Библиографическое описание:

Волкова Н. А. Специфические приемы логоритмики в работе с детьми (в том числе детей с ОВЗ) первой ступени образования в условиях внедрения ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 55-57.



)

На сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий в ДОУ направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, а так же проведение коррекционной деятельности по устранению различных нарушений. Такие возможности дает для педагогов логоритмика.

Ключевые слова: логоритмика, коррекция, развитие, движение, ритм.

По данным Минздрава за последние годы зарегистрировано увеличение заболеваемости по всем видам болезней, в том числе органов дыхания, заболеваний нервной системы, увеличилось число детей с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций, которые не могут успешно учиться, усваивать общеобразовательную программу.

Таким образом, на сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий в ДОУ направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, а так же проведение коррекционной деятельности по устранению различных нарушений. Такие возможности дает для педагогов логоритмика.

В странах Европы в XX в. получила применение система ритмического воспитания под названием «метод ритмической гимнастики», созданная швейцарским педагогом и музыкантом Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950). Впоследствии из данной системы выделяется и формируется новое направление — логопедическая ритмика или логоритмика. Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые оказывают благотворное влияния на организм ребенка. Логоритмика способствует результативному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, активизации и расширения словарного запаса детей. Известно, что у детей, страдающих общим недоразвитием речи, часто имеются нарушения и слухового восприятия, и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воссоздания ритмической структуры стихотворных текстов, слов. Решение данной задачи упрощается за счет взаимосвязи и тесного взаимодействия трех компонентов: ритма, слова и движения. Определенные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз положительно влияют и на состояние речевой моторики. Логоритмическая деятельность способствует развитию слуховых функций, пространственных представлений, творческих, интеллектуальных способностей, способствует развитию эмпатии, развитию коммуникативных навыков, коррекции речевой функциональной системы.

Предметом логоритмики являются многообразные нарушения психомоторных функций детей с различными проблемами в развитии. Объект — ребенок с ограниченными возможностями развития.Цели и задачи логоритмики находят отражение в современной ситуации в ДОУ.

В связи с пересмотром системы образования в целом, и внедрением ФГОС, результаты освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребёнка. Логоритмические игры и упражнения способствуют их реализации. Логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта.

В совместной непосредственно образовательной деятельности по логоритмики развиваются высшие психические функции детей: восприятие,память,мышлениеиречь, а также эмоционально-волевая сфера. Логоритмическая деятельность развивает умения, способности детей, помогает ребёнку, приближая его к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.

Непосредственная образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном и позволяет педагогу организовать целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Зависимость между развитием движений человека и речи была замечена еще в прошлом веке. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития, следовательно, готовности к школьному обучению. Логоритмическая деятельность включает пальчиковую гимнастику, песни и стихи, сопровождаемые движением рук, упражнения на развитие координации и общей моторики, которые развивают ребенка и способствуют его к подготовке к школе.

Последовательность работы с детьми и конкретные задачи логоритмики определяются и варьируютсяв соответствии с характером нарушений в развитии ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Элементы логоритмических упражнений можно использовать благодаря гибкому режиму ДОУ в течение всего дня и на улице, во время непосредственной образовательной деятельности, как физкультминутки, перед сном или после сна в виде дыхательных упражнений, а поскольку логоритмические упражнения носят тематический характер, то при их подборе можно опираться на комплексно — тематическое планирование сада.

Как и у любой науки у логоритмики есть свои дидактические и специфические принципы.

Дидактические принципы:

—принцип систематичности (последовательное изложение материала, использование различных вариантов упражнений, поэтапность и обоснованность использования материала);

—принцип сознательности и активности (проявление активного и осознанного отношения ребенка к деятельности; к детской активности побуждает эмоциональностью, музыкальная образность, разнообразие игр, игровых упражнений, приемов);

—принцип наглядности (реализуется с помощью наглядного показа движения, иллюстраций, образное слово помогает представить детям определенный образ);

—принцип доступности и индивидуализации (учитывается возраст детей их индивидуальные особенности).

Специфические принципы:

—принцип развития (необходимо учитывать индивидуальные возможности развития личности ребенка);

—принцип всестороннего воздействия (логоритмические упражнения оказывают влияние на весь организм ребенка);

—принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка);

—принцип комплексности (совокупность воздействия разными средствами).

Исходя из этих принципов и общих задач логоритмики, учитывая особенности (характер нарушения) ребенка и его возраст, личностные характеристики, зависит структура построения коррекционного воздействия.

В Детском саду уже с младшей группы можно использовать элементы логоритмики. У детей младшего дошкольного возраста находят эмоциональный отклик двигательные упражнения, танцевально-ритмические игры подражательного характера, упражнения на развитие общей моторики, развитие мышечно-двигательной и координационной сферы, что соответствует возрастному желанию детей быть в постоянном движении, их желанию подражать животным и знакомым сказочным персонажам. Игры могут проводиться без музыкального сопровождения или под магнитофон, поэтому воспитатель может проводить такие игры в группе.

Постепенно происходит усложнение логоритмических задач. В средней группе необходимо добавить и усложнить пальчиковые игры, включить игры — массажи, а также игры на дыхание, упражнения на мимику.

Для детей старшей группы особый интерес представляют сказки-шумелки, с помощью музыкальных инструментов, любыми подручными «звучащими» средствами (бумага, карандаш, тарелка) можно озвучивать любую короткую сказку, у детей такие сказки развивают слуховое восприятие, слуховую память, способствуют развитию воображения, фантазии, формированию навыков сотворчества и сотрудничества и пользуются у них особой популярностью. Постановка и обыгрывание сказки требует минимум подготовки. Такие сказки можно использовать в досуговых мероприятиях с детьми и родителями. Сказки-шумелки хорошо обыгрываются родителями в качестве сюрпризного момента для своих детей, проводятся экспромтом и приносят эмоциональное удовольствие детям.

Задачи подготовительной группы последовательно усложняются. Очень важно с дошкольного возраста вводить ребенка в мир русского языка. Русский язык обладает сложной звуковой системой. Умение детьми проводить звуковой анализ слова, выделять порядок звуков в слове и предложение из речи, хорошая дикция — является базой для развития грамотного письма в школе.

В создание звукового слухового и зрительного образа, в развитие артикуляционного аппарата, укрепление мышц языка, нижней челюсти и губ — помогает логоритмика. В логоритмику входит артикуляционная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения, чистоговорки для автоматизации дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

Работа над звуком и дыханием один из способов формирования предпосылок для выработки речевого дыхания и интонационной выразительности речи.

Таким образом, логоритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Способствует преодолению разнообразных речевых расстройств; развивает неречевые процессы — координацию движений, правильное дыхание, музыкальность; способствует развитию: эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря, мелкой моторики, речи, общему физическому развитию. Она соответствует требованиям ФГОС.

И главное — логоритмика интересна и детям, и педагогам.

Литература:

  1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов — М.: Астрель, Владимир, 2010.
  2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи./ Под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005.
  3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001.
  4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007.
  6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ — 2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет. — М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009.
  7. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle