Библиографическое описание:

Верниенко Л. В., Пода А. С. Развитие конкурентоспособности будущих учителей начальных классов как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 598-601.



В современном обществе большая часть профессиональных учебных заведений заинтересована в увеличении своей конкурентоспособности, что становится актуальной проблемой в условиях социально-экономических отношений, формирующихся в России. Возникают различные новейшие положения в образовании, требующие от учителей соответствующих реакций на постоянно изменяющиеся технологии и неконкретность среды. Современное общество нуждается в конкурентоспособных педагогах, осуществляющих профессиональную деятельность на высоком уровне продуктивности.

На сегодняшний день понятие «конкурентоспособность» широко используется в науке. Но проведенный теоретический анализ показал, что в психолого-педагогической литературе конкурентоспособность педагога изучена в недостаточном объеме. С педагогической точки зрения конкурентоспособность личности рассматривалась В. И. Андреевым, О. Н. Филатовым, В. Н. Харькиным, Д. В. Чернилевcким. Проблема профессионального развития и саморазвития конкурентоспособности студентов — будущих специалистов изучается в научных работах Ю.В Андреевой, Л. М. Митиной, Ф. Р. Туктарова, Э. Р. Хайруллиной, В. И. Шаповалова и др. Однако исследования, посвященные проблеме развития конкурентоспособности студентов-будущих учителей начальных классов в образовательном пространсте вуза, фактически отсутствуют, что еще раз подчеркивает актуальность данной проблемы.

На сегодняшний день в стране полностью завершился этап общественного отрицания самого термина «конкурентоспособная личность». Настало время пересматривания и адекватной оценки реальной значимости конкурентоспособной личности в различных сферах жизнедеятельности.

Характеристикой высокой конкурентоспособности учителя начальных классов и подтверждением наличия первой или высшей квалификационной категории принято считать современную практику и вероятность обмена инновационным опытом. Говоря о современных учителях, конкурентоспособность представляется как новейшее качество профессиональной подготовленности педагога, иначе говоря, его стремление и возможность решить не только типичные профессиональные задачи, но и нетиповые, к которым относится надпредметное обучение.

Акцентируя внимание на надпредметном обучении, стоит иметь ввиду современные цели профессиональной деятельности, к которым относятся такие навыки учителя как: планировать образовательный процесс, применяя различные формы взаимодействия и вовлечь в них обучающегося; владеть проектным мышлением; перестраивать содержимое образовательно-воспитательного процесса в педагогические задачи надпредметного обучения; побуждать интерес учащихся путем привлечения их в различные виды деятельности [7].

Конкурентоспособность современного учителя начальных классов детерминируется теми индивидуально-психологическими качествами, которые позволяют выстраивать продуктивные стратегии развития и саморазвития в профессии, которые ведут к достижению вершин в профессиональной деятельности [3].

Психологической основой образовательных проектов и программ развития конкурентоспособности личности служит принцип саморазвития, интегрирующий структуру фундаментальных принципов развития личности, формирующийся в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л. С. Выготский (1983), психологической теории личности и деятельности А. Н. Леонтьева (1975) и С. Л. Рубинштейна (1989) и других [1].

В системе педагогического профессионального образования отсутствует содержание, направленное не только на развитие конкурентоспособности, но и на подготовку выпускников к самостоятельному трудоустройству в условиях современного рынка труда. Существует объективная необходимость в разработке целенаправленной программы развития конкурентоспособности студента-будущего учителя начальных классов в образовательном пространстве вуза.

Конкурентоспособность будущего учителя начальных классов представляет собой совокупность индивидуальных и личностных качеств в единстве и включает в себя способности, черты характера, потребности и состояния, дающие возможность плодотворно функционировать в педагогическом процессе, педагогическом взаимодействии и самореализации педагога.

Развитие конкурентоспособности будущих учителей начальных классов будет эффективнее, если в различных сферах индивидуальности студентов выделить компоненты, обуславливающие конкурентоспособность.

В развитии конкурентоспособности применяют не только традиционные, но также и активные методы обучения, а также педагогические профессиональные тренинги подготовки к трудоустройству.

Суть конкурентоспособности как индивидуальной и личностной характеристики субъекта, будущего учителя начальных классов, включает в себя умение ставить четкие цели, выявление ценностных ориентаций, творческое отношение к делу, способность быть лидером, толерантность, трудолюбие, стремление к постоянному саморазвитию, к непрерывному профессиональному росту, стрессоустойчивость, которые формируются за счет компонентов интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции, индивидуальности студента.

Выявление индивидуальных и личностных качеств и способностей, определяющих уровень конкурентоспособности, позволяет целенаправленно формировать необходимые свойства, повышая таким образом конкурентоспособность в целом.

Современные исследования очевидно доказывают, что в структуре развития конкурентоспособного будущего учителя начальных классов одно из главных ведущих направлений должна занимать педагогическая подготовка. Курс педагогики в профессиональном учебном заведении должен предстать перед студентами, как целостная наука, ориентированная на профессиональное решение педагогических задач [5].

Начальные предпоcылки рaзвития конкурентоcпособности будущего учителя начaльных классов предcтавляют cобой осознание профеccиональных критериев: педaгогических фaкторов, явлений, событий; далее — понимание профессиональных норм, ценностей, образование идеалов; развитие педагогических убеждений; осуществление и творческое их развитие в профессиональной деятельноcти учителя.

Для построения учебно-воспитательного процесса важно определить цели и задачи, которые отражают содержание развития конкурентоспособности будущего учителя начальных классов. «Важно четко представить, какие качества личности и ума должны быть воспитаны на каждом курсе, что студент должен знать, понимать и уметь, какие психологические «новообразования» должны появиться на каждом из последовательных этапов подготовки к профессиональной деятельности» [6, с. 28].

Современные реалии таковы, что следует обладать личностной конкурентоспособностью для достижения уровня мастера в профессиональной педагогической деятельности. Именно поэтому сейчас в профессиональных учебных заведениях применяется специально разработанная методика по развитию конкурентоспособности будущих учителей начальных классов.

Представим сущность предлагаемой методики развития конкурентоспособности будущих педагогов. Первый этап подразумевает развитие профессионально-педагогической мотивации и заинтересованности к выбранной профессии. В ходе данного этапа желательно показать студентам фрагменты из отечественных и зарубежных фильмов, определяющих важность профессии учителя. («Республика ШКИД», «Учитель года», «Доживем до понедельника», «Большая перемена» и другие), но также не малое значение имеют фрагменты из документальных фильмов о профессиональной деятельности так великих педагогов, как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и других.

Помимо этого в первом этапе могут быть организованы: коллективное обсуждение со студентами вопроса: «Что изменилось в профессии педагога в современных условиях?»; игра «Суд над педагогической профессией», в ходе которой студенты делятся на две группы (защитники и противники профессии), затем по ходу игры преподаватель кратко записывает на доске положительные и отрицательные стороны педагогической деятельности.

Параллельно с аудиторными занятиями возможна организация экскурсии в конкурентоспособные учреждения профессионального образования, это будет способствовать повышению интереса к профессиональной деятельности.

Следующий этап заключается в развитии личностных качеств будущего конкурентоспособного учителя начальных классов. Теперь важно разъяснить студентам значения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность».

Следующим шагом может стать проблемный вопрос «Конкурентоспособный учитель — миф или реальность?» Также студентам необходимо разыгрывать различные педагогические ситуации, а после студентам предлагаются различные заранее смоделированные конфликтные ситуации. В завершение этого шага проводится анализ действий каждого студента.

На третьем, завершающем этапе, развития конкурентоспособности изучаются и осваиваются нетрадиционные формы и методы обучения. Наиболее распространенными и действенными нетрадиционными методами и формами обучения являются: дискуссия, кейс-метод, круглый стол, мозговой штурм, тренинг, метод проектов, деловые и ролевые игры, блиц-игры и др.

Каждому из этих методов необходимо выделить отдельное занятие, поделенное на две части: теоретическая (ознакомление с методом) и практическая часть (применение метода на практике) [4].

Итак, можно сделать вывод, что данная методика, состоящая из трех тесно связанных между собой этапов, считается необходимой и целесообразной для развития конкурентоспособности будущего учителя начальных классов.

Резюмируя, сделаем вывод о том, что проблема подготовки конкурентного учителя начальных классов актуальна, ее актуальность обусловлена современными социально-политическими и экономическими реалиями. Существует необходимость в разработке специальной программы, направленной на развитие конкурентоспособности студентов в период обучения в педагогическом вузе.

Литература:

  1. Абросимова Л. Ф. Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля. Дисс. на соискания ученой степени канд.пед.н. Смоленск. — 2009. — 195 с.
  2. Верниенко Л. В. Акмеологические факторы развития педагогических способностей учителей начальных классов. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. — М. 2009. — 24 с.
  3. Верниенко Л. В. Акмеологические стратегии молодежи в условиях профессионального выбора // Акмеология. — 2014. — № 3–4. — С. 207–208.
  4. Евплова Е. В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. — Челябинск. 2012. — 24 с.
  5. Лебединская В. Г. Мера-категория философская и языковая // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. — 2012. — № 4. — С. 81–82.
  6. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с
  7. Ситак Л. А. Профессиональная готовность будущего педагога к процессу формирования экологической культуры // Профессиональная ориентация. — 2015. — № 1. — С. 51–57.
Основные термины (генерируются автоматически): начальных классов, учителя начальных классов, развития конкурентоспособности, учителей начальных классов, будущего учителя начальных, конкурентоспособности будущих, конкурентоспособности будущих учителей, будущих учителей начальных, конкурентоспособности будущего учителя, развития конкурентоспособности будущего, Развитие конкурентоспособности будущих, конкурентоспособности будущих педагогов, конкурентоспособности учителя начальных, развитие конкурентоспособности, конкурентоспособности студентов, профессиональной деятельности, развития конкурентоспособности личности, развития конкурентоспособности будущих, проблеме развития конкурентоспособности, саморазвития конкурентоспособности студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle