Библиографическое описание:

Аболенина Т. И. Тайм-менеджмент в самовоспитании младшего школьника // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 3-5.



В современном мире большую роль играет самовоспитание и саморазвитие личности. Именно самовоспитание является важным условием совершенствования личности. Многие педагоги прошлого и современности уделяли большое значение самовоспитанию. Так Блонский П.П. писал: «Мы должны воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его». Именно поэтому в современном образовании самовоспитанию уделяется значительная роль.

Одной из современных технологий в образовании, является тайм-менеджмент. В тайм-менеджменте самовоспитание имеет первостепенное значение. Без старания и стремления все изменить у самого ребенка результата не добиться. В этом помогут такие приемы самовоспитания как самопринуждение, самоприказ, самовнушение, самоконтроль, самокорректировка, саморегуляция, самостимуляция, самоодобрение, самопоощрение и самонаказание. В тайм-менеджменте можно применить все эти приемы.

Тайм-менеджмент – технология, с помощью которой можно распланировать свое время, найти недостаточные ресурсы времени, расставить приоритеты и контролировать выполнение плана [1]. Основанием тайм-менеджмента являются план на день, режим дня и целеполагание. При правильном использовании данной технологии младшие школьники смогут воспитать у себя такие качества, как целеустремленность, организованность, пунктуальность, точность, собранность. В этом детям помогает детский тайм-менеджмент.

Для эффективного изучения тайм-менеджмента необходимо стремление ребенка. Именно поэтому начинать обучение и самовоспитание необходимо уже в дошкольном возрасте. Методика и технология изучения тайм-менеджмента зависит от возраста ребенка. На каждом этапе жизни ребенок должен изучать определенные понятия.

Сознательно изучать время можно уже с 1,5 лет. В это время детям необходимо объяснить различия в смене дня и ночи. Затем можно перейти постепенно к изучению времени года, дней недели, понятий вчера-сегодня-завтра.

К 2,5-3 годам дети начинают понимать, что значит «потом» и с ними становится легче договориться. Это хороший период, когда можно начать учить чувствовать время. В этом помогут – будильники, таймеры, различные часы. Таймер и будильник можно использовать как напоминание о начале какого-то дела или процесса, а также сообщение об истечении времени. Например, прозвеневший будильник гораздо эффективнее даст понять, что пора заканчивать играть в компьютер, чем фраза «Давай, заканчивай!»

В 4-5 лет уже можно помочь ребенку в изучении часов. Для этого можно использовать специальные пособия с движущимися стрелками. В это же время уже можно начать приучать ребенка выполнять работу за отведенное время и тогда, когда в школе будут задавать домашнее задание, его выполнение не займет много времени. Он будет за определенное время выполнять задания быстро и качественно, конечно сначала будет много ошибок, но со временем их количество будет уменьшаться.

К 6-7 годам ребенок должен иметь представление об основных временных понятиях, знать, что такое распорядок дня и зачем он нужен. Дальше продолжают формироваться основные временные понятия, ведь они сформировались не до конца.

К 7-8 годам у ребенка начинают складываться представления о текущем времени. Ребенок плохо ориентируется во времени, путается в нем. Когда младший школьник приходит в школу у него меняется привычный уклад жизни, изменяется распорядок дня, появляются жесткие границы времени и правила. Все это сказывается на представлении о текущем времени. В школе больше факторов, которые влияют на осознание времени, и они помогут быстрее осознать и почувствовать время. Именно в 7-8 лет ребенку можно уже показать ежедневник взрослого и объяснить, зачем он нужен, тогда это будет мотивацией к дальнейшему изучению тайм-менеджмента самостоятельно. В этот период необходимо начать знакомство с планированием и научиться определять цели для эффективного планирования.

Современный школьник имеет три проблемы:

  1. Непонимание своих целей по жизни и неумение организовать работу по их достижению
  2. Неумение правильно спланировать свое время, много задач, которые надо выполнять не только по школе, но и по дому, а также отдых и прогулка
  3. Неумение бороться с поглотителями времени, такие поглотители, как беспорядок на столе из-за которого не найти нужную тетрадь, а так же лень, телевизор и компьютер и другие.

Со всеми этими проблемами поможет бороться тайм-менеджмент.

Младший школьный возраст – благоприятное время для изучения основ тайм-менеджмента. Задача взрослых подтолкнуть к изучению тайм-менеджмента, а далее заинтересованный ребенок будет все делать самостоятельно уже без помощи взрослых.

Хронометраж – важный элемент тайм-менеджмента, который помогает анализировать количество потерянного времени. В начальной школе не надо проводить его часто достаточно нескольких раз в неделю.

Хронометраж труден для выполнения и его не рекомендуется выполнять более одного-двух раз. Лучше фиксировать два дня – рабочий и выходной, так как они по содержанию отличаются друг от друга.

Данный прием поможет школьнику лучше организовывать свое время, и в дальнейшем он будет тратить время на нужные дела, и не будет тратить впустую. Эффективность такого метода проявится уже через 2-3 недели использования, но при условии, что будут подводиться итоги каждую неделю.

План на день - еще один прием тайм-менеджмента, который должен знать младший школьник. День ребенка насыщен различными делами, которые он может забыть, не сделать, потому что не успел или откладывал до последнего. Именно поэтому необходимо планировать дела. Сначала пусть школьник сам запишет все дела, которые ему предстоит сделать завтра, а потом вместе с родителями пусть распределит по времени. Позже он сможет все это проделывать один, достаточно два-три раза показать и объяснить ребенку. Дела можно фиксировать в обычной рабочей тетради. Для детей младшего школьного возраста можно сопровождать картинками, так им будет интересней все это выполнять. Иллюстрируя дела, ребенок развивает у себя фантазию и творческие способности.

Планирование научит ребенка следующему:

- Планировать время и разумно управлять им

- Оценивать и контролировать итоги

- Делать анализ происходящего, выбирать наиболее важные дела и планировать время для их осуществления

- Выполнять необходимую, но не всегда интересную работу

Всему этому он сможет научиться, если будет самостоятельно, постоянно и правильно планировать свой день.

План на следующий день всегда составляется вечером. В младшем школьном возрасте можно планировать не каждый свой день, а только загруженные дни. В остальных случаях можно просто написать список дел.

Управление временем играет важную роль при выполнении домашнего задания. Ребенка должен научиться сложные задания разбивать на пункты, планировать последовательность выполнения по предметам, кроме всего прочего распределять задания по сложности и по количеству требуемого внимания. Эти меры по выполнению домашнего задания не дают развиться одной очень важной проблеме перегрузка.

Для предотвращения перегрузки необходимо выделить обязательное время, когда ребенок будет делать все, что хочет, остальное время планировать. Такое время должно быть каждый день. Жестких дел должно быть как можно меньше. Ребенок не должен никуда бежать. Время на домашнее задание должно быть строго ограничено, так будет проще и школьнику и родителям. Сначала делаются письменные задания потом устные, начинать надо с легких заданий, постепенно усложняя. После 20-25 минут делания домашнего задания должен быть небольшой перерыв, который будет в виде смены деятельности, например, сделать зарядку, сходить на кухню попить сок. Правильно организованный отдых снизит риск перегрузки.

Постановка цели – одна из основ тайм-менеджмента. Определиться чего хочет ребенок, и поставить цель очень важно. Тайм-менеджмент может только помочь в достижении цели. Именно поэтому умение ставить цели и их достигать играет очень важную роль. Ребенок должен самостоятельно определить все свои цели. Пусть он представит себе будущую жизнь и тогда ему станет понятно к чему стремиться.

Режим дня младшего школьника – одна из основ тайм-менеджмента.

Можно самому составить режим дня или взять из интернета готовый. Он должен быть описан в красочной форме и висеть на видном месте. Ребенок сам без напоминания должен следовать ему. Если действовать соблюдая правила тайм-менеджмента, то школьник самостоятельно будет все соблюдать. Для большего эффекта можно использовать самопоощрение и самонаказание и даже самоприказ, если ребенку сначала будет трудно.

Литература:

  1. Бизнес-словарь с сайта www.businessvoc.ru
  2. Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 42.
  3. Болсуновская Н. Тайм-менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты – 2008 г.
  4. Лукашенко М.А. «Тайм-менеджмент в начальной школе – кому это нужно?» статья в журнале «Начальная школа» №7, 2013г.
  5. Лукашенко М.А. «Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей» - М.: Альпина Паблишер, 2012 – с. 297
  6. Федеральный закон «Об образовании в РФ» - Москва: Проспект, 2014-160с.
  7. ФГОС НОО – Москва: Просвещение, 2011 – 33 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle