Библиографическое описание:

Айнакулов М. А., Абдухамидов Э. Нормативно-правовая база интеграционных отношений хозяйствующих субъектов // Молодой ученый. — 2016. — №7.2. — С. 80-83.



Нормативно-правовую базу организации производственной кооперации и развития интеграционных процессов предприятий малого бизнеса с другими хозяйствующими субъектами в производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг можно разделить на следующие основные группы документов: нормативно-правовые документы, регулирующие порядок и механизмы организации малого бизнеса; правовая база, регулирующая порядок и механизмы производственной кооперации малых предприятий с другими хозяйствующими субъектами; правовая база, регулирующая порядок и механизмы взаимодействия малых предприятий с государством (налогообложение, отчетность, отношение с налоговыми и таможенными органами и т.д.); правовые основы поддержки малого предпринимательства и его взаимодействия с другими хозяйствующими субъектами. Принципиальная схема нормативно-правовой базы по развитию малого бизнеса и его взаимодействию с другими хозяйствующими субъектами в Республике Узбекистан приведена на рис.1.

Важным законодательным документом, определяющим развитие малого предпринимательства, является Закон Республики Узбекистан «О собственности в Республике Узбекистан» от 31 октября 1990 года с изменениями и дополнениями от 7 мая 1993 года и от 23 сентября 1994 года, которым «допускается существование любых форм собственности, способствующих эффективному функционированию экономики и росту народного благосостояния». Формы собственности, установленные законодательством, их неприкосновенность и равноправие создают правовую основу развития малого предпринимательства и производственной кооперации. Особая роль в развитии интеграционных отношений отведена Закону Республики Узбекистан «О предприятиях в Республики Узбекистан» от 15 февраля 1991 года с дополнениями и изменениями от 7 мая 1993 года и от 23 сентября 1994 года, в котором подчеркнуто, что «предприятия всех форм собственности могут на добровольных началах объединяться в хозяйственные ассоциации: союз (иттифак), концерн, консорциум и другие объединения по отраслевому, территориальному или иным признакам в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях».

Рис.1. Схема взаимосвязи нормативно-правовой базы развития малого бизнеса и организации его взаимодействия сдругими хозяйствующими субъектами в Республике Узбекистан

Закон Республики Узбекистан «О кооперации» от 14 июня 1991 года с внесенными изменениями от 28 декабря 1993 года и от 29 августа 1998 года гарантирует юридическим и физическим лицам добровольное вступление в кооператив и свободный выход из него,участие в управлении кооперативом, равноправное развитие кооперативов с предприятиями всех форм собственности, самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооперативав принятии решений по выполнению его уставных задач. В республике могут функционировать потребительские, производственные и смешанные производственно-потребительские кооперативы, создаваемые для удовлетворения общественных потребностей населения в продукции,работах и услугах, а также с целью получения прибыли (дохода). Кроме того, законодательством предусмотрено создание кооперативов по удовлетворению жилищно-бытовых и иных социальных потребностей своих членов (жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные и т.п.).

Производственное взаимодействие малых предприятий с другими хозяйствующими субъектами регулируется Законом Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйственных субъектов» от 29 августа 1998 года, Гражданским кодексом Республики Узбекистан (статьи 45, 48, 353-385), Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности (статьи 175, 176-1, 176-2, 212 и 214) и другими законодательными актами.

Особо следует выделить нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования совместных предприятий с участием иностранного капитала, а также порядок и механизмы внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий.

Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы развития малого бизнеса и его интеграции с другими хозяйствующими субъектами должно быть направлено на:

- обеспечение повышения эффективности производства на базе углубления процессов реструктуризации предприятий, специализации производства, создания малых, средних и крупных предприятий;

- обеспечение широкого взаимодействия хозяйствующих субъектов между собой при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг на основе оптимального разделения и кооперации труда, координации совместных усилий на выполнении главной задачи – удовлетворение потребительского спроса на эти товары, работы и услуги с минимальными издержками производства;

- дальнейшее расширение мер по стимулированию крупных предприятий, инициирующих создание и поддержку малых предприятий и передачу им заказов на производство мелкооптовых партий товаров, работ и услуг.

Развитие нормативно-правовой базы производственной кооперации хозяйствующих субъектов должно базироваться на единой программе расширения и углубления этих процессов. К первоочередным мерам по развитию процессов взаимодействия и производственной кооперации хозяйствующих субъектов необходимо отнести разработку проекта Закона Республики Узбекистан «О интеграционных и кооперационных отношений хозяйствующих субъектов», принятие которого обусловлено рядом причин.

Действующее законодательство, регулирующее процессы интеграционных отношений, представлено отдельными отраслевыми законодательными актами и не отражает всего многообразия их форм и типов. На современном этапе реформирования экономики на повестку дня выдвигается задача повышения эффективности производства, которую без поддержки и стимулирования процессов взаимодействия в производственной кооперации хозяйствующих субъектов решить весьма проблематично. Большое значение приобретает координация действий органов государственной власти, отраслевого управления, рыночной инфраструктуры и хозяйствующих субъектов, участвующих в этом процессы. При расширении интеграционных отношений и производственной кооперации хозяйствующих субъектов возникает необходимость быстрого и упрощенного продвижения товаров, работ и услуг между хозяйствующими субъектами, участвующими в этом процессе; возрастает ответственность за соблюдение принятых ими обязательств, что требует дополнительного законодательного регулирования. Эффективную работу по развитию процессов производственной кооперации хозяйствующих субъектов можно обеспечить только за счет четкой организации и проведения мониторинга хода этой работы и выработки на его основе предложений по ее совершенствованию. С этой целью необходимо уточнить порядок проведения этого мониторинга и обеспечить предоставление соответствующей информации.

В целом принятие вышеупомянутого закона, на наш взгляд, явится важным шагом по созданию механизмов рыночного регулирования интеграционных отношений в Узбекистане, и это ускорит развитие производства товаров, выполнение работ и оказание услуг с относительно низкой себестоимостью. Принятие закона позволит также реализовать меры по развитию интеграционных отношений и производственной кооперации хозяйствующих субъектов в республике. По предварительным расчетам, это позволит увеличить стоимость валового дохода предприятий, вовлеченных в этот процесс, не менее, чем на 12-15 млрд. сумов, а государство получит дополнительно в бюджет более 4-5 млрд. сумов. При этом будет создано более 8-10 тыс. новых рабочих мест.

Участники интеграционных отношений и производственной кооперации вступают в такие отношения, при которых конечным товаром, работой и услугами является не результат самостоятельной деятельности каждого из них, а результат их совместной деятельности, соответственно, валовой доход представляет собой реализованный плод их общих усилий в процессе производства. В этой связи весьма важным представляется законодательно определить взаимоотношения участников процесса производственной кооперации с государственным бюджетом и налоговыми органами по конечному валовому доходу, полученному в результате их совместной деятельности.

Литература:

  1. Беркинов Б. Б. и др. Организация интеграционной деятельности предприятий.– Т.: ИРИЦ при ГКИ РУз, 2012.
  2. Ветошкин Г. К. Кооперативные формы обслуживания и использования сельскохозяйственной техники. Журнал «Достижения науки и техники АПК»,№1, 1998.
  3. Законодательные основы рынка, Госкомимущество Республики Узбекистан, ИПК «Шарк» 1996.
  4. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации М., «Экономика», 1989.
  5. Челинцев А. О строительстве сельскохозяйственной кооперации. Журнал «АПК: экономика, управление», № 5, 1999.
  6. Шараватова И. В. Сельскохозяйственная кооперация в развитых капиталистических и развивающих странах. ВНИИТЭИ агропром, М.,1991.
Основные термины (генерируются автоматически): производственной кооперации, интеграционных отношений, Республики Узбекистан «О, хозяйствующими субъектами, малых предприятий, Закон Республики Узбекистан, малого бизнеса, Узбекистан «О интеграционных, интеграционных процессов предприятий, производственной кооперации малых, малого предпринимательства, база интеграционных отношений, нормативно-правовой базы, организации производственной кооперации, развитии интеграционных отношений, Закону Республики Узбекистан, процессов производственной кооперации, развитию интеграционных отношений, Кодексом Республики Узбекистан, процессы интеграционных отношений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle