Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 06.04.2016

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Ломакина, Э. В. Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов / Э. В. Ломакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27814/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье раскрыта суть процесса адаптации первоклассника к учебной деятельности.

В качестве методологической основы выступили труды Р. В. Овчаровой, Е. И. Рогова, И. В. Дубровиной, М. М. Безруких, И. Ю. Кулагиной и др. В работе описана психологическая сущность процесса адаптации и дезадаптации первоклассников к учебной деятельности.

Изучение школьной дезадаптации в настоящее время не утратило своей актуальности, так как начало обучения в школе — это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни людей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека — это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Начало обучения в школе — это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни людей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане

За последние годы увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся. Все это нашло отражение в стандарте второго поколения, где говорится о том, что необходим учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, велика роль и значение видов деятельности и форм общения.

ФГОС также ориентирует учителей на внедрение разнообразных индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого ребенка, что не мало важно для ребенка только что пришедшего в школу и еще не полностью адаптировавшегося в совершенно новых для него условиях [3].

Большое значение в вопросе адаптации имеет такой фактор, как особенности жизни ребенка в семье. Заметным явлением является то, что дети, посещавшие детские сады адаптируются быстрее.

Один из критериев адаптации является состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием нагрузки.

Вопросами адаптации и дезадаптации интересовались во все времена. В своих исследованиях мы опирались на труды Р. В. Овчаровой, Е. И. Рогова, И. В. Дубровиной, М. М. Безруких, И. Ю. Кулагиной и др.

По мнению психолога Т.Шибутани «Адаптация относится к хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами». Такое понимание адаптации содержит идею активности личности, представление о творческом целеустремленном и преобразующем характере, ее социальной активности [6].

А. В. Петровский выводит такое понятие адаптации: адаптация социальная — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды [5].

Р. С. Немов считает, что адаптация социальная — это приспособление человека к социальным условиям существования [4].

У предложенных авторов нет больших различий в определении адаптации. Все они считают главным — приспособление к социальной среде.

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально — психологическом, так и в физическом плане. Приспособление (адаптация) ребенка в школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Большинство детей в основном готовы к школе. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена» которую «платит» организм ребенка за достигнутые успеха, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе, и наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособляться. И учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.

В случаях, когда ребенок не готов к обучению в школе, не принимает правил и требований, предъявляемые ему школой можно говорить о дезадаптации обучающего к учебной деятельности.

Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей.

Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требует от него новых форм поведения. Приспосабливаясь к новым условиям, организм мобилизует для этого систему адаптационных реакций.

Термин «школьная дезадаптация» сегодня достаточно широко употребляется в психолого- педагогической науке и практике. Приставка «дез» в одном из своих значений подразумевает отсутствие, отмену, устранение чего-либо, а в другом движение вниз, понижение. Термином «школьная дезадаптация» или «школьная неприспособленность» фактически определяют любые затруднения, отклонения, возникшие у ребенка в его школьной жизни. Часто термин «школьная 259 дезадаптация» употребляется в значении «социально-психологическая».

Заинтересовавшись темой адаптации первоклассника мы провели исследования на базе 1 класса по методикам «Дерево», «Человек под дождем». Методики проводились дважды в декабре и в феврале. По результатам исследований мы получили данные о том, что из 20 обучающихся класса в декабре было 5 детей с признаками дезадаптации, а в феврале всего 2 обучающихся оказались с признаками дезадаптации.

На основе полученных результатов мы пришли к выводу, если своевременно проводить консультации с родителями, то они смогут дома в семье помочь первокласснику пройти этот непростой период.

Учителя часто сталкиваясь с проблемным ребенком думают, что смогут справиться с этой ситуацией сами, но на практике часто получается наоборот, поэтому если учителя будут своевременно обращаться за помощью психолога, то процесс адаптации будет плавным и велика вероятность, что ребенок адаптируется быстрее.

Основываясь на трудах ученных и сделанных выводах, мы подготовили рекомендации по успешной адаптации обучающихся к учебной деятельности: 1) систематически проводить беседы родителей с психологом; 2) приглашать на внеклассные занятия психолога; 3) проводить индивидуальные беседы родителей, обучающихся с психологом; 4) учителям систематически проводить занятия направленные на знакомство с требованиями и правилами школы; 5) включать в уроки элементы игр, направленные на сплочение коллектива; 6) организовывать приятную психологическую атмосферу в классе.

Литература:

  1. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
  2. Веретенникова Л. К. Формирование образовательных стратегий студентов университетов// Преподаватель 21 век. 2014.№ 3.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. Вестник образования.-2010. — № 2.
  4. Немов, Р. С. Психологический словарь.
  5. Петровский,А. В. Психологический словарь/А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М.: Издательство политической литературы, 1990.
  6. Шибутани, Т. Психологический словарь/Т. Шибутани. -М.: Сфера, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, школа, адаптация, жизнь людей, начальная школа, признак дезадаптации, процесс адаптации, социальная среда, физиологический план.


Похожие статьи

Особенности адаптации первоклассников к школе

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка — новые контакты; новые условия определяются, прежде всего, тем...

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

ребенок, социальная адаптация, школа, методика, уровень, позиция школьника, социальная адаптация первоклассника, учебная деятельность, учебный процесс, школьная мотивация.

Особенности школьной адаптации младших школьников на...

школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново, домашнее задание, школьная среда.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность, школьное обучение, условие обучения, ребенок, младший школьник, длительный процесс, детский организм, детская психика.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Также, учёная разделяет физиологическую и психологическую адаптацию. У детей с высоким уровнем тревожности при физиологической адаптации в школе может быть психологическая дезадаптация.

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике...

Факторы адаптации детей к школе. Автор: Люленкова Оксана Юрьевна. Рубрика: 8. Педагогическая психология.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков...

Ключевые слова: школьная дезадаптация, социальная адаптация, профилактика дезадаптации.

Неуспешность ребенка в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно-значимыми для него людьми негативно сказываются на...

Проблема социальной адаптации младших школьников при...

социальная адаптация, школьное звено, школьник, процесс обучения, психолого-педагогическая литература, среднее, школа, начальное общее образование, начальная школа, многопредметное обучение.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

процесса и социальной адаптации конкретного ребенка в соответствии с его образовательными возможностями [4]. В связи с этим создание инклюзивной образовательной среды требует от педагогов и специалистов образовательных...

Похожие статьи

Особенности адаптации первоклассников к школе

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка — новые контакты; новые условия определяются, прежде всего, тем...

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

ребенок, социальная адаптация, школа, методика, уровень, позиция школьника, социальная адаптация первоклассника, учебная деятельность, учебный процесс, школьная мотивация.

Особенности школьной адаптации младших школьников на...

школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново, домашнее задание, школьная среда.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность, школьное обучение, условие обучения, ребенок, младший школьник, длительный процесс, детский организм, детская психика.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Также, учёная разделяет физиологическую и психологическую адаптацию. У детей с высоким уровнем тревожности при физиологической адаптации в школе может быть психологическая дезадаптация.

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике...

Факторы адаптации детей к школе. Автор: Люленкова Оксана Юрьевна. Рубрика: 8. Педагогическая психология.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков...

Ключевые слова: школьная дезадаптация, социальная адаптация, профилактика дезадаптации.

Неуспешность ребенка в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно-значимыми для него людьми негативно сказываются на...

Проблема социальной адаптации младших школьников при...

социальная адаптация, школьное звено, школьник, процесс обучения, психолого-педагогическая литература, среднее, школа, начальное общее образование, начальная школа, многопредметное обучение.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

процесса и социальной адаптации конкретного ребенка в соответствии с его образовательными возможностями [4]. В связи с этим создание инклюзивной образовательной среды требует от педагогов и специалистов образовательных...

Задать вопрос