Библиографическое описание:

Гокарева Т. Б. Работа с интерактивной доской, как одна из нестандартных форм развития и обучения детей в свете ФГОС дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 66-68.



Наступил век высоких технологий. Век больших перемен во всех сферах жизни человека. И педагогика не стала исключением. Система дошкольного образования постоянно меняется, становится совершеннее. И поскольку система дошкольного образования всегда выполняет важнейший социальный заказ общества, то, как следствие, должна идти в ногу с современными требованиями этого общества. Дошкольное образование должно ориентироваться на потребности нашего общества. Концепция общественного и семейного воспитания отражена в следующих нормативно — правовых документах:

- «Закон Об образовании»

- «Концепция дошкольного воспитания»

- «Положение о дошкольном образовательном учреждении»

- ФГОС ДО

Эти документы просто обязывают современного педагога в дошкольном образовании искать новые методы и приёмы развития и обучения детей дошкольного возраста. Пришло время обратиться и к интерактивным технологиям. Многие детские дошкольные учреждения уже оборудованы комплектами интерактивных досок, программами и методическими комплектами к ним.

С точки зрения педагогов — это огромное подспорье в работе. Можно рассмотреть ряд преимуществ использования интерактивного комплекта.

Во-первых, повышается заинтересованность воспитанников. В наш век компьютеров, планшетов и других гаджетов многие дети увлечены интерактивными играми. Родители, чтобы освободить для себя время, часто вручают своему ребёнку сотовый телефон, планшет или ноутбук с какой-либо игрой. Дети привыкают к этому и обычные игры зачастую перестают интересовать их. Воспитателю приходится приложить максимум усилий, чтобы привлечь внимание таких детей. Интерактивная доска, в силу своей новизны, необычности и неизведанности, позволяет решить эту задачу.

Во-вторых, поскольку интерес детей повышен, то и опосредованное запоминание протекает быстрее и глубже. Было замечено, что материал, данный детям с помощью сюжетных картинок и печатных игр, запомнился меньше, чем тот, который был предложен с помощью интерактивной доски.

В-третьих, применение интерактивных технологий делают занятия более яркими, разнообразными и значительно расширяют возможности педагога в создании сюжета

Итак, давайте разберёмся, что же такое интерактивный комплект, какие возможности и какие опасности он таит в себе для детей дошкольного возраста. Интерактивный комплект — это система, состоящая из сенсорной доски, мультимедиа проектора и компьютера, которые соединены между собой. На компьютере устанавливается специальное программное обеспечение (для каждого вида досок — своё). В этой программе педагог создаёт своё занятие или загружает готовое — это зависит от его желания и уровня подготовленности. Компьютер подключается к мультимедиа проектору и сенсорной доске. К проектору — для того, чтобы изображение из компьютера попало на экран, а к доске — чтобы дети могли действовать с предметами из задания, и сенсорная доска «слушалась» их движений.

Работа доски основана на принципе резистивной матрицы. Самой распространённой доской является SmartBoard, она же считается и самой безопасной.

Интерактивная доска удобна как для проведения занятий, так и для показа презентаций на педсоветах, совещаниях или для работы на родительских собраниях.

Дети имеют возможность писать на ней электронными чернилами, передвигать изображения, решать логические задания, «встречаться» с неожиданным гостем, играть в дидактические игры, просматривать презентации, воспитательные и развивающие мультфильмы. Прикосновение пальца к доске работает, как клик мышки на компьютере. Отсюда преимущество: с интерактивной доской могут работать даже дети с ограниченными возможностями здоровья.

В комплект доски входит лоток с электронными маркерами. Дети рисуют на доске, передвигают крупные и яркие изображения по ее довольно большой поверхности, составляют слоги, «проходят» лабиринты, включаются в живое общение, сопереживание, занимательную игру. И, как следствие, формируются элементы учебной деятельности: дети учатся внимательно выслушивать ответ сверстников, поднимать руку, чтобы высказать свою точку зрения, уважать мнение товарищей и взрослого. Интерактивная игра позволяет намного эффективнее запоминать материал, чем метод картинок, повторений и заучиваний. Также активно пополняется словарный запас детей, так как им приходится объяснять свои действия. И, что крайне важно, повышается познавательная активность, концентрация внимания, скорость приёма, переработки информации, переключаемость с одного вида деятельности на другой (от интерактивной игры к динамической паузе, работе с наглядным и дидактическим материалом, действиям с пособиями).

Плюсом для педагогов можно считать и то, что на интерактивной доске можно представить любой материал, к любой лексической теме, который сложно бывает найти в методической литературе. Если педагог достаточно подготовлен, ему необходимо лишь подобрать картинки по теме или видеоматериалы, придумать задания и интересную мотивацию, и вот оно — интерактивное занятие для детей дошкольного возраста, увлекательное путешествие или сказочное приключение. В заключение занятия педагог имеет возможность сохранить результат работы каждого ребёнка, отправить его по почте или провести мониторинг знаний детей.

У интерактивной доски есть ряд преимуществ перед привычными нам занятиями.

В познавательном развитии: демонстрация видеоматериалов, картинок, игр, логических заданий, закрепления знаний о цвете, форме, размере, ориентирование в пространстве и на плоскости, работа с планом, установление взаимосвязей и взаимозависимостей и многое другое.

В художественно-эстетическом воспитании мы можем познакомить детей с живописью, скульптурой, художественными материалами, произведениями композиторов, поэтов и художников. А также дать детям возможность создать свои шедевры при помощи маркеров и встроенного набора перьев и эффектов.

Информация о человеке, его здоровье, видах спорта, олимпиадах, спортсменах и т. д. также проще и интереснее подаётся при помощи интерактивной доски. Картины и сюжетные картинки для речевого развития, звуки, буквы, слоги, слова, прописные формы — всё доступно ИКТ.

Есть у интерактивной доски и свои «подводные камни». Во-первых — это луч проектора. Особо любопытные дети стремятся подпрыгнуть, чтобы заглянуть в линзу. И если проектор не закреплён на потолке стационарно, а перемещается по мере необходимости по группе, педагогу следует быть особенно внимательным. Свет проектора, многократно усиленный линзой, может привести к потере зрения и ожогу сетчатки глаза.

Во-вторых это соединительные кабели. Если проектор не закреплён на потолке или стене стационарно, а перемещается на специальной подставке, надо следить, чтобы дети не находились там, где проходят соединительные кабели. Это чревато тем, что ребёнок может зацепиться ногой, упасть или получить удар током.

И третий «камень» — это СанПин. Согласно п.5.7 СанПиН 2.4.2.2821–10 санитарные нормы содержат требования к условиям искусственного освещения помещения. При использовании ИД необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Следует обратить внимание, что интерактивную доску можно применять лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов. Согласно СанПиН интерактивная часть занятия не может проводиться более, чем на 1 занятии и не более 2–10 мин в зависимости от возраста детей. (иначе ты противоречишь сама себе)

Не стоит забывать, что интерактивная доска мерцает и излучает точно так же как экран компьютера. Это вызывает напряжение и утомление глаз ребёнка. После интерактивной части, в обязательном порядке, должны следовать динамическая пауза и гимнастика для глаз. Обязательно нужно соблюдать расстояние от доски до воспитанников при просмотре презентаций и видеоматериалов не менее 1,5–2 метров и в зависимости от величины поверхности доски.

Есть и ещё один нюанс. Как бы низко (под рост детей) ни была повешена доска, всё равно, не каждый ребёнок может дотянуться рукой до любой ее точки. Поэтому изображения, картинки, фигуры на ней должны быть такого размера и расположены так, чтобы каждый ребёнок мог поработать с ними. Есть требования и по поводу цветового решения заданий. Цвета должны быть такими, чтобы не вызывать раздражения глаза и нервной системы детей.

Таким образом, мы видим, что при соблюдении несложных норм и правил в работе с интерактивными технологиями, плюсов в их использовании больше, чем минусов. А ваши возможности в создании увлекательного, завораживающего занятия — почти безграничны!

Литература:

  1. Иванова И. И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / [под ред. Ганичевой Е. М.]; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. — Вологда: ВИРО, 2012. — 32 с
  2. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом — М.: АРКТИ, 2005–80с.
  3. http://sdetsad.ucoz.com/publ/metodicheskaja_rabota_v_detskom_sadu/innovacii/multimedijnye_tekhnologii_v_detskom_sadu/29–1-0–59

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle