Библиографическое описание:

Корякина Г. А. Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 135-136.



Одно из важнейших направлений системы современного образования — возможность развития личности, которая способна проявлять творческую инициацию, умеет находить решения в нестандартных ситуациях.

В связи с этим меняются взгляды на роль учителя в учебно-воспитательном процессе: он должен уметь формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировать универсальные учебные действия, компетенции. Это обязывает его владеть новыми технологиями, в числе которых и проектная деятельность, позволяющая развивать у школьников самостоятельность познания нового, интегрировать полученные знания.

Использование метода проектов предполагает прохождение каждым ребенком рядя своеобразных этапов, обусловленных возрастом и требующих специальных средств освоения, соответствующих новообразованиям личности, которая на разных этапах школьной жизни ребёнка, выполняет разные функции, служит разным целям и, естественно, должна строиться по-разному.

В младших классах школьники только начинают знакомство с проектной деятельностью, и эффективность и продуктивность применения полученных знаний в среднем и старшем звене зависят от организации этой работы на начальной ступени обучения.

Систему заданий необходимо выстраивать поэтапно, усложняя и расширяя состав формируемых проектных умений. Занятия следует организовывать постепенно усиливая долю самостоятельности обучающихся в применении этих умений, то есть формирование проектных умений осуществляется параллельно с освоением программно-учебного материала.

Упражнения, развивающие умения видения проблемы

  1. «Расскажи от имени …»

— Вообрази себе, что ты стал учебником русского языка на один день. Как бы ты провел этот день? Опиши.

  1. «Представь себе»

— Прочитай.

Пришла весна

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

(По Л. Н. Толстому)[2; с. 140]

Придумай продолжение рассказа от лица старшей сестры; маленькой собачки, с которой гуляет её хозяин; водителя автобуса.

Упражнения, развивающие умения выдвигать гипотезы

  1. «Придумай объяснение»

А) — Придумай самое правдоподобное объяснение:

– Одноклассники решили пойти в кино, потому что …

Б) — Придумай самое невероятное объяснение:

– Одноклассники решили пойти в кино, потому что …

  1. «Объясни»

Почему мы говорим «зарубить на носу»?

— Как раньше письмо попадало к адресату?

  1. «Вероятная причина»

Так появились буквы.

Упражнения, развивающие умения задавать вопросы

  1. «Вопросы»

Какие вопросы ты задал(а) бы Золотой Рыбке?

Представь, что ты — Золотая Рыбка. О чем бы ты спросил(а) обычную девочку/мальчика от ее лица?

  1. «Возьми интервью»

Какие вопросы ты хотел бы задать при встрече:

– Кощею Бессмертному;

– Колобку.

Упражнения, развивающие умения классифицировать

  1. «Четвертый лишний»

Определи, какое слово лишнее и почему?

Яблоко, якорь, поёт, читает. (Слово «якорь», так как количество звуков и букв одинаковое.)

  1. «Раздели на две группы»

Раздели все слова на две группы:

Мебель, трава, урожай, язык, деревья, гнездо, работа, лиса, метро, зима. (Словарные слова и слова, проверяемые ударением.)

Упражнения, развивающие умения высказывать суждения иделать умозаключения

  1. «Проверьте правильность утверждений»

Все глаголы обозначают действия предметов.

Слово «стоять» обозначает действие.

Значит, слово «стоять» — глагол.

  1. «Рассказ на заданную тему»

Назовите существительные на тему «Весна». Составьте рассказ, используя эти слова.

  1. «Поиск причин событий»

Найдите причину возникновения ситуации:

– После уроков все ребята остались в классе.

Упражнения, развивающие умения инавыки проведения эксперимента

  1. «Является ли текст рассуждением?»

Предлагаю провести небольшое исследование текста по алгоритму:

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите вид текста.
  3. Какой вопрос можно задать к тексту?
  4. Определите, в каком предложении выражена главная мысль текста?
  5. Найдите в тексте доказательства, которые приводит автор для подтверждения главной мысли.
  6. Определите, в каком предложении дан вывод и авторская оценка?

Почему ландыш белый?

Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись разгадывать загадки природы.

(По В.Тетюреву) [1; с. 12–13]

Упражнения, направленные на развитие умений работать систочниками информации

  1. «Узнай»

— Пользуясь дополнительной литературой, найдите и расскажите:

– «Азбука» или «алфавит»? Как появились эти слова?

– Откуда пришло к нам слово «портфель»?

– Происхождение слова «тетрадь».

  1. «Возьми словарь»

— Какие словари вы будете использовать, если необходимо узнать:

– значение слов «проект», «проектант»;

– откуда к нам пришло слово «помидор»;

– на какой слог падает ударение, как правильно произносить «тво´рог» или «творо´г»?;

– когда так говорят «бить баклуши», что это выражение означает?

Деятельность учителя обусловлена необходимостью создания нового практически значимого образовательного продукта. Умение осуществлять проектную деятельность — показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития.

Литература:

  1. Узорова, О. В. Диктанты по русскому языку: 1–4 классы /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: АСТ: Астрель, 2015. — С. 12–13.
  2. Хрестоматия по детской литературе /Сост. М. Боголюбская, А. Табенкина. — М.: Просвещение, 1975. — С. 140.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle