Библиографическое описание:

Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 78-80.



Социальные изменения в обществе существенно повлияли на личность, ее взгляды и интересы, развитие творческих способностей, новые способы получения знаний. На данном этапе возрастают требования к уровню подготовки обучающихся, особенно младших школьников, их социализации и умению выстраивать отношения с окружающими людьми. В образовательной практике наметился переход от усвоения готовых знаний к активному взаимодействию ребенка с учителем и одноклассниками. Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организацию и осуществление общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Проблема формирования коммуникативных УУД нашла отражение в исследованиях А. Г. Асмолова, А. Ф. Ануфриева, В. В. Давыдова, Е. В. Коротяева, С. Н. Костроминой, О. А. Яшнова и других. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой. Г. А. Цукерман и др. Однако в практике школы, как показывают исследования, от 15 % до 60 % учащихся начальных классов сталкиваются с трудностями в процессе обучения, зачастую это трудности коммуникативного характера. Недостаточно учитываются индивидуальные особенности восприятия информации учащимися, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. В этом возрасте успехи ребёнка начинают приобретать социальный смысл, оттого одной из важнейших задач начальной школы является создание благоприятных условий для формирования коммуникативных УУД. Поэтому возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития.

Коммуникативные УУД это действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [1, с 160]

А. Г. Асмолов относит к коммуникативным универсальным учебным действиям (УУД):

1) умение спланировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, что включает постановку цели, способов взаимодействия, функций участников;

2) постановку вопросов, которые направленны на сотрудничество при поиске и сборе информации;

3) разрешение конфликтных ситуаций, то есть, раскрытие проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и их реализацию;

4) управление поведением партнера, включающего контроль, коррекцию и оценку его действий; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [1, с 87].

Поэтому формирование коммуникативных УУД является основой для всех остальных процессов в получении новых знаний. Важным этапом в этой работе является выявление уровней сформированности коммуникативных УУД.

С целью выявления уровней сформированности данных УУД нами был проведен констатирующий эксперимент в МБОУ Лицей № 5. Было обследовано 28 детей.

В ходе эксперимента были выявлены три группы критериев в соответствии с основными аспектами коммуникативной деятельности:

1) коммуникацией как взаимодействием;

2) коммуникацией как сотрудничеством;

3) коммуникацией как условием интериоризации.

  1. Коммуникация как взаимодействие заключается в учёте позиции собеседника (по — другому интеллектуальный аспект коммуникации). Основные критерии (показатели) сформированности следующие:строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной точки зрения.
  2. Коммуникация как кооперация действия главным образом направлены на кооперацию, сотрудничество. Главным является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. Основные критерии (показатели) сформированности: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; участвовать в диалоге; работать в паре.
  3. Коммуникациякак условие интериоризации образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям. Основные критерии (показатели) сформированности: активная работа в группе; понимание того, что требует учитель; отбирать необходимые источники информации, которые предлагает учитель, (словари, справочники, энциклопедии); [2, с 182–186]

К каждому критерию была разработана диагностическая программа.

Для анализа результатов по критерию коммуникация как взаимодействие нами была использована методика «дополнения» И. А. Гальперина, Л. А. Микк. Детям было предложено заполнить пропуски в тексте, подходящими по смыслу словами. Анализ результатов исследования показал, что 39,3 % учащихся обладают высоким уровнем сформированности коммуникацией как взаимодействие.50 % от общего числа испытуемых обладают средним уровнем сформированности и 10,7 % — низким уровнем. Такие показатели связаны с тем, что у детей частично проявляется потребность в общении с взрослыми и сверстниками, поэтому необходимо создавать, как можно больше ситуаций общения детей друг с другом.

Для диагностики критерия коммуникация как кооперация была использована методика Цукерман «Рукавчики». Детям, сидящим по парам, необходимо было дорисовать узор на «рукавчиках», договориться, чтобы узоры были одинаковыми. Мы получили следующие результаты: 35.7 % учащихся — высокий уровень, 46,4 % — средний уровень и 17,9 %- низкий уровень сформированности [9, с 145]. Данные результаты связаны с тем, что большинство детей работает в паре ситуативно, некоторые дети вовсе не идут на контакт с одноклассниками, следовательно, учителю необходимо правильно организовывать групповую работу на уроках, чтобы каждый ученик был заинтересован данным видом деятельности.

Для определения сформированности критерия коммуникация как условие интериоризации, была применена видоизмененная версия методики «Архитектор-строитель», «Дорога к дому». Высоким уровнем сформированности обладают 50 %, учащихся, средним уровнем- 35, 7 % учащихся, низким уровнем — 14, 3 % учащихся. Такие показатели связаны с тем, что не все дети пытаются услышать и понять своего товарища, частично соблюдают этикет, перебивают одноклассников, иногда даже агрессивны.

В ходе исследования, путём анализа психолого-педагогической литературы, а также разработке и проведения диагностической программы по проблеме формирования коммуникативных УУД у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что учителю начальных классов необходимо использовать в своей работе с детьми следующие педагогические технологии:

—моделирование ситуаций общения,

— групповая работа на уроках;

—ролевые игры с использованием диалогов в процессе общения;

—творческие задания; только тогда мы сможем говорить о том, что коммуникативные УУД, будут сформированы у учащихся начальных классов на высоком уровне.

Литература:

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — С.160

2. Баранов, С.П, Бурова, Л. И, Овчинникова, А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. /учебник для бакалавров, С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова — М.: Издательский центр «Академия», 2013. -С.619

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 2011.С.536

4. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников: Монография — М-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. — С.136.

5. Давыдов, В. В. Теория Развивающего обучения. /Давыдов. В.В, 1996 г, 544 c.

6. Игнатьева, И. С., Кокарева, З.А., Никитина, Л. П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно- методическое пособие для учителя.) [Текст] / Под ред. Л. И. Буровой. — Вологда, 2012. С.316.

7. КозловаВ. В, А Кондакова, А. М. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.

8. Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарчeнкова С. С., Тeлeшов, С. В.; Под ред. С. С. Татарченковой. — СПб: КАРО, 2008. -160 с.

9. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться/Г. А. Цукерман. — М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. -С.260.

10. Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника,-М. Академический проект-2003. -С.144.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, коммуникативных УУД, формирования коммуникативных УУД, универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных, уровнем сформированности, учащихся начальных классов, коллективном обсуждении проблем, начальной школе, Основные критерии, сформированности коммуникативных УУД, формирования коммуникативных универсальных, формирование коммуникативных УУД, развитие коммуникативных универсальных, Проблема формирования коммуникативных, средним уровнем, критерия коммуникация, низким уровнем, показатели связаны, уровней сформированности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle