Компетенции учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 682 раза

Библиографическое описание:

Кольтинова, В. В. Компетенции учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся / В. В. Кольтинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27769/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлены результаты проведенного исследования ключевых компетенций учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся и способов их повышения.

Взаимодействие семьи и школы в традиционной российской педагогике возведено в принцип, основное требование к организации целостного педагогического процесса, указывающий его направление, а также обеспечивающий его успешное осуществление. Для реализации этого требования педагогическая наука и практика использовала разработанное содержание взаимодействия учителя и родителей, традиционные формы: классное собрание, родительские конференции, консультации, беседы; нетрадиционные формы работы: родительский клуб, родительские вечера, культурно-досуговые мероприятия [2, с.8].

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами, полноправными участниками образовательного процесса. В Законе РФ «Об образовании» определены нормы взаимодействия учителя, образовательного учреждения с родителями обучающихся, права в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [1, ст. 44], среди которых: выбирать формы обучения, защищать права и интересы детей, участвовать в самоуправлении школы, получать объективную информацию об освоении ребенком образовательной программы, консультироваться по проблемам обучения и воспитания детей, знакомиться с содержанием и результатами, а также ходом образовательного процесса и др. Среди обязанностей родителей прописаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений, уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Особое внимание в Законе РФ «Об образовании» следует уделить формулировкам основных понятий настоящего Федерального закона: образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Эти формулировки свидетельствуют о принятом в Законе положении, что наибольшие права на определение нужд ребенка имеются у его семьи.

Но практика образования, в том числе и начального, показывает, что современные учителя испытывают трудности в организации взаимодействия с родителями обучающихся. Проведенный опрос учителей начальных классов (28 человек), свидетельствует о том, что учителя, среди причин возникающих трудностей, называют: высокую требовательность родителей, безапелляционность оценок; конфликтность и внешнеобвинительность позиции во взаимодействии; ориентацию на образовательные задачи и непонимание воспитательных задач, в том числе и нравственного просвещения и формирование детского коллектива; приоритетное отношение к собственным правам при игнорировании обязанностей.

Межличностным взаимодействием, каковым является взаимодействие педагога и родителей в психологии понимается личный контакт двух и более человек, следствием которого являются взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, а также система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Межличностное взаимодействие учителя и родителей предметно, эксплицитно, регламентировано конкретными условиями деятельности, рефлексивно многозначно. Поэтому мы считаем, что недостаточную успешность взаимодействия учителя и родителей в полной мере обеспечивают все участвующие в этом взаимодействии субъекты.

Причиной неуспешности взаимодействия учителя и родителей можно считать несовпадение его типов и стилей. К основным типам взаимодействия отнесены сотрудничество (кооперация), когда продвижение каждого из участников взаимодействия к своей цели способствует, или, как минимум, не препятствует достижению целей остальных участников взаимодействия. Соперничество (конкуренция) — тип взаимодействия, когда достижение цели одним из взаимодействующих субъектов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия. Считаем, что для конструирования взаимодействия учителя начальных классов с родителями должно стать осознание участниками взаимодействия, что «их деятельность объединяется единой целью — воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме» [3, с.344]. И конкурентные взаимоотношения должны быть исключены из контекста взаимодействия учителя и родителей.

Под стилем деятельности в научной литературе понимают совокупность приёмов и методов работы, выработанных специалистом в течение длительной практической деятельности и обусловленных его личностными особенностями, прочно закрепившихся и многократно проверенных в опыте. Специалистами были многократно описаны универсальные стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный, которые отличаются между собой по следующим признакам: форме предъявляемых требований подчиненным; соотношению частоты использования методов поощрения и наказания; характеру делегирования ответственности; отношению к группе подчинённых; способу принятия решений, степени ориентации на личность и коллектив.

На наш взгляд, индивидуальный стиль деятельности представляет собой сложное образование. Мы выделяем в нем несколько компонентов. Структура индивидуального стиля деятельности участников взаимодействия может быть представлена как система нормативно-целевого, мотивационного, характерологического, операционального и психофизиологического компонентов. [4, с. 100].

Учитель начальных классов сталкивается в своей работе с родителями разного возраста, характеризующихся различными характерологическими чертами, особенностями поведения и отношения к учителю, но участники взаимодействия должны совпадать в целях и нормах отношений относительно друг друга. Именно данное несовпадение в нормах, несоблюдение родителями своих обязанностей и оценивают учителя начальных классов как отягощение их взаимодействия.

На основе анализа научно-педагогической литературы к главным компетенциям взаимодействия учителя и семьи обучающегося мы отнесли:

диагностическая — педагог умеет разрабатывать и применять диагностические методики, применимые к родителям учащихся. Учитель начальных классов умеет определять педагогическую подготовленность родителей, методическую вооруженность, умелость родителей пользоваться педагогически целесообразными методами воспитания и обучения детей, оправданными способами поддержания учебной мотивации и дисциплины детей. Учитель начальных классов умеет диагностировать психологический климат в семье, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений между членами семьи, установки на образование и воспитание детей.

коммуникационная — учитель начальных классов умеет устанавливать и поддерживать общение с родителями и другими родственниками ученика контактно и дистанционно, отбирать наиболее значимую информацию, используя общую систему значений, означающую умение «говорить на одном языке», умеет преодолевать барьеры общения социального, социально-психологического, профессионального характера. Умеет преодолевать фильтр недоверия, используя механизм фасцинации, т. е. создание благоприятного фона сопровождения информации. Умеет использовать различные виды информации: констатирующей и побудительной. Умеет использовать различные средства коммуникации: вербальные и невербальные. Умеет использовать метод убеждения, сочетать монологическую коммуникацию с диалогической.

интерактивная — учитель начальных классов умеет привлекать родителей к участию в жизни класса и школы, предлагает различные формы участия родителей в жизни класса. Учитель начальных классов умеет оказать помощь в установлении сотрудничества родителей с другими участниками образовательного процесса, другими родителями, другими учреждениями. Учитель умеет активизировать и координировать взаимодействие, умеет инициировать социально значимые проекты совместной деятельности, формирование активной педагогической позиции родителей.

информационная учитель начальных классов умеет вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями, сведениями об образовательной программе, требованиях к организации сопровождения деятельности ученика в домашних условиях, умеет информировать о текущей учебно-воспитательной задаче, умеет информировать о возрастных особенностях ученика, его отношении к учебной деятельности, умеет информировать о взаимоотношениях со сверстниками и старшими, умеет дать максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка-школьника.

фасилитативная учитель с помощью педагогических приемов умеет формировать у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности, умеет формировать правильное представление родителей о школьнике, приводящее к сохранению психического и соматического здоровья учащихся. Умеет организовать взаимодействие с родителями, которое формирует верное отношение родителей к ребенку, приводящее в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития школьника. Умеет обеспечить верное понимание родителями своих функций по отношению к школьнику, которое ведет к улучшению и психологических отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми

рефлексивная — умеет в процессе взаимодействия с родителями осознавать свою роль в воспитании детей и общении с родителями. Умеет правильно оценить результаты своего труда, умеет оценить причины возможных неудач в своей работе и качество взаимодействия с родителями.

Исходя из того, что недостаточную успешность взаимодействия учителя и родителей в полной мере обеспечивают все участвующие в этом взаимодействии субъекты, было предпринято специальное исследование, посвященное изучению готовности учителя начальных классов к повышению учителем собственных компетенций во взаимодействии с родителями. В исследовании приняло участие 28 учителей начальных классов, которым было предложено оценить направленность личности педагога, доминирующие стратегии поведения во взаимодействии, а также самооценку компетенций во взаимодействии с родителями.

Для исследования направленности личности учителя начальных классов была использована методика Смекала-Кучеры, которая позволяет определить доминирование направленности на личное достижение, взаимные действия и успешность деятельности.

Исследование направленности личности учителей начальных классов показало, что 28,5 % опрошенных ориентированы на личное достижение, что означает, что педагог в своей деятельности, прежде всего, ориентирован на престиж, авторитет, личный интерес. Большинство из выборки опрошенных учителей ориентированы на взаимные действия, общение, поддержку коллективных инициатив. Около трети учителей в своей деятельности ориентированы на успех дела, качественное выполнение своего труда, обеспечение достижений. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство из опрошенных учителей имеют соответствующую деятельности направленность личности, которая может обеспечить им успешное коммуницирование с родителями и отвечает потребностям родителей в оказании качественной образовательной услуги.

При исследовании доминирующих стратегий поведения учителя начальных классов в конфликтном взаимодействии (К. Н. Томас) установлено, что стратегией сотрудничества гарантированно пользуются 29 % опрошенных учителей, стратегией компромисса — 25 % респондентов, прибегают к стратегии соперничества 24 % опрошенных. Остальные могут пользоваться различными стратегиями. В качестве вывода следует отметить, что более половины учителей начальных классов в конфликтном взаимодействии избирают конструирующую стратегию, что свидетельствует о наличии коммуникативной и интерактивной компетенции во взаимодействии с родителями обучающихся. Но, при этом, необходимо подчеркнуть, что около половины учителей этими стратегиями пользоваться затрудняются. Данное обстоятельство может служить основанием для утверждения: учителю начальной школы необходима специальная психолого-педагогическая помощь по формированию у него навыков конструктивного взаимодействия с родителями в конфликтной ситуации.

Наиболее важным в данном исследовании было измерение самооценки компетенций учителей во взаимодействии с родителями (Дембо-Рубинштейн). В результате исследования установлено, что наиболее высоко развитой учителя у себя считают информационную компетенцию (8 баллов), что свидетельствует о наличии в их работе педагогического просвещения родителей, которое они успешно осуществляют. Высокий уровень в оценках учителей интерактивной компетенции (6 баллов) свидетельствует о том, что учителя умеют привлекать родителей к жизни класса, успешно организуют взаимодействие с ними. Оценки в средней зоне соответствуют компетенциям коммуникативной и фасилитационной и свидетельствуют о том, что в решении задач взаимодействия с родителями учителя не считают себя компетентными в вопросах общения и оказания поддержки.

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что учителя начальных классов, испытывающие трудности во взаимодействии с родителями, нуждаются в специальной психолого-педагогической подготовке к такому взаимодействию.

Мы предлагаем включить в подобную программу не только когнитивный компонент, включающий сведения по фамилистике, психологии общения и др., но мотивационно-ценностный компонент, позволяющий учителям начальных классов осознать новую позицию родителя — полноценного участника образовательного процесса, а также интерактивный компонент, позволяющий в форме коучинга овладеть алгоритмами действий в условиях взаимодействия с родителями.

Подобная программа может быть реализована как в условиях повышения квалификации учителей начальных классов, так и в работе службы психолого-педагогического сопровождения, функционирующей в образовательной организации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)// КонсультантПлюс, 1992–2015
  2. Дуброва В. П. Взаимодействие педагогов и родителей. — Мн.: Феникс, 2008. — 57 с.
  3. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата.- Издательство Юрайт — М.:, 2015.-507с.
  4. Кольтинова В. В. Роль педагога-психолога в оценке и коррекции индивидуального стиля деятельности воспитателя/Материалы международной научной конференции «Первые Левитовские чтения в Московском государственном областном университете.24 апреля 2006 года».- М.: Издательство МГОУ, 2006.-125 с.
  5. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под редакцией А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой. М.:Смысл, 2006. — 321 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальных классов, учителя начальных классов, взаимодействия учителя, учителей начальных классов, Учитель начальных классов, учитель начальных классов, успешность взаимодействия учителя, взаимодействия учителя начальных, участников взаимодействия, недостаточную успешность взаимодействия, компетенций учителя начальных, Компетенции учителя начальных, образовательного процесса, нормы взаимодействия учителя, содержание взаимодействия учителя, родителями учителя, личности учителя начальных, поведения учителя начальных, готовности учителя начальных, неуспешности взаимодействия учителя.


Похожие статьи

Задать вопрос