Библиографическое описание:

Кравцова М. К. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 658-661.



Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Кравцова Мария Константиновна, учитель-логопед

Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы, территориальное отделение «Отрадное»

Формирование фонематического восприятия, по мнению многих исследователей (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Т. Б. Филичева и др.) занимает важное место при коррекцииобщего недоразвития речи.Развивая фонематическое восприятие у дошкольников,мыоказываемположительное влияние на становление всей фонетической базыречи ребенка,что в свою очередь способствуетформированию правильнойслоговой структурыслова.Стойкогои правильногозвукопроизношения у дошкольниковможно добиться только при хорошо сформированном фонематическомвосприятии. В дальнейшем этоокажетположительноевлияниена освоениенавыков чтения и письма [2, с. 3]. Рассмотрим основные направления работы по формированию фонематического восприятия [1, с. 15].

Различениеи узнаваниенеречевых звуков

Работа по данному направлениюпредполагает формирование у дошкольников умения дифференцировать и узнавать неречевые звуки, при помощи подбора специальных упражнений и игр.Сформированные в процессе данной работынавыки слухового внимания и памятиспособствуютв дальнейшемразвитию у детей уменияразличать и дифференцировать речевыезвуки.

Игры и упражнения:

«Не зевай, нужную игрушку (картинку) поднимай».Перед ребенком разложены в ряд несколькоигрушек: барабан, колокольчик, дудочка. Логопедпоказывает, как звучат эти игрушки, а потом предлагает ребенкупоиграть с ними и обратить внимание как звучит каждая из них. Затем игрушки закрываются ширмой,а ребенку предлагаетсяопределить, что звучало. Еслиречевые возможности ребенка не позволяют назвать звучащую игрушку, он показывает еена картинке. Количество игрушек увеличивается с трех до пяти.

«Что гремит».Данная игра проводится аналогично предыдущей, только в ней используются различные гремящие предметы, игрушки, сыпучие материалы.

«Топни-хлопни».Ребенку предлагается топнуть ножкой, если он услышит звук бубна,и хлопнуть в ладоши, если услышитзвук барабана.

«Хлопни как я».При проведении данного упражнения могут быть использованы разные источники звука.Это может бытьотхлопывание, отстукиваниеилизвучание музыкальных инструментов(бубен, ложки, барабан, погремушка). Варианты игры:

– отхлопывание (отстукивание) ритмапо подражанию за логопедом на слух и созрительной опорой на схему;

– отхлопываниена слух ритмического рисунка безопорына схему.

– по схеме самостоятельно отхлопывать ритмический рисунок.

Различениедефектногои правильного произношения

Данное направлениеподразумевает воспитание у детейнавыковслуховогоконтроля, так какумение различать нарушенное и правильноепроизношение фонемсодействуетразвитию фонематического слухаи улучшает качествозвукопроизношения.

Игры и упражнения:

«Недовольный Федя».Логопед просит детей внимательно послушать ряд слов или отдельно взятую фразу. Если дети услышат неправильное произношение какого-либо звука, они должны поднять карточку с изображением недовольного Феди.

«Помоги Незнайке».Логопедговорит ребенку что, Незнайка не знает, как надо правильно произнестислово, затемнамеренно искажает произношение звуков в слове или фразе. Детям предлагается исправитьошибки,которые допустил Незнайка.

«Учитель».Ребенку предлагается рассмотреть карточки с изображением различных предметов, затем просят егопобыть в роли учителя. Для этого логопед проситвнимательноего послушать,если картинканазываетсянеправильно — ребенокисправляетлогопеда, либо подаетусловный знак, например, звонит в колокольчик.Произносимые слова:

Сянки,шанки, санки,ванки, танки;

Банка, панка,бьянка, танка,баянка.

Узнавание и различениеслов похожихпо звуковому составу

По ходу логопедической работы упражнения и игры направленные на дифференциацию слов постепенно усложняются. Сначала детям предлагаютсяслова,которые отличаются тольконесколькими звуками,а затем переходят к словам, которые отличаются одним звуком.

Игры и упражнения:

«Найди пару».На столе, перед ребенком лежат картинки с разными и близкими по звучанию словами. Ребенок должен найти для каждой картинки пару с похожим по звучанию словом.

«Похожиеслова».Логопед произносит слово и предлагает детям подумать и назвать слова, которые будут близкипо звучаниюк данному слову (дог — ток, день — тень, киска — миска, коза — гроза).

«Прятки».Логопедобъясняет ребенку, что одно слово спряталось, а что бы его найти, нужно внимательно послушать ряд слов и отгадать какое из них отличается от остальных:

утенок, котенок, утенок, утенок;

мишка, мишка, мишка, миска.

«Подбери слово».Ребенку читается стихотворение из двух строчек. Последнее слово в первой строчке интонационно выделяется. Далее дается задание, выбрать из предложенных слов, то которое будет звучать в рифму и подходить и по смыслу:

Как бы Дима ни хотел,

самолет (не побежал, не полетел, не поплыл).

Наша Даша в воскресенье,

отмечает … (День Победы, Новый год, День Рождения)и другие аналогичные варианты.

Различение слогов близких по звуковому составу

Для того что бы научить детей дифференцировать слоги, которые различаются одним или несколькими звуками, импредлагают повторять слоги с разными гласными и согласными, с фонетически далекими и близкими звуками.Слоги, используемыев упражнениях, могут быть закрытые и открытые со стечением и без стечения согласных звуков.

Игры и упражнения:

Воспроизведениеслогов с одинаковыми согласными и разными гласными:

да-ды-до

му-мэ-мы

и т. д.

Воспроизведение слогов с одинаковымгласным и разными согласными:

та-ха-ка

ны-мы-вы.

Воспроизведение слогов, которые отличаются по глухости-звонкости:

та-да

па-ба-па.

Если у ребенка возникают трудности при дифференциации звуков по звонкости-глухости, можно предложить ему приложить руку к горлу и обратить внимание, что при произнесении звонких звуков горлышко звенит — есть голос, при произнесении глухих звуков горлышко — молчит — нет голоса. Затемпоиграть в игру:

«Звонкий — глухой».При произнесении слога со звонким согласным — звонить в колокольчик, с глухим согласным — прикладывать пальчик ко рту.

Воспроизведение слогов, которые отличаются по твердости-мягкости:

па-пя

му-мю

Проговаривая данные слоги можно поиграть в игру:

«Твердый — мягкий».Сначалалогопед проситребенка поднять вверх мягкую игрушку, затем — твердую. Далее ребенку объясняется, что звуки тоже бывают мягкие и твердые. После этого логопед произносит слоги и просит ребенка поднять мягкую игрушку, если он услышит слог с мягким звуком и твердую игрушку, если услышит слог с твердым звуком.

Воспроизведениеслогов,в которых количество согласных звуков при стечении увеличивается:

ка-тка

та-фта.

Воспроизведение слоговс разными гласнымизвуками и стечением одинаковых согласных:

нкы-нка-нко-нку

хту-хты-хтэ-хта.

При повторении серий слогов могут, так же проводится игры:

«Эхо».Дети сидят в кругу. Логопед говорит на ушко одному из детей один слог или серию слогов, далее они шепотом передают друг другу этотслог, а последний, произносит его вслух. По ходу игры логопед меняет слоги, а если это серия слогов, то их последовательность.

«Передай другому».Дети по очереди повторяют за логопедом слоговые рядыи бросают или передаютдруг другумяч.

«Найди лишний слог».Логопедпредлагает детям внимательно послушать слоговой ряд и найти слог, который отличается от других слогов, он и будет лишним:

фа-фа-фо

нка-нпа-нка.

Различение акустически близких звуков

Перед тем как приступить к дифференциации звуковнеобходимо уточнитьихартикуляцию и слуховой образ.Для дифференциации используются согласные и гласные звуки, начиная с акустическидалекихи постепенно переходя к акустически близким.

Звукиразличают и сравнивают сначала изолировано затем в слогахи словах.К каждому звуку подбираются определенные зрительные образы [3, с. 7], поэтому данные упражнения помимо работы над дифференциацией звуков включают в себя развитие слуховой и зрительной памяти.

Игры и упражнения:

«Кто подал голос».На столе перед детьми стоятигрушки каждой из которых логопед присваивает условное звучание (например: мышка — пищитп-п-п, лягушка — квакаетк-к-к, гусь — гогочет г-г-г).Затем логопед произносит один из условных звуков и предлагает детям отгадать, кто подал голос?

«Будь внимательным».Детям предлагаетсяпрослушать звуковой ряд и повторять за логопедом толькозаданный звук. Затемзадание усложняется, и повторять нужно слоги, а далее слова с определенным звуком.

Вариантамиданной игры могут быть задания с использованием разныхигрушек, например, если услышишь звук т, — нажми на звоночек или услышишь звукг, — покажи петрушку, или лови мячик только когда будешь слышать звук л, если я буду произносить другие звуки кидай мне мяч обратно.

«Подбери картинки».Логопед предлагает детям подобрать картинки на заданные звуки. Например:

Твердые — мягкие.Картинки, в названии которых слышится твердый звук, поставь возле кирпичика, а те, в которых услышишь мягкий звук — возле ваты.

Звонкие — глухие.Игра проводится с использованием фонетических символов. Детям предварительно объясняется значение символов. Звонкий звук — колокольчик, глухой звук — колокольчик перечеркнут. Затем дети расставляют картинки возле символов.

Шипящие — свистящие. Игра проводится с использованием фонетических символов согласных звуков, аналогично игре со звонкими и глухими звуками.

«Магазин».На столе лежат перевернутые карточки с изображением фонетических символов согласных звуков, рядом стоят игрушки. Дети по очереди подходят к столу, выбирают карточку, переворачивают ее, называют звук, который обозначает данный символ, затем выбирают себеигрушку,название которой начинается на выбранный ими звук.

Предлагаемыеигры и упражнениямогут использоваться как на индивидуальных, так и на фронтальныхзанятиях.

Как показывает практика, использованиев логопедической работе разнообразных заданийспособствует созданию положительного мотивационного настроя у детей и помогает поддерживатьинтерес к занятиям на протяжении всего периода обучения.

Литература:

  1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. — СПб.:РГПУ им. Герцена. Союз, 2000.
  2. Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. — М.: Книголюб, 2008.
  3. Ткаченко Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда. — М.: ВЛАДОС, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle