовательская деятельность учащихся.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Курс «Основы технологии исследовательской деятельности» как механизм подготовки обучающихся к выполнению индивидуального...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

Научить ребенка хотеть быть успешным — вот основная задача детского сада 21 века, создать все необходимые условия для его развития.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Исследовательская деятельность учащихся — один из...

Уже четвертый год я работаю по программе «Планета знаний». Она предполагает проектную деятельность учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, ребенок, ученик, интерес, исследовательская деятельность...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Причём обучение письму ведётся практически по программе 1-го класса. Детей в детских садах, в группах подготовки к школе учат курсивному письму, используя прописи для первоклассников.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения...

Для этого требуется разработка программы взаимодействия, с целью

Это самостоятельная деятельность ребенка или группы детей, основной целью которой

Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.- С.43-58. 4. Губанихина Е.В. Специфика взаимодействия образовательного...

Проектная и исследовательская деятельность...

Проектная деятельность в детском саду.

Проектная исследовательская деятельность как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению химии. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

Максимов Л. К., Максимова Л. В. Программа развивающего обучения математике. 1-6 класс.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задать вопрос