Библиографическое описание:

Савина Е. Г. Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры» // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 196-202.



С целью дополнения и расширения культурно-образовательных представлений, получаемых на музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплинах, в учебных планах студентов кафедры вокального искусства Института искусств МПГУ заложен такой предмет как «Современный музыкальный театр». В рамках этой дисциплины в 2014-2015 учебном году был создан и частично апробирован дистанционный учебный курс «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры», в процессе освоения которого у обучающихся формируется понимание исторических закономерностей развития музыкального театра от первых элементарных его проявлений через пробы, экспериментирования и поиски идеала до его современного состояния. Целью курса является постижение генезиса искусства музыкального театра в современной интерпретации.

Дистанционный учебный курс включает в себя лекционный материал, тематические вебинары и форумы, прикреплённые видеофрагменты и ссылки на текстовые первоисточники, а также задания, wiki, глоссарий и тесты. Все эти элементы курса сопровождаются комментариями по тактическому их освоению и выполнению. Назовём эти комментарии заданиями и будем рассматривать их как некую проблемную установку, которую необходимо преодолеть.

В контенте курса есть отдельный ресурсный «Файл», который называется «Методические рекомендации студентам по выполнению заданий курса», где объясняются нормативные требования по работе с элементами курса и техника выполнения заданий в рамках данного дистанционного учебного курса.

Предметом нашего разговора выступают именно эти задания, а точнее, технология их выполнения.

Один из первых тематических форумов нашего курса, на который приглашаются обучающиеся, называется «О теории театрализации». Для того, чтобы принять участие в этом форуме, необходимо, а) воспользоваться конкретной ссылкой на текстовый первоисточник, указанный в курсе, и познакомиться с теорией театрализации искусствоведа начала XX века Н.Н. Евреинова, а затем б) опровергнуть или подтвердить его утверждение о том, что «зачатками искусства являются не религиозные культы и, тем более, не бытовой утилитаризм, а исключительно чувство театральности, которое инстинктивно было свойственно первобытному человеку». Свои собственные аргументы и субъективные высказывания, которые доказывали бы либо ошибочность утверждения и несогласие с ним, либо его правильность и, соответственно, его признание, каждый участник форума должен в) оформить в виде печатного текста. Однако этот текст предполагает ограничение объёма, что и указывается в задании: «текст должен представлять не более 500 знаков».

В общепринятом понимании текстовый объём измеряется знаками, которые включают в себя буквы, знаки препинания, напечатанные 14 кеглем с полуторным интервалом, кавычками, а также пробелами между словами. Для того, чтобы заранее снять вопросы, которые могут возникнуть у участника тематического форума, в тексте задания даётся наглядный пример выполнения подобной работы: «Фраза «фольклор приобрёл новые стороны, черты и тематические линии» содержит ровно 60 знаков, включая все буквы, запятую, точку и пробелы между словами». Таким образом, 500-700 знаков с пробелами будет составлять примерно 1/4 листа формата А-4; 1000 знаков с пробелами – это 1/3 листа А-4; 2000-2200 знаков с пробелами – это 2/3 листа А-4; и 2500-2700 знаков с пробелами – это один лист А-4. Наведя «мышку» на слово «Ответить», студент отправляет своё высказывание преподавателю по «невидимым коридорам» курса.

В заданиях дистанционного курса можно встретить указание на действие «разведите на группы». В этом случае в задании даны две или более (зависит от количества групп) обобщающие установки и значительно большее количество частных понятий, которые находятся в подчинении к обобщающим установкам. Суть выполнения задания заключается в том, чтобы частные понятия привести в соответствие с этими обобщающими установками. Так, студентам было предложено развести музыкальные термины средневекового театра на две группы, указывающие их принадлежность либо к религиозному театру, либо к театру светскому.

Для понимания объёма и проблемности данного задания перечислим эти музыкальные термины (в алфавитном порядке): антифония; вагант; гимн; дискант; жонглёр; канон; кансона; кондукт; мелод; миннезанг; мотет; пастурель; псалмодии; рассветные песни; секвенция; сирвент; тенсоны; тропари; трубадур; трувер; шпильман; рoispiles.

Безошибочное выполнение задания по разведению на группы предложенных понятий гарантировано лишь тому беспокойному студенту, который освоит и присвоит соответствующий лекционный материал дистанционного курса. Файл с выполненным заданием можно отправить на проверку, нажав на кнопку «Загрузить».

В учебном курсе встречаются задания с формулировкой «определите соответствие». Задание предполагает две некие данности, которые должны иметь смысловую связь, например, композитор и его принадлежность к художественному направлению, или название музыкально-сценического произведения и его жанровое определение.

Cуть задания на определение соответствия заключается в следующем: во-первых, необходимо установить, смыслы в двух разных сгруппированных данностях (композиторы и художественные направления, или оперы и жанры) и, во-вторых, правильно эти смыслы соотнести, найдя логическую и единственно верную связь в отношениях между этими информационными группировками.

Обучаемым нашего курса, в частности, предлагается одна данность в виде нескольких тезисов, представляющих концептуальную основу разных итальянских оперных школ XVII века, и вторая данность в виде перечисления этих самых оперных школ: флорентийская, римская, венецианская и неаполитанская. Для задания на определение соответствия принципиально то, что тезисов (а это первая данность в нашем случае) должно быть больше за счёт одной априори неверной формулировки, которая и остаётся в итоге за пределами верно выполненного задания. В дистанционном курсе «программируется» возможность видеть оценку своего ответа («верно» – «неверно») и в случае ошибки вернуться к повторному выполнению задания.

С точки зрения поиска и приобретения информации весьма полезны задания электронного курса с указанием «аннотировать». Обучающийся на курсе должен понимать, что выполнение такого задания предполагает предоставление ёмких, но содержательных сведений по какой-либо теме. Аннотация должна содержать отличительные особенности и несомненные достоинства изучаемого объекта.

Одно из заданий нашего курса, например, требует в форме аннотации указать по три произведения музыкального искусства разных жанров на древнегреческие мифологические сюжеты. В задании конкретизируется обязательный набор информации, а это: автор, название произведения, его жанр, время создания произведения, по возможности дату премьерного показа и первых исполнителей произведения, а также дополнительную интересную информацию. Выполнение этого задания предполагает обязательное ограничение объёма, о котором говорилось выше, а именно, не более 700 знаков.

Внимание студентов обращается на то, что располагать записи следует в хронологическом порядке относительно даты создания произведения.

В процессе выполнения задания по аннотированию музыкальных произведений обучающиеся дистанционного курса имеют возможность отслеживать работы коллег. Это нужно для того, чтобы, во-первых, избегать повторы в выборе произведений, во-вторых, предоставить возможность дополнять ответы друг друга посредством кнопки «Редактировать» и, в результате, из индивидуальных работ сформировать внутри курса большой тематический каталог аннотированных музыкально-художественных произведений.

Подобное задание в выполненном виде может выглядеть так:

1763 год

Композитор: Родольф Жан-Жозеф, «Ясон и Медея», балет в 2-х актах

Дата премьеры: 11 февраля 1763, Королевский театр в Штутгарте, по случаю дня рождения герцога Карла II Вюртембергского. Заняты были Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон).

Страна: Германия.

Дополнительная информация. Балет стал воплощением реформаторских хореографических идей и основных эстетических принципов Жан-Жорж Новерра. Если прежде балет существовал как отдельный танец в опере или драме, никак не связанный с основной линией интриги, то Новерр обосновал и доказал этим балетом возможности танцевального искусства, рассматривая балет как отдельный вид театрального жанра, впервые введя пантомиму, убрав тяжёлые парики и маски, открыв человеческие лица с их страстями и эмоциями. Российская премьера балета состоялась в 7 мая 1791 года в Большом Каменном театре в Петербурге при участии Шарля Ле Пика (хореограф, Ясон), Петра Фёдоровича (Пьетро ди Готтардо) Гонзаго (художник), Гертруды Росси-Ле Пик (Медея).

1854 год

Композитор: Лист Ференц, «Орфей», симфоническая поэма № 4

Дата премьеры: 16 ноября 1854.

Страна: Венгрия.

Дополнительная информация. Одна из самых кратких и светлых симфонических поэм Листа. Первоначальный вариант представлял собой увертюру к опере Глюка «Орфей и Эвридика», которая была поставлена под управлением Листа в руководимом им Веймарском театре 16 февраля 1854 года. Поскольку увертюра Глюка ещё следует старым традициям (ни тематически, ни образно-эмоционально она не связана с разворачивающейся на сцене драмой), Лист счёл возможным заменить глюковскую увертюру своей, которую к осени этого же года он переработал в симфоническую поэму и посвятил её своей возлюбленной княжне Каролине Сайн-Витгенштейн.

1908 год

Композитор: Штраус Рихард, «Электра», опера в одном действии

Дата премьеры: 25 января 1909, Дрезден.

Страна: Германия.

Дополнительная информация. Эта музыкальная трагедия стала одним из первых образцов модернистского прочтения античности в европейском музыкальном театре XX века и вызвала волну ожесточённых споров. В образе Электры сконцентрировалась основная идея авторов (либреттист Гуго фон Гофмансталь) о развенчании слепой, бескомпромиссной верности. Содержание оперы сфокусировано на исступлённой жажде мщения Электры, что приводит к трагическому финалу.

Премьера в России состоялась 18 февраля 1913 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга при участии А. Коутса (дирижёр), В. Мейерхольда (режиссёр) и А. Головина (художник) и выдержала всего три представления.

В XXI веке оперу ставили в 2007 году в Мариинском театре (Санкт-Петербург, дир. В. Гергиев) и в 2014 в Ла Скала (Милан, дир. Э.-П. Салонен).

Данный каталог создан в хронологическом порядке. Однако такие информационные перечни могут создаваться по алфавитному принципу, по территориально-национальной принадлежности, по жанровому определению и т.п.

Нередко в задании даётся установка на то, что работу необходимо сделать в форме «анализа». Анализ предполагает разбор некоего единства на составные части и оценку или характеристику состояния этих частей. Анализировать явления и процессы можно в определённый конкретный момент их фиксации, либо их изменения в течение более длительного промежутка времени.

Примером задания на проведение аналитической работы в рамках дистанционного курса является просмотр по прикреплённым ссылкам оперы К. Монтеверди «Коронация Поппеи». В контексте задания сама опера, созданная в 1642 году, предстаёт как «единство». «Составными частями» этого единства являются две сценические версии этой оперы: 1979 года в Цюрихе и 2012 года во французском Лилле. Эти постановки могут быть оценены студентами со следующих позиций: 1) первое эмоциональное впечатление, 2) замысел спектакля (идея, жанровое решение), 3) персоналии (характеристика), 4) сценография как отражение сверхзадачи постановщиков (выразительные средства), 5) среда обитания как игровое поле актёров, 6) атмосфера спектакля.

По мере прохождения электронного учебного курса студенты получают задания с установкой на выполнение работы в виде тезисов, эссе или резюме. На первый беглый взгляд может показаться, что эти задания односмысловые. Однако студентам нужно различать эти эпистолярные жанры и понимать, что:

тезисы – это кратко сформулированные, но убедительно выраженные и доступно объяснённые, собственные мысли и позиции по конкретному вопросу;

эссе – это письменное выражение индивидуальных впечатлений на конкретную тему или по конкретному поводу, предполагающее свободную форму изложения с использованием образных сравнений, ассоциаций и метафор;

резюме – это сжато изложенные выводы, подводящие итог предшествующим размышлениям и умозаключениям.

Тезисы, эссе и резюме, подобно аннотированию и участию в тематическом форуме, имеют ограничение объёма печатного текста, на которые обязательно указывается в задании. И ограничения эти не всегда соответствуют одному стандарту, они могут быть каждый раз разными.

Выполнение задания по объяснению новых слов и предметно-специальных понятий, встречающихся по мере освоения курса, представляет работа над глоссарием. Это коллективное составление словаря самими обучающимися. Глоссарий позволяет участникам курса создавать и поддерживать терминологический аппарат.

Сверхзадача этого задания заключается не в объяснении разбираемого слова ради объяснения, а в раскрытии смысла и сущности этого слова так, чтобы оно стало простым и понятным всем в контексте изучаемого предмета. Например, термин «контаминация» не будет понятным в рамках учебного курса, если его расшифровать как «смешение, слияние разнородных факторов». Однако объяснение «сочетание в одной пьесе сюжетов нескольких пьес с целью усложнения интриги» сделает понятным отличие древнеримской драматургии от древнегреческой. А объяснение маримбы как «собирательное название самозвучащих музыкальных инструментов» будет недостаточным по сравнению с объяснением как «ударно-шумовой музыкальный инструмент африканского происхождения», если рассматривать это в контексте театрализованных народных ритуалов.

Творческая специализация обучения в Институте искусств диктует свои особенности организации учебного процесса. И это имеет отношение не только к индивидуальным занятиям по выбранному профилю (вокал, музыкальный инструмент и проч.), но и к занятиям по групповым дисциплинам и в частности, к занятиям по нашему дистанционному учебному курсу, где определённая часть заданий носит творческий характер.

Так, исторический период становления оперного искусства в Италии отсылает студентов во времена культурного процветания Древней Греции. Создатели «drammapermusica», анализируя высказывания античных философов и поэтов, в конце XVI века сделали вывод, что манера исполнения античных актеров представляла собой нечто среднее между пением и обычной речью. Изучая древнегреческую поэзию, они пытались понять, как и почему эта речь легко распевалась, пробовали укладывать свой национальный (итальянский) язык на древнегреческий распев и в результате экспериментов создали драматургическую основу музыкальной драмы – речитатив. Понять и прочувствовать один из видов античного стиха – гекзаметр, особенность которого заключается в нерифмованном шестистопном метре, способствует творческое задание для обучающихся на курсе понаписанию поэтического сочинения в стиле «гекзаметр» на тему «Музыка. Театр. Музы» в количестве 8-12 строк. В качестве образца студенты по ссылке переходят на поэму «Одиссей» греческого поэта Гомера. А после создания своего гекзаметра файл с выполненным заданием отправляется на проверку через «Загрузить файл». По итогам выполнения этого задания можно провести специальный вебинар с презентациями сочинённых гекзаметров. В качестве иллюстрации предлагаем один из вариантов выполнения этого задания Ольгой С., не лишённой чувства юмора:

Твёрдая форма стиха Аполлону и Музам угодна,

Слава придумавшим дивный размер под названьем гекзаметр,

Что не даётся поэтам с отсутствием слуха и ритма…

Слава Орфею – певцу и поэту Эллады свободной!

Слышу умолкнувший звук божественной греческой речи…

Эвтерпе особо приятно сияющей лиры звучанье.

Славный сын Бога и Музы, пой вдохновенно в веках!

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос –

Миг вожделенный настал, окончен мой труд многодневный!

Зачем непонятная грусть таинственно гложет меня?..

К заданиям творческого характера относятся задания на составление тематических ребусов и кроссвордов.

Выполнение задания по составлению ребуса предполагает понимание студентами смысла ребуса как зашифровки терминов, которые даны в виде нарисованных образов в сочетании с буквами, слогами, цифрами и другими знаками. Если, соблюдая все устойчиво существующие правила разгадывания ребусов, произнести вслух то, что зашифровано в виде последовательности рисунков, букв и чисел, то мы получим искомое слово. Приведём для примера ребус, составленный Елизаветой С., где зашифрован жанр многоголосной вокальной музыки, популярный в XIV-XV веках в Европе, ставший одним из предшественников «drammapermusica»:

Описание: Macintosh HD:Users:NSavin:Downloads:27-06-2015_14-50-56:мадригал.jpg

Перечёркнутые над нарисованным мандарином цифры 3, 5 и 8 означают, что из слова “м-а-н-д-а-р-и-н” следует убрать буквы Н, А и Н, а две запятые после картинки с галкой указывают на то, что нам нужны лишь первые три буквы этого слова. Таким образом, искомое слово “ма-д-ри-гал”.

Для выполнения задания по составлению кроссворда необходимо понимать, что кроссворд (от англ. пересечение слов, крестословица) – это задача-головоломка, заключающаяся в заполнении буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова. В кроссворде сеткой служат линейные клетки-квадраты, вычерченные в любой геометрической форме. Важное условие кроссворда: слова могут либо пересекаться в общей или общих буквах, либо располагаться параллельно (вертикально и горизонтально), но только через ряд клеток.

И ребусы, и кроссворды прикрепляются в формате документов Word. Выполнение каждого задания предполагает по три файла, где первый содержит сами ребусы (или кроссворды), второй – вопросы к ребусам (или кроссвордам), а в третьем файле указаны разгадки и ответы на все вопросы. Затем эти файлы прикрепляются в качестве ответа на задание, нажав кнопку «Загрузить файл», и отправляются преподавателю курса на проверку.

Перед вами кроссворд «Музыкальные инструменты», выполненный Анастасией Н. Его решение не ограничивается разгадыванием слов по горизонтали и вертикали. В кроссворде скрыто ключевое слово, которое нужно сложить отдельными буквами из разгаданных слов в указанной последовательности от 1 до 7.

Файл № 1.

7

1

8

2

10

9

3

6

4

1

5

2

4

5

3

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Файл № 2

По горизонтали: 1 – медный духовой инструмент, появившийся в XV веке и активно использовавшийся в церковной музыке, в оперную музыку этот инструмент ввёл К. Монтеверди; 2 – самый многочисленный струнный инструмент, представляющий основу оперного оркестра; 3 – деревянный духовой инструмент, вошедший в состав оперного оркестра лишь в середине XVII века, впервые был использован Р. Камбером в опере “Помона”; 4 – древнегреческий духовой инструмент, служивший для сопровождения театрализованных действ; 5 – струнный инструмент, популярный в средневековой музыке (XI-XII вв.), имеет общий корень с названием ветхозаветной книги Псалтирь; 6 – ударный инструмент, известный с глубокой древности, сопровождавший ритуальные пляски, молитвы богам, заклинания духов, похоронные и праздничные церемонии.

По вертикали: 7 – в операх так называли партию солирующего инструмента, сопровождающего арию; 8 – испанский народный инструмент, тембр которого широко использовал Ж. Бизе в опере «Кармен»; 9 – инструмент, поддерживающий аккордами в операх речитативы «secco»; 10 – переносной механический музыкальный инструмент, воспроизводящий популярные оперные арии, механизм представлял собой монтируемые шпилечные валики.

Ключевое слово: самостоятельный коллектив, оказывающий профессиональную поддержку актёрам в музыкальном спектакле.

Файл № 3.

о

т

р

о

м

б

о

н

л

к

с

к

р

и

п

к

а

г

с

ш

к

ф

а

г

о

Т

а

л

т

а

р

а

в

л

О

с

н

м

в

ь

п

с

а

л

т

е

Р

и

й

Е

н

С

т

К

и

ы

б

а

Р

а

б

а

н

О

Р

К

Е

С

Т

Р

И ребус, и кроссворд в рамках электронного курса выступают инструментом закрепления изученного материала. Предметом оценивания в работе с таким заданием может выступать как факт кодирования материала одним обучающимся, так и факт декодирования этого материала другим обучающимся внутри дистанционного курса.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что задания как способ усвоения и контроля знаний в системе образования всегда были и будут востребованной формой работы. Однако сегодня встает вопрос не о востребованности в использовании, а о результативности выполнения заданий. На достижение результата в электронном курсе работают, смею надеяться, многие обстоятельства: виртуальная досягаемость лекционного материала при физической отдалённости студента, обращение к учебному курсу в любое время и в любом месте и др. Одним из обстоятельств является и само объяснение задания: точная, внятная, пошаговая формулировка задания в электронном курсе компенсирует отсутствие преподавателя в момент выполнения задания и позволяет обучающемуся без труда справиться с заданием самостоятельно, но при условии добросовестной работы с лекциями и ссылочными материалами.

В этой связи вполне уместно упомянуть о формуле успешного осуществления задуманного, которую изложили весьма успешные братья Чип и Дэн Хизы в своей книге «Сердце перемен: как добиваться изменений легко и надолго». Суть формулы заключается в том, что если хочешь добиться цели, то «накорми Слона, начерти Тропу и направь Погонщика». При этом под «погонщиком» подразумевается рационально-волевой компонент действия (надо идти), под «слоном» – чувственно-эмоциональный (с каким настроением идти), а «тропа» – это понимание того, каким образом двигаться (куда идти), чтобы решить поставленную задачу.

Воспользоваться этой «формулой успеха» в полной мере позволяет виртуальная образовательная среда, частью которой являются задания нашего учебного курса: выполнение заданий на платформе Moodle очень современно и актуально, вполне в духе технологий XXI века («слон» накормлен); понятна цель – изучить предлагаемый курс, освоив определенные этапы с выявлением специфических особенностей («погонщик» дал направление) и представлены технологические объяснения по выполнению заданий, ведущих к достижению цели («тропа» прочерчена).

Остается лишь целенаправленно и самозабвенно внедрять в практику разрабатываемые технологии, в том числе разнообразные виды заданий, и надеяться на позитивные изменения в нашем образовании: пусть не легко, но надолго.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle