Библиографическое описание:

Арзуманян Г. М. Использование дидактического потенциала виртуальной образовательной среды для организации самостоятельной работы студентов вуза // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 20-22.



В тезисах представлено краткое обоснование необходимости создания виртуальной образовательной среды вуза для организации самостоятельной работы студентов. Создание такой среды обусловлено перечнем обязательных федеральных требований, предъявляемых к уровню подготовки будущих специалистов. В тексте представлено определение виртуальной образовательной среды, названы ее сущностные черты, перечислены дидактические условия для ее создания, обозначена роль преподавателя во взаимодействии со студентами.

Согласно требованиям ФГОС ВПО III поколения доля самостоятельной работы студентов вуза должна составлять до 50 % от общего количества учебной нагрузки. Обучающимся необходимо не только осваивать обозначенный преподавателем объем информации (например, лекции), но и уметь осуществлять поиск, систематизацию и анализ дополнительного материала. Все это обусловлено новой целью образовательного процесса, направленного на воспитание личности, профессиональные компетенции которой позволят ей решать типичные и нестандартные задачи, исходя из приобретенного опыта. В этой связи становится актуальным обращение к вопросу об организации самостоятельной работы студентов.

Современная молодежь, по данным социологических исследований, проводит во Всемирной сети значительное количество времени. Более 50 % юношей и девушек отметили, что в их гаджетах (телефонах, планшетах, ноутбуках) Интернет работает круглосуточно; практически каждый третий пользователь проводит в Сети свыше пяти часов, каждый пятый — до трех часов [4, с. 24]. Приведенная статистика позволяет сделать вывод о том, что для молодежи Интернет-среда является тем пространством, которое формирует их мировоззрение, интересы, стиль жизни. Следовательно, обучение студенческой молодежи с помощью ресурсов, размещенных в Интернете, является наиболее органичным.

В современных психолого-педагогических исследованиях описан определенный опыт использования дидактического потенциала виртуальной образовательной среды, о чем свидетельствуют работы А. А. Андреева, М. Е. Вайндорф-Сысоевой, В. П. Тихомирова, А. В. Хуторского, И. В. Холодковой, А. В. Хуторского и др. В учебном пособии М. Е. Вайндорф-Сысоевой «Виртуальная образовательная среда» интерпретация искомого понятия представлена в трех аспектах — технологическом, организационно-коммуникативном, образовательном. Акцентируя внимание исключительно на последнем, отметим, что под виртуальной образовательной средой понимается «многоуровневая и многоуровневая система», включающая современные программные средства, инновационные и традиционные технологии, информационные ресурсы [1, с. 6].

Сущностными чертами виртуальной образовательной среды являются: а) двусторонняя связь, обеспечивающая интерактивность; б) многообразие возможностей для осуществления обратного отклика; в) персональная направленность; г) языковое многообразие. Преимущества виртуальной образовательной среды заключаются в ее гибкости (работа с информацией в удобное для себя время), экономической эффективности (снижение затрат на обучение за счет отсутствия необходимости ежедневного посещения учебного заведения), модульность (разработка курсов-модулей, отвечающих групповым или индивидуальным потребностям обучающихся).

Несмотря на то что взаимодействие преподавателя и студента в виртуальной образовательной среде происходит опосредованно, педагог, тем не менее, продолжает решать множество учебных ситуаций, сходных с теми, что возникают в повседневных условиях обучения. Например, ситуации коммуникативного или этического характера. Кроме того, профессиональная задача преподавателя также связана с созданием и поддержанием благоприятного климата с целью установления делового сотрудничества с обучающимися. В целом же усилия педагога направлены на развитие самореализации студентов в процессе выполнения ими самостоятельной работы.

Для этого виртуальная образовательная среда должна соответствовать ряду требований, как-то: стабильность, устойчивость, техническая оснащенность, сопровождение [2, с. 14]. Однако наличие перечисленных компонентов вовсе не обеспечивает успешность автоматического выполнения самостоятельной работы, поскольку студенты должны владеть умением рационально организовывать свой труд. Стало быть, преподавателю необходимо напомнить обучающимся приемы моделирования учебной деятельности: структурирование учебного времени, последовательную обработку учебных материалов, рациональные приемы усвоения учебного материала [3, с. 55].

Вполне очевидно, что одной из характерных черт виртуальной образовательной среды является избыточность. Другими словами, количество тех или иных ресурсов должно быть разнообразным, а информация, содержащаяся в них, разносторонней. Из этого следует, что для организации самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде преподавателю необходимо подготовить целый пакет документов. Речь идет об учебно-методическом комплексе, включающем конспекты лекционных занятий, электронные версии учебников и учебных пособий, методические рекомендации по изучению курса, практические и лабораторные занятия.

Туда же должны войти учебные видеофильмы, аудио материалы, презентации, глоссарий по учебной дисциплине, дополнительные ресурсы: справочные системы, словари, хрестоматии, отраслевые и периодические издания, ссылки на сторонние сайты. Поскольку изучение дисциплины завершается проведением зачета либо экзамена, важно предусмотреть, чтобы студенты имели возможность ознакомиться с содержанием тестового материала, ситуационных учебных задач, примерных вопросов по курсу, а также определиться с темой рефератов.

Самостоятельная работа обучающихся в виртуальной среде, несмотря на дистанционный характер учебной деятельности, предполагает обратную связь. С этой целью преподаватель отслеживает эффективность усвоения учебных тем, поэтому ему необходимо продумать, как будет осуществляться отчет студента. Это может быть прохождение теста за оговоренный отрезок времени, коллективное обсуждение научной проблемы на форумах и чатах, участие в вебинарах, индивидуальное общение с помощью системы быстрых сообщений или с использованием программы Skype. О результатах отчета студента по изученному курсу студент может узнать здесь же, на сайте учебного заведения.

На основании сказанного сделаем вывод о том, что виртуальная образовательная среда вуза, характеризующаяся высокой технической оснащенностью, стабильностью, информационной избыточностью, обладает значительным дидактическим потенциалом. Самостоятельная работа студентов в условиях виртуальной образовательной среды является не только основой для их самообразования, но и системой мероприятий, обеспечивающих целенаправленную деятельность, направленную на овладение учебной дисциплиной.

Литература:

  1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоев. — М.: МГОУ, 2010. — 102 с.
  2. Носкова Т. Н. Новое измерение информационно-образовательного пространства современного университета / Т. Н. Носкова // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцина. — 2005. № 9. — с. 9–17.
  3. Сидоркина Е. В. Организация самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде вуза / Е. В. Сидоркина // Педагогическое образование в России. — 2013. № 1. — с. 53–57.
  4. Чупров В. И. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства: монография / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, Н. А. Романович. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 352 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle