Библиографическое описание:

Айнакулов М. А., Абдухамидов Э. Нормативно-правовая база интеграционных отношений хозяйствующих субъектов // Молодой ученый. — 2016. — №7.2. — С. 80-83.



Нормативно-правовую базу организации производственной кооперации и развития интеграционных процессов предприятий малого бизнеса с другими хозяйствующими субъектами в производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг можно разделить на следующие основные группы документов: нормативно-правовые документы, регулирующие порядок и механизмы организации малого бизнеса; правовая база, регулирующая порядок и механизмы производственной кооперации малых предприятий с другими хозяйствующими субъектами; правовая база, регулирующая порядок и механизмы взаимодействия малых предприятий с государством (налогообложение, отчетность, отношение с налоговыми и таможенными органами и т.д.); правовые основы поддержки малого предпринимательства и его взаимодействия с другими хозяйствующими субъектами. Принципиальная схема нормативно-правовой базы по развитию малого бизнеса и его взаимодействию с другими хозяйствующими субъектами в Республике Узбекистан приведена на рис.1.

Важным законодательным документом, определяющим развитие малого предпринимательства, является Закон Республики Узбекистан «О собственности в Республике Узбекистан» от 31 октября 1990 года с изменениями и дополнениями от 7 мая 1993 года и от 23 сентября 1994 года, которым «допускается существование любых форм собственности, способствующих эффективному функционированию экономики и росту народного благосостояния». Формы собственности, установленные законодательством, их неприкосновенность и равноправие создают правовую основу развития малого предпринимательства и производственной кооперации. Особая роль в развитии интеграционных отношений отведена Закону Республики Узбекистан «О предприятиях в Республики Узбекистан» от 15 февраля 1991 года с дополнениями и изменениями от 7 мая 1993 года и от 23 сентября 1994 года, в котором подчеркнуто, что «предприятия всех форм собственности могут на добровольных началах объединяться в хозяйственные ассоциации: союз (иттифак), концерн, консорциум и другие объединения по отраслевому, территориальному или иным признакам в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях».

Рис.1. Схема взаимосвязи нормативно-правовой базы развития малого бизнеса и организации его взаимодействия сдругими хозяйствующими субъектами в Республике Узбекистан

Закон Республики Узбекистан «О кооперации» от 14 июня 1991 года с внесенными изменениями от 28 декабря 1993 года и от 29 августа 1998 года гарантирует юридическим и физическим лицам добровольное вступление в кооператив и свободный выход из него,участие в управлении кооперативом, равноправное развитие кооперативов с предприятиями всех форм собственности, самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооперативав принятии решений по выполнению его уставных задач. В республике могут функционировать потребительские, производственные и смешанные производственно-потребительские кооперативы, создаваемые для удовлетворения общественных потребностей населения в продукции,работах и услугах, а также с целью получения прибыли (дохода). Кроме того, законодательством предусмотрено создание кооперативов по удовлетворению жилищно-бытовых и иных социальных потребностей своих членов (жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные и т.п.).

Производственное взаимодействие малых предприятий с другими хозяйствующими субъектами регулируется Законом Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйственных субъектов» от 29 августа 1998 года, Гражданским кодексом Республики Узбекистан (статьи 45, 48, 353-385), Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности (статьи 175, 176-1, 176-2, 212 и 214) и другими законодательными актами.

Особо следует выделить нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования совместных предприятий с участием иностранного капитала, а также порядок и механизмы внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий.

Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы развития малого бизнеса и его интеграции с другими хозяйствующими субъектами должно быть направлено на:

- обеспечение повышения эффективности производства на базе углубления процессов реструктуризации предприятий, специализации производства, создания малых, средних и крупных предприятий;

- обеспечение широкого взаимодействия хозяйствующих субъектов между собой при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг на основе оптимального разделения и кооперации труда, координации совместных усилий на выполнении главной задачи – удовлетворение потребительского спроса на эти товары, работы и услуги с минимальными издержками производства;

- дальнейшее расширение мер по стимулированию крупных предприятий, инициирующих создание и поддержку малых предприятий и передачу им заказов на производство мелкооптовых партий товаров, работ и услуг.

Развитие нормативно-правовой базы производственной кооперации хозяйствующих субъектов должно базироваться на единой программе расширения и углубления этих процессов. К первоочередным мерам по развитию процессов взаимодействия и производственной кооперации хозяйствующих субъектов необходимо отнести разработку проекта Закона Республики Узбекистан «О интеграционных и кооперационных отношений хозяйствующих субъектов», принятие которого обусловлено рядом причин.

Действующее законодательство, регулирующее процессы интеграционных отношений, представлено отдельными отраслевыми законодательными актами и не отражает всего многообразия их форм и типов. На современном этапе реформирования экономики на повестку дня выдвигается задача повышения эффективности производства, которую без поддержки и стимулирования процессов взаимодействия в производственной кооперации хозяйствующих субъектов решить весьма проблематично. Большое значение приобретает координация действий органов государственной власти, отраслевого управления, рыночной инфраструктуры и хозяйствующих субъектов, участвующих в этом процессы. При расширении интеграционных отношений и производственной кооперации хозяйствующих субъектов возникает необходимость быстрого и упрощенного продвижения товаров, работ и услуг между хозяйствующими субъектами, участвующими в этом процессе; возрастает ответственность за соблюдение принятых ими обязательств, что требует дополнительного законодательного регулирования. Эффективную работу по развитию процессов производственной кооперации хозяйствующих субъектов можно обеспечить только за счет четкой организации и проведения мониторинга хода этой работы и выработки на его основе предложений по ее совершенствованию. С этой целью необходимо уточнить порядок проведения этого мониторинга и обеспечить предоставление соответствующей информации.

В целом принятие вышеупомянутого закона, на наш взгляд, явится важным шагом по созданию механизмов рыночного регулирования интеграционных отношений в Узбекистане, и это ускорит развитие производства товаров, выполнение работ и оказание услуг с относительно низкой себестоимостью. Принятие закона позволит также реализовать меры по развитию интеграционных отношений и производственной кооперации хозяйствующих субъектов в республике. По предварительным расчетам, это позволит увеличить стоимость валового дохода предприятий, вовлеченных в этот процесс, не менее, чем на 12-15 млрд. сумов, а государство получит дополнительно в бюджет более 4-5 млрд. сумов. При этом будет создано более 8-10 тыс. новых рабочих мест.

Участники интеграционных отношений и производственной кооперации вступают в такие отношения, при которых конечным товаром, работой и услугами является не результат самостоятельной деятельности каждого из них, а результат их совместной деятельности, соответственно, валовой доход представляет собой реализованный плод их общих усилий в процессе производства. В этой связи весьма важным представляется законодательно определить взаимоотношения участников процесса производственной кооперации с государственным бюджетом и налоговыми органами по конечному валовому доходу, полученному в результате их совместной деятельности.

Литература:

  1. Беркинов Б. Б. и др. Организация интеграционной деятельности предприятий.– Т.: ИРИЦ при ГКИ РУз, 2012.
  2. Ветошкин Г. К. Кооперативные формы обслуживания и использования сельскохозяйственной техники. Журнал «Достижения науки и техники АПК»,№1, 1998.
  3. Законодательные основы рынка, Госкомимущество Республики Узбекистан, ИПК «Шарк» 1996.
  4. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации М., «Экономика», 1989.
  5. Челинцев А. О строительстве сельскохозяйственной кооперации. Журнал «АПК: экономика, управление», № 5, 1999.
  6. Шараватова И. В. Сельскохозяйственная кооперация в развитых капиталистических и развивающих странах. ВНИИТЭИ агропром, М.,1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle