Библиографическое описание:

Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 78-80.



Социальные изменения в обществе существенно повлияли на личность, ее взгляды и интересы, развитие творческих способностей, новые способы получения знаний. На данном этапе возрастают требования к уровню подготовки обучающихся, особенно младших школьников, их социализации и умению выстраивать отношения с окружающими людьми. В образовательной практике наметился переход от усвоения готовых знаний к активному взаимодействию ребенка с учителем и одноклассниками. Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организацию и осуществление общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Проблема формирования коммуникативных УУД нашла отражение в исследованиях А. Г. Асмолова, А. Ф. Ануфриева, В. В. Давыдова, Е. В. Коротяева, С. Н. Костроминой, О. А. Яшнова и других. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой. Г. А. Цукерман и др. Однако в практике школы, как показывают исследования, от 15 % до 60 % учащихся начальных классов сталкиваются с трудностями в процессе обучения, зачастую это трудности коммуникативного характера. Недостаточно учитываются индивидуальные особенности восприятия информации учащимися, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. В этом возрасте успехи ребёнка начинают приобретать социальный смысл, оттого одной из важнейших задач начальной школы является создание благоприятных условий для формирования коммуникативных УУД. Поэтому возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития.

Коммуникативные УУД это действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [1, с 160]

А. Г. Асмолов относит к коммуникативным универсальным учебным действиям (УУД):

1) умение спланировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, что включает постановку цели, способов взаимодействия, функций участников;

2) постановку вопросов, которые направленны на сотрудничество при поиске и сборе информации;

3) разрешение конфликтных ситуаций, то есть, раскрытие проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и их реализацию;

4) управление поведением партнера, включающего контроль, коррекцию и оценку его действий; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [1, с 87].

Поэтому формирование коммуникативных УУД является основой для всех остальных процессов в получении новых знаний. Важным этапом в этой работе является выявление уровней сформированности коммуникативных УУД.

С целью выявления уровней сформированности данных УУД нами был проведен констатирующий эксперимент в МБОУ Лицей № 5. Было обследовано 28 детей.

В ходе эксперимента были выявлены три группы критериев в соответствии с основными аспектами коммуникативной деятельности:

1) коммуникацией как взаимодействием;

2) коммуникацией как сотрудничеством;

3) коммуникацией как условием интериоризации.

  1. Коммуникация как взаимодействие заключается в учёте позиции собеседника (по — другому интеллектуальный аспект коммуникации). Основные критерии (показатели) сформированности следующие:строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной точки зрения.
  2. Коммуникация как кооперация действия главным образом направлены на кооперацию, сотрудничество. Главным является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. Основные критерии (показатели) сформированности: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; участвовать в диалоге; работать в паре.
  3. Коммуникациякак условие интериоризации образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям. Основные критерии (показатели) сформированности: активная работа в группе; понимание того, что требует учитель; отбирать необходимые источники информации, которые предлагает учитель, (словари, справочники, энциклопедии); [2, с 182–186]

К каждому критерию была разработана диагностическая программа.

Для анализа результатов по критерию коммуникация как взаимодействие нами была использована методика «дополнения» И. А. Гальперина, Л. А. Микк. Детям было предложено заполнить пропуски в тексте, подходящими по смыслу словами. Анализ результатов исследования показал, что 39,3 % учащихся обладают высоким уровнем сформированности коммуникацией как взаимодействие.50 % от общего числа испытуемых обладают средним уровнем сформированности и 10,7 % — низким уровнем. Такие показатели связаны с тем, что у детей частично проявляется потребность в общении с взрослыми и сверстниками, поэтому необходимо создавать, как можно больше ситуаций общения детей друг с другом.

Для диагностики критерия коммуникация как кооперация была использована методика Цукерман «Рукавчики». Детям, сидящим по парам, необходимо было дорисовать узор на «рукавчиках», договориться, чтобы узоры были одинаковыми. Мы получили следующие результаты: 35.7 % учащихся — высокий уровень, 46,4 % — средний уровень и 17,9 %- низкий уровень сформированности [9, с 145]. Данные результаты связаны с тем, что большинство детей работает в паре ситуативно, некоторые дети вовсе не идут на контакт с одноклассниками, следовательно, учителю необходимо правильно организовывать групповую работу на уроках, чтобы каждый ученик был заинтересован данным видом деятельности.

Для определения сформированности критерия коммуникация как условие интериоризации, была применена видоизмененная версия методики «Архитектор-строитель», «Дорога к дому». Высоким уровнем сформированности обладают 50 %, учащихся, средним уровнем- 35, 7 % учащихся, низким уровнем — 14, 3 % учащихся. Такие показатели связаны с тем, что не все дети пытаются услышать и понять своего товарища, частично соблюдают этикет, перебивают одноклассников, иногда даже агрессивны.

В ходе исследования, путём анализа психолого-педагогической литературы, а также разработке и проведения диагностической программы по проблеме формирования коммуникативных УУД у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что учителю начальных классов необходимо использовать в своей работе с детьми следующие педагогические технологии:

—моделирование ситуаций общения,

— групповая работа на уроках;

—ролевые игры с использованием диалогов в процессе общения;

—творческие задания; только тогда мы сможем говорить о том, что коммуникативные УУД, будут сформированы у учащихся начальных классов на высоком уровне.

Литература:

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — С.160

2. Баранов, С.П, Бурова, Л. И, Овчинникова, А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. /учебник для бакалавров, С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова — М.: Издательский центр «Академия», 2013. -С.619

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 2011.С.536

4. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников: Монография — М-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. — С.136.

5. Давыдов, В. В. Теория Развивающего обучения. /Давыдов. В.В, 1996 г, 544 c.

6. Игнатьева, И. С., Кокарева, З.А., Никитина, Л. П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно- методическое пособие для учителя.) [Текст] / Под ред. Л. И. Буровой. — Вологда, 2012. С.316.

7. КозловаВ. В, А Кондакова, А. М. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.

8. Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарчeнкова С. С., Тeлeшов, С. В.; Под ред. С. С. Татарченковой. — СПб: КАРО, 2008. -160 с.

9. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться/Г. А. Цукерман. — М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. -С.260.

10. Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника,-М. Академический проект-2003. -С.144.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle