Методология оценки стоимости строительного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Сиддиков, М. Ю. Методология оценки стоимости строительного предприятия / М. Ю. Сиддиков, А. М. Бердикулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.2 (111.2). — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27808/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье рассмотрены методология, основные принципы и закономерности оценки стоимости предприятий строительного производства с учетом требований конкретного регионального рынка.

Республика Узбекистан осуществляет поступательное продвижение по пути демократических преобразований и устойчивого развития, благодаря Программе, направленной на обеспечение глубоких структурных преобразований, надежной защиты интересов частного предпринимательства, …обеспечении приоритетной роли частной собственности, поступательного сокращения присутствия государства в экономике [1].

Была поставлена задача и созданы условия для массовой продажи государственных активов, в первую очередь зарубежным инвесторам. Так, по «нулевой» стоимости было реализовано на конкурсной основе новым инвесторам 506 имущественных комплексов с принятием инвесторами инвестиционных обязательств в размере около 1 триллиона сумов и 40 миллионов долларов США, а также созданием около 22 тысяч новых рабочих мест.

Полностью ликвидированы 245 низкорентабельных и бездействующих организаций. Снесены предусмотренные в программе приватизации 353 неиспользуемых и с незавершенным строительством объекта государственной собственности. В результате высвобождено 120 гектаров земельных участков, около 80 из которых отведены предпринимателям для организации производства и оказания услуг.

Завершена инвентаризация и выставлены на торги для реализации полностью в частную собственность 319 неиспользуемых объектов государственной собственности, 102 из них в прошлом году реализованы новым собственникам. Произведена оценка и выставлены на публичные торги государственные доли в 378 акционерных обществах для их реализации стратегическим иностранным инвесторам.

Из выставленных на торги государственные доли 52 акционерных обществ уже реализованы в частную собственность. И это только начало широкомасштабной работы по коренному изменению структуры собственности.

В существующих реалиях рыночной экономики Республики Узбекистан исследование методологии адекватной оценки бизнеса особо актуально.

Существуют определенные методологические принципы оценки бизнеса организации для нахождения её стоимости, выделенные при проведении исследований строительной организации. Эти принципы базируются на законах и понятиях микроэкономики и вытекают непосредственно из них. Разработанные принципы оценки призваны выявить и объяснить причины, влияющие на стоимость оцениваемого объекта.

Классификация принципов оценки стоимости строительной организации (бизнеса) базируется на использовании следующего классификационного признака-источника влияния на стоимость. В зависимости от примененного признака, оценку можно подразделить на группы, которые представлены на рис.1.

Рис.1. Принципы оценки стоимости строительной организации(бизнеса)

Отношения собственности являются ключевыми в любой экономической системе, по данной причине изначально остановимся на принципах оценки бизнеса организации, основанных на представлениях собственника. К данной группе, в частности, относятся принцип полезности, принцип замещения и принцип ожидания.

Полезность организации для собственника несколько отлична от полезности обычной продукции. Приобретая организацию, покупатель становится собственником капитала, характеризующегося качественными и количественными показателями. Целью покупки является не продукция, производимая строительной организацией, а доходность вложения средств. Критерий полезности для организации приобретает несколько иной вид. При оценке бизнеса организации, прежде всего, рассматривается полезность оцени­ваемого объекта. Организация обладает стоимостью только при наличии полезности для потенциального собственника. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, она качественно и количественно определена и известна во времени и пространстве. В качестве общей полезности для собственника, являющегося участником рыночной системы, можно выделить способность организации приносить доход.

Принцип замещения базируется на двух экономических понятиях – эффективность и альтернативная стоимость. Понятие альтернативной стоимости (издержек) определено как цена наилучшего из возможных вариантов использования (или альтернативного) экономического блага, или ценность упущенной возможности. Любой покупатель действует рационально и эффективно, если его действия базируются на применении понятия альтернативной стоимости. Следовательно, принцип замещения иллюстрирует влияние рационального поведения покупателя, которое заключается в экономичном использовании капитала, что влияет на формирование стоимости организации.

Из принципа полезности вытекает принцип ожидания или предвидения. Для оценки бизнеса строительной организации важны ее прошлое и настоящее, однако, экономическую оценку организации определяет будущее. Прошлое и настоящее состояния – это лишь основа, ключ к пониманию будущего поведения. Полезность любой организации определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы).

Принцип ожидания можно определить следующим образом: ожидание – это определение текущей стоимости или других выгод, которые могут быть получены в будущем периоде от владения данной организацией.

Вторая группа принципов оценки объединяет принципы, связанные с влиянием текущей деятельности строительной организации на ее стоимость.

В основе оценки бизнеса строительной организации лежит ее остаточная продуктивность. Любая экономическая деятельность требует наличия и использования четырех факторов производства – земли, рабочей силы, капитала и предпринимательских способностей. Каждый фактор оплачивается из доходов, создаваемых организацией. Остаточная продуктивность организации определяется величиной дохода, остающегося в ее распоряжении после оплаты всех привлеченных факторов производства, то есть после выплаты заработной платы, рентных платежей, процентов и дивидендов.

Факторы производства оцениваются не сами по себе, а с учетом периода их воспроизводства, места в обороте капитала. Факторы производства принимаются во внимание с точки зрения движения капитала: их места в системе его воспроизводства, функционального назначения, периода движения и т.п. Такой комплексный подход позволит обоснованно заглянуть в будущее приобретаемой организации.

Строительная организация представляет собой сложную систему. Одной из за­кономерностей существования и развития такой системы является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность организации достигается при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Принцип сбалансированного подхода гласит – любому виду производства соответствуют оптимальные сочетания факторов производства, при которых достигается максимальная доходность. Важным моментом действия этого принципа является – соответствие размера организации потребностям рынка. Этот принцип – следствие правила минимизации издержек [2].

С принципом сбалансированности полностью взаимосвязан принцип оптимального размера (масштаба). Этот принцип может применяться для любого элемента организации, в том числе отдельных подразделений, производств, факторов производства и т.д. Если организация становится слишком большой для удовлетворения потребностей строительного рынка, то ее эффективность падает. Для достижения нормальной технологии производства определенного вида строительной продукции необходимы факторы производства определенного вида и количества.

Принцип оптимального размера является обобщением двух принципов, сформулированных в экономической теории:

- принцип экономии от масштаба на уровне организации;

- причина неэффективности от масштаба на уровне организации.

Экономия от масштабов организации может быть реализована по пяти направлениям:

- за счет централизации управления;

- за счет производства нескольких видов продукции и экономии на издержках, специализируясь на обслуживании всех потребностей данного сегмента покупателей или рынка;

- за счет проведения массового маркетинга в рамках общенациональных или глобальных систем распределения, стимулирования реализации продукции;

- за счет проведения НИ и ОКР и проектирования крупные строительные организации могут прибегать к услугам более квалифицированных специалистов, что дает возможность улучшать существующую и выводить на рынок новую продукцию, использовать новые технологии;

- за счет получения больших кредитов и накопления значительного капитала, что позволяет ей:

- первой разрабатывать и внедрять экономичные технологии;

- противостоять риску циклического спада производства, скудных инвестиций в новые проекты или снижению спроса на некоторые виды своей продукции;

- привлекать менеджеров, обладающих необходимой квалификацией.

В результате получается организационная экономия от масштаба, которая может значительно снизить издержки крупных строительных организаций [3].

Исходя из правил микроэкономики, принцип оптимальности формулируется следующим образом: максимальный доход от организации можно получить при соблюдении ее оптимального размера.

Оценка бизнеса строительной организации требует обязательного учета принципа вклада. Вклад – это добавление к организации дополнительного количества ресурсов, которое обеспечивает увеличение ее стоимости в размерах, превышающих фактические затраты. Проведение мероприятий по подготовке строительной организации к продаже является одним из примеров проявления принципа вклада.

При проведении оценки бизнеса строительной организации необходимо учитывать влияние множества факторов внешней среды.

Принцип зависимости проявляется в том, что внешняя среда организации оказывает влияние на стоимость и объем привлекаемых факторов производства, что сказывается на ее стоимости. Одна из важнейших задач, стоящая перед экономической наукой, заключается в исследовании связи и зависимости между стоимостью организации и факторами внешней среды, влияющими на нее, в целях разработки более точной и достоверной методики оценки. Эти связи и зависимости подвержены влиянию конкретной экономической среды.

С принципом соответствия связаны принципы регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда организация характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям факторами производства, большим количеством не используемых или используемых не в полной мере активов. Оценка бизнеса такой строительной организации может даже оказаться ниже оценки бизнеса аналогичной организации, лишенной излишних активов.

Прогрессия наблюдается, когда окружающая строительную организацию обстановка, например, обеспечивающая более свободные условия деятельности, отсутствие ограничений, способствует увеличению ее стоимости.

Одним из факторов, влияющих на финансовую устойчивость организации, является конкуренция. Если в строительной отрасли, где действует организация, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночной экономике в эту отрасль попытаются проникнуть другие предприниматели. Отсюда вытекает, что при оценке бизнеса организации следует учитывать степень конкурентной борьбы в строительной отрасли в настоящее время и в будущем. Если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих доходов данный фактор учитывается либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что снизит текущую стоимость будущих доходов.

Строительная организация за время своей деятельности проходит через разные стадии жизненного цикла. В основе ее существования и развития на всех стадиях лежит движение капитала, что приводит к постоянным изменениям внутрифирменной среды. Происходящие изменения воздействуют на оценку бизнеса организации, что влечет необходимость учета при оценке принципа изменения.

На основе теории спроса и предложения, как разделе микроэкономики, полностью построен принцип спроса и предложения. Строительная организация, являясь товаром, обладает стоимостью, так как она представляет полезность для какого-либо покупателя. Чем выше полезность, тем выше спрос. Больший ожидаемый доход организации приводит к большему спросу на нее на рынке.

Специфическим свойством строительной организации как товара является невозможность отложить его впрок до лучшего времени. Во-первых, данный товар представляет собой товар-капитал, определяющим свойством которого является непрерывность функционирования, и любая остановка ликвидирует его основное качество. Во-вторых, одним из важнейших элементов данного товара-капитала является рабочая сила, которая не может не работать, не потреблять. Любая остановка в деятельности организации на длительное время чревата социальными последствиями, конфликтами, требует регулирующей роли государства, оплаты вынужденного простоя. Это дорого обходится обществу и организации, что нельзя не учитывать.

Если отмечается избыточное предложение или отсутствует спрос, то цена будет снижаться. В краткосрочном аспекте предложение относительно неэластично. Это означает, что для увеличения предложения организаций требуется длительное время на их создание, а, следовательно, даже если цены повысились, предложение нельзя увеличить очень быстро. Также трудно естественным путем уменьшить предложение организаций, если их уже создано больше, чем величина платежеспособного спроса. Именно данное со­стояние характеризует современный рынок.

Недостаток предложения, равно как и повышение спроса, приводит к повышению цены. Спрос обычно бывает более эластичным, чем предложение. Он сильнее реагирует на изменения цен и тенденции развития. Так, например, на величину спроса влияют объем денежной массы, величины процентных ставок, уровень инфляции, политический и социальный климат и т.д.

Если спрос и предложение сбалансированы, то рыночная цена отражает издержки на создание организаций. Если рыночные цены выше издержек и доход от владения организацией растет, то начинают создаваться новые организации и постепенно равновесие восстанавливается. Если же рыночные цены ниже издержек, то новое создание замедляется или вообще останавливается до тех пор, пока рост спроса не вызовет увеличения цен. Однако ввиду несовершенства строительного рынка, на котором осуществляется продажа организации, кроме соотношения спроса и предложения большое влияние на цену купли-продажи оказывает искусство торгов, количество участников торгов, схема финансирования данной сделки и другие факторы [3].

В последнюю группу принципов входит принцип наилучшего и наиболее эффективного использования особенность данного принципа заключается в комплексном рассмотрении факторов, влияющих на стоимость фирмы.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования является ведущим в оценке, так как он соединяет в себе все другие принципы оценки бизнеса строительной организации: полезность, замещение, ожидание, предельную полезность, сбалансированность, спрос и предложение, соответствие требованиям строительного рынка, степень конкурентной борьбы, происходящие изменения и другие.

Охарактеризованные принципы описывают только основные закономерности поведения организаций. В реальной жизни целый ряд факторов искажает реализацию тех или иных принципов оценки. Несовершенство экономических отношений, характерное для современного состояния строительного рынка, ещё больше деформирует действие принципов оценки. Вследствие этого принципы оценки отражают лишь только тенденции поведения субъектов экономических отношений в данной отрасли, а не гарантируют такого поведения.

Применение на практике принципов оценки строительной организации требует учета технико-экономических особенностей строительства и специфических условий развития экономики Республики Узбекистан.

Литература:

  1. Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. – 15 января 2016 г.
  2. Ганиев К.Б., Ганиева Г.И.Оценка недвижимости: Учебное пособие. -Ташкент: Консаудитинформ-нашр, 2010. – 232 с.
  3. Томсон А., Форби Дж.Экономика.– пер.с англ.–М.:БИНОМ,1998.
  4. Методы реструктурирования предприятий на основе оценки их рыночной стоимости.– Алма-Аты. Институт экономического развития всемирного банка, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): строительной организации, бизнеса строительной организации, оценки бизнеса, бизнеса организации, оценки бизнеса строительной, факторов производства, принципов оценки, оценки стоимости, оценки бизнеса организации, оценке бизнеса организации, оценки стоимости строительной, принципы оценки, стоимости строительной организации, принципы оценки бизнеса, оценки строительной организации, уровне организации, строительной организации важны, исследований строительной организации, строительного рынка, деятельности строительной организации.


Похожие статьи

Задать вопрос