Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Косоруких, О. Л. Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов / О. Л. Косоруких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27752/ (дата обращения: 25.04.2024).



Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. В тоже время программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся, которые формируются на протяжении четырех лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики, правописания и развития речевой деятельности.

Процесс овладения письмом, восприятия речи на слух, умения правильно выразить свою мысль в письменном виде и устном дается детям трудно.

Проведенное нами исследование показало, что сформированность коммуникативной компетенции у младших школьников находится на низком уровне, следовательно, необходимо продолжать работу по формированию умений и навыков, необходимых для её развития. Обучающиеся четвёртых вторых классов могут работать с единицами языка в тексте, но умение определять их функции в речи не сформировано. Немногие участники эксперимента смогли определить лексическое значение слова в контексте. У обучающихся четвёртых классов недостаточно сформировано умение понимать смысл текста, находить причинно-следственную связь в тексте. Умение отличать текст от нетекста также находится на низком уровне. У большинства участников эксперимента умение восстанавливать текст с помощью справочного материала вызывает определённые трудности, так же как и умение работать с текстом по схеме. Большое количество школьников не смогли составить текст по заданным параметрам, произвести корректировку текста с нарушенной последовательностью абзацев. Многие обучающиеся четвёртых классов не владеют умениями трансформировать текст в соответствии с требованиями ситуации, умение работать с разными типами текстов также находится на низком уровне. Умение определять тип текста по его коммуникативному назначению у четвероклассников находится на низком уровне, умение определять структурные составляющие текста — на среднем. Не развито умение создавать тексты на заданную тему, составлять тексты с элементами сжатого изложения и сочинения. Развитие речи, мышления многих четвероклассников находится на низком уровне, о чём свидетельствуют сочинения, созданные школьниками.

Для формирования коммуникативной компетенции и для совершенствования навыков речевой деятельности нами была разработана система упражнений, включающая предтекстовые, текстовые и послетекстовые упражнения. В рамках данной статьи будут рассмотрены только предтекстовые упражнения. Это вид упражнений по отношению к процессу прочтения текста. Задачей предтекстовых упражнений является целенаправленное формирование психологических механизмов чтения, объяснение значений новых слов и грамматических явлений, тренировка в их употреблении, снятие возможных социокультурных и содержательных трудностей текста [1; 76].

Упражнение №1

Упражнение направлено на формирование умения определять коммуникативную задачу автора, прогнозировать содержание читаемого. Формирует умение работать в одном тексте с единицами разных языковых уровней (морфологического — найти прилагательные, синтаксического — найти сложное предложение).

Задания:

  1. Прочитайте заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте.
  2. Прочитайте первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
  3. Найдите в тексте имена прилагательные, как вы думаете, какую функцию они выполняют.
  4. Найдите в тексте сложное предложение.

Моя поляна

У меня есть любимая поляна. Она очень красива. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находиться сад. Деревья высокие выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки

Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся, это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

Упражнение №2

Направлено на усвоения материала по развитию речи и правописанию.

В ходе работы над текстом проходит освоение изученных орфограмм, развивается умение выделять в слове его части — окончание, корень, приставку, суффикс. Учащиеся должны объяснить, в какую часть слова входит пропущенная буква, называют орфограмму и объясняют написание буквы.

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом?

Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте рассмотреть цифры на часах.

Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это св..тляк — очень п..лезный жуч..к.. Он з..бирается в раковины улиток и уничтожает этих вр..дителей.

Упражнение №3

Упражнение направлено на развитие речи учащихся. Формирует умение определять функции синонимов в речи в соответствии с коммуникативным замыслом автора. Дети наблюдают за возможностями использования синонимов в речи. Данные упражнения расширяют лексический запас школьников.

Задания:

Найдите и выпишите синонимы. Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов?

Каплет, брызжет,

Хлещет, льёт.

Дождь на улице идёт.

(Е. Колтай)

Упражнение №4

Упражнение направлено на формирование умения определять тип текста в соответствии с речевой ситуацией, определять структурные элементы текста. Данное упражнение можно отнести к репродуктивным.

  1. Как называется текст, в котором о чем-то (о ком-то) сообщается. К такому тексту, еще, можно поставить вопрос «Что случилось?»

Из каких частей состоят такие тексты? (Вступление (начало), основная часть, заключение (конец).

Запишите в тетради:

Текст — повествование отвечает на вопрос «что случилось?» Состоит из трех частей:

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение.

Данные упражнения позволяют провести целенаправленную подготовку обучающихся к дальнейшей работе с текстом: анализировать лингвистические понятия, вычленять структурные части, понимать содержание текста и др., это, безусловно, способствует развитию речи младших школьников и формированию коммуникативной компетенции.

Литература:

  1. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст]/ Е. И. Пассов. -М.: Русский язык, 1977. — 212 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной компетенции, низком уровне, речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции, развитию коммуникативной компетенции, формирование умения, тип текста, сформированность коммуникативной компетенции, участников эксперимента умение, развитию речи, формирования коммуникативной компетенции, формированию коммуникативной компетенции, младших школьников, развито умение, тексте сложное предложение, тексте имена прилагательные, речи младших школьников, школьников родному языку, содержательных трудностей текста, четвёртых классов.


Похожие статьи

Задать вопрос