Библиографическое описание:

Косоруких О. Л. Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 136-138.



Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. В тоже время программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся, которые формируются на протяжении четырех лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики, правописания и развития речевой деятельности.

Процесс овладения письмом, восприятия речи на слух, умения правильно выразить свою мысль в письменном виде и устном дается детям трудно.

Проведенное нами исследование показало, что сформированность коммуникативной компетенции у младших школьников находится на низком уровне, следовательно, необходимо продолжать работу по формированию умений и навыков, необходимых для её развития. Обучающиеся четвёртых вторых классов могут работать с единицами языка в тексте, но умение определять их функции в речи не сформировано. Немногие участники эксперимента смогли определить лексическое значение слова в контексте. У обучающихся четвёртых классов недостаточно сформировано умение понимать смысл текста, находить причинно-следственную связь в тексте. Умение отличать текст от нетекста также находится на низком уровне. У большинства участников эксперимента умение восстанавливать текст с помощью справочного материала вызывает определённые трудности, так же как и умение работать с текстом по схеме. Большое количество школьников не смогли составить текст по заданным параметрам, произвести корректировку текста с нарушенной последовательностью абзацев. Многие обучающиеся четвёртых классов не владеют умениями трансформировать текст в соответствии с требованиями ситуации, умение работать с разными типами текстов также находится на низком уровне. Умение определять тип текста по его коммуникативному назначению у четвероклассников находится на низком уровне, умение определять структурные составляющие текста — на среднем. Не развито умение создавать тексты на заданную тему, составлять тексты с элементами сжатого изложения и сочинения. Развитие речи, мышления многих четвероклассников находится на низком уровне, о чём свидетельствуют сочинения, созданные школьниками.

Для формирования коммуникативной компетенции и для совершенствования навыков речевой деятельности нами была разработана система упражнений, включающая предтекстовые, текстовые и послетекстовые упражнения. В рамках данной статьи будут рассмотрены только предтекстовые упражнения. Это вид упражнений по отношению к процессу прочтения текста. Задачей предтекстовых упражнений является целенаправленное формирование психологических механизмов чтения, объяснение значений новых слов и грамматических явлений, тренировка в их употреблении, снятие возможных социокультурных и содержательных трудностей текста [1; 76].

Упражнение №1

Упражнение направлено на формирование умения определять коммуникативную задачу автора, прогнозировать содержание читаемого. Формирует умение работать в одном тексте с единицами разных языковых уровней (морфологического — найти прилагательные, синтаксического — найти сложное предложение).

Задания:

  1. Прочитайте заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте.
  2. Прочитайте первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
  3. Найдите в тексте имена прилагательные, как вы думаете, какую функцию они выполняют.
  4. Найдите в тексте сложное предложение.

Моя поляна

У меня есть любимая поляна. Она очень красива. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находиться сад. Деревья высокие выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки

Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся, это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

Упражнение №2

Направлено на усвоения материала по развитию речи и правописанию.

В ходе работы над текстом проходит освоение изученных орфограмм, развивается умение выделять в слове его части — окончание, корень, приставку, суффикс. Учащиеся должны объяснить, в какую часть слова входит пропущенная буква, называют орфограмму и объясняют написание буквы.

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом?

Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте рассмотреть цифры на часах.

Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это св..тляк — очень п..лезный жуч..к.. Он з..бирается в раковины улиток и уничтожает этих вр..дителей.

Упражнение №3

Упражнение направлено на развитие речи учащихся. Формирует умение определять функции синонимов в речи в соответствии с коммуникативным замыслом автора. Дети наблюдают за возможностями использования синонимов в речи. Данные упражнения расширяют лексический запас школьников.

Задания:

Найдите и выпишите синонимы. Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов?

Каплет, брызжет,

Хлещет, льёт.

Дождь на улице идёт.

(Е. Колтай)

Упражнение №4

Упражнение направлено на формирование умения определять тип текста в соответствии с речевой ситуацией, определять структурные элементы текста. Данное упражнение можно отнести к репродуктивным.

  1. Как называется текст, в котором о чем-то (о ком-то) сообщается. К такому тексту, еще, можно поставить вопрос «Что случилось?»

Из каких частей состоят такие тексты? (Вступление (начало), основная часть, заключение (конец).

Запишите в тетради:

Текст — повествование отвечает на вопрос «что случилось?» Состоит из трех частей:

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение.

Данные упражнения позволяют провести целенаправленную подготовку обучающихся к дальнейшей работе с текстом: анализировать лингвистические понятия, вычленять структурные части, понимать содержание текста и др., это, безусловно, способствует развитию речи младших школьников и формированию коммуникативной компетенции.

Литература:

  1. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст]/ Е. И. Пассов. -М.: Русский язык, 1977. — 212 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle