Проблема адаптации молодых педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Козлова, М. А. Проблема адаптации молодых педагогов / М. А. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 122-123. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27768/ (дата обращения: 19.04.2024).



Профессия «учитель» — одна из самых древних профессий. Она будет востребована всегда, и от нее зависит благосостояние и развитие любого общества.Согласно данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения в феврале 2010 г. в 44 регионах России (100 населенных пунктов, величина выборки 2000 респондентов), половина населения страны считает, что престиж профессии учителя низкий. При этом каждый третий респондент полагает, что уровень престижа снижается, и только каждый пятый считает, что он растет. Даже в этих негативных условиях абитуриенты педагогических специальностей вузов совершают, как правило, осознанный выбор [1]. Выпускник педагогического вуза или колледжа, придя работать в школу, начинает в своем ежедневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения профессии. Процесс самореализации в педагогической сфере начинается с адаптации к труду в образовательной организации. Нередко начинающие педагоги сталкиваются с определенными трудностями. В школе могут возникать различные ситуации, вызывающие у молодого педагога самые различные эмоции. Эти эмоции могут быть не только положительными, но и отрицательными, такими как переживание, тревога, потеря уверенности в себе, злость, раздражение, страх. Одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки педагога является развитие эмоциональной устойчивости. Она помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «перегорания».

На наш взгляд, самой актуальной проблемной является наличие у молодого педагога страхов, связанных с реализацией своей профессиональной деятельности. Наличие или отсутствие того или иного страха отчасти зависит от определенных личностных особенностей педагога, его черты характера. Согласно классификации профессий Е. А. Климова, профессия педагога относится к типу «человек-человек», возлагающая на педагога ответственность при взаимодействии с другими людьми. Человек, выбравший такую профессию, должен изначально обладать соответствующими склонностями, навыками, способностями, которые впоследствии разовьет до профессиональны знаний и умений. В данном случае, страхи, возникающие в профессиональной деятельности, могут мешать педагогу выполнять свою профессиональную деятельность. Одним из основных страхов является негативное восприятие молодых учителей детьми и их родителями. Так как дети и родители основная группа людей, с которыми педагогу приходится взаимодействовать чаще всего. Так же педагог может испытывать страхи, связанные с администраций школы, и более опытными коллегами — учителями. Сталкиваясь на работе с ситуациями, вызывающими страх, молодые учителя пытаются побороть его, изменяя личное отношение как к самим себе, так и к детям, развивая чувство любви к ним и желание донести до них знания. Несмотря на то, что молодые учителя являются выпускниками вуза, имеют диплом о высшем образовании по своей специальности, страх начинать педагогическую деятельность очень силен. Одной из главных задач современной школы является оказание помощи молодым специалистам в осознании профессиональных страхов и предложение путей их преодоления, сохранение и развитие психологического здоровья педагога.

Литература:

  1. База данных ФОМ. Опрос населения «Престиж профессии учителя». 11.02.2010. [Электронный ресурс]. URL: bd. fom. ru/report/map/dominant/dom1005/d100515 (дата обращения — 17.01.2012).
  2. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
  3. Веретенникова Л. К. Формирование образовательных стратегий студентов университетов// Преподаватель 21 век. 2014.№ 3.
  4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  5. Семёнова Е. М. (Автор-составитель) Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. -3-е изд. — М.: Психотерапия, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): Проблема подготовки будущих, молодого педагога, подготовки будущих педагогов-психологов, молодого педагога страхов, профессиональной подготовки педагога, личностных особенностей педагога, эмоциональной устойчивости педагога, психологического здоровья педагога, молодые учителя, профессия педагога, педагога ответственность, профессиональной деятельности, престиж профессии учителя, Веретенникова Л, Проблема реализации ФГОС, Проблема адаптации учащихся, осознании профессиональных страхов, Выпускник педагогического вуза, развитие эмоциональной устойчивости, абитуриенты педагогических специальностей.


Похожие статьи

Задать вопрос