Библиографическое описание:

Холикова Н. Ш., Хайриев Д. Ф. Общие требования к художественному проектированию одежды из меха // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 208-211.



При выборе формы меховой одежды основное внимание обращают на фактуру волосяного покрова и, главным образом, его высоту, которая имеет первостепенное значение в зрительном восприятии массы одежды. Поэтому в изделиях длинноволосый мех применяется, в основном, для таких деталей, как воротник, манжеты, опушь и других отделочных деталей. При изготовлении женской одежды широко применяется средневолосый мех. Художественные приемы моделирования изделий из средневолосого меха.

Средневолосый мех может быть использован для изделий любой формы и различных объемов. Геометрическая форма пальто может быть построена на основе прямоугольника, трапеции и овала. В этом случае вертикальные линии членения формы плавно переходят в линию проймы, горизонтальные располагаются на всех структурных уровнях в зависимости от модели. Уровень расположения линий кокетки варьируется в широких пределах от плечевого до уровня линии талии; кокетки могут располагаться на стане изделия (не доходят до линии проймы или переходят за линию проймы на головку рукава). Кокетки могут быть оформлены прямыми горизонтальными, диагональными, ломаными и овальными линиями. Конфигурация контура проймы определяется вариантом покроя рукава, форма которого варьирует по степени наполненности (равномерной ширины, зауженные, немного расширяющиеся книзу) и уровню глубины проймы.

Основная особенность проектирования одежды из средневолосого меха среднего вида многовариантность расположения полуфабриката, соединительные швы которого образуют декоративные линии, определяющие композицию всего изделия, особенно в размещении самих шкурок. Варианты размещения шкурок на стане могут включать продольное, поперечное, диагональное расположение шкурок, «в елочку», «в паркет», а также, круговое, овальное, «улитка», «волна» и др. Размещение полуфабриката на рукавах такое же.

Таким образом, на основе одной внешней композиционной формы можно создать серии моделей, отличающихся разнообразием внутренней композиционной формы.

На практике наиболее распространено продольное и поперечное расположение шкурок. При этом иногда не скрывают, а подчеркивают границы между шкурками. Это так называемая «открытая» подборка, при которой выгодно подчеркивается природная красота меха.

При продольном расположении пушно-мехового полуфабриката средних размеров длины одной шкурки, как правило, хватает на такие изделия, как полупальто, куртка, жакет. Для пальто шкурки могут быть удлинены, используя сложные методы раскроя. Так, метод раскроя в роспуск позволяет получить необходимую длину пластины с плавным переходом признаков волосяного покрова от шеи к огузку. Наибольший эффект от роспуска шкурок получают при проектировании расширенных книзу изделий, с рукавами покроя реглан. При направлении волосяного покрова сверху вниз за уженные в шейке шкурки красиво и плавно ложатся от горловины по форме плеча, переходя в более широкие полосы по низу рукавов. Полосы также могут располагаться от горловины по спинке и переду с расширением по низу пальто. При наличии меха контрастных цветов роспуск может быть выполнен с использованием приемов инкрустации и созданием орнамента на любом участке изделия.

В изделиях с поперечным расположением пушно-мехового полуфабриката и втачным рукавом для более рационального использования меха можно рекомендовать проектировать его со спущенным плечом. В этом случае мех с огузка шкурки, расположенной в верхней части проймы, не срезают. Кроме того, спущенное плечо втачного рукава усиливает впечатление от горизонтального расположения шкурок. Все вытачки (как и при продольном размещении пушно-мехового полуфабриката) перемещают в швы соединения шкурок.

По краю борта может быть предусмотрена долевая полоска (из хребтовой части шкурок, кожи и других материалов), чтобы избежать дефекта «раскола» волоса на сгибах и повысить прочность на этом участке.

Важнейшей характеристикой внутренней композиционной формы меховой одежды служит направление волосяного покрова в шкурках при различных схемах их размещения на деталях кроя. Направление волосяного покрова влияет на зрительное восприятие объемной формы изделия, что связано со светотенью, которая возникает от разного угла падения света на волосяной покров полуфабриката и создает различные тона и оттенки цвета. Если направление луча света совпадает с направлением волосяного покрова шкурок, то мех сильнее блестит, что зрительно облегчает массу одежды. Если свет падает против направления волоса, то волосяной покров пушно-мехового полуфабриката становится более матовым, а цвет более глубоким по тону и светлоте «вдогонку»;

1) соединение шкурок огузками;

2) соединение шкурок шейками;

3) чередование горизонтальных полос шкурок, сшитых «вдогонку»;

4) чередование соединений шкурок шейками и огузками.

В зависимости от направления света варианты 1, 2, 3 обеспечивают в изделии яркие вертикальные полосы светлые блестящие и темные матовые. При этом наилучший зрительный эффект достигается при резком отличии одного направления от другого (варианты 2 и 3). Когда человек находится в движении, полосы постоянно перемещаются, обогащая эстетическое восприятие модели. Варианты 4 и 5 создают оригинальные светотеневые эффекты, обуславливающие большие возможности и композиции модели.

Художественные приемы моделирования меховых изделий из коротковолосого меха. Коротковолосый мех обеспечивает создание четких силуэтных, конструктивных и декоративных линий в изделии.

Низкий волосяной покров шкур крупного вида наряду с плотной кожаной тканью обуславливает лаконичность форм одежды, наличие деталей спортивного характера (карманов, поясов, клапанов, хлястиков). Изделия из этого полуфабриката достаточно тяжелые, но компактны, хорошо сохраняют форму пальто и жакетов. На моделирование большое влияние оказывает качество волосяного покрова, размер и разнооттеночность шкур. Если при раскрое полуфабриката имеющиеся пороки значительных размеров не удается обойти, а их удаление вызывает повышенную шитость, заметную со стороны волосяного покрова, можно использовать дробление шкур на части с образованием рисунка. Это значительно расширяет возможности создания сложных рисунков, а также инкрустации на отдельных участках скроя или по всей поверхности одежды.

Рисунок инкрустации может быть решен на различных цветовых сочетаниях одного и того же меха или методом введения одного меха в другой. Так, при отделке изделий из белька полосой орнамента, выполненного, например, из низковолосого меха нерпы, декоративные линии могут утопать в пышном мехе белька и рисунок хорошо выделяться на общем фоне. Следует иметь в виду, что форма рисунка должна сочетаться с видом меха и направлением волосяного покрова. Если, например, в мерлушке инкрустация строится на орнаментах крупных форм с округлыми линиями, то в мехе белька или нерпы с прямолинейными.

В случае пороков больших размеров можно также использовать дробление шкуры по всей ее площади на части одинаковой формы и размеров. Например, шкуры крашеной нерпы разрезают на квадраты и располагают их в скрое таким образом, чтобы направление волосяного покрова в каждом квадрате долевого и поперечного ряда было противоположным. Квадраты, в которых направления волосяного покрова и луча света совпадают, будут выглядеть светлыми, блестящими, а остальные матовыми, с более густым тоном.

При моделировании особого внимания требуют коротковолосые шкурки мелкого вида, имеющие небольшой размер и сложный рисунок волосяного покрова. Форма модели и ее силуэтные линии в изделиях из этих шкурок в иных случаях определяются не столько модными тенденциями, сколько размерами полуфабриката. Подобранные на изделия шкурки должны быть одинаковой ширины, длины и цвета; их природный рисунок не должен нарушаться при раскрое, рисунок пятен следует располагать симметрично; не стоит применять сложные методы раскроя. Моделирование и конструирование изделий из шкурок мелкого вида пушно-мехового полуфабриката связано с выбором формы шаблонов, которая определяется природной конфигурацией шейной и огузочной частей шкурки, т. к. чем больше соответствие между формой шаблона и конфигурацией полуфабриката, тем выше процент использования меха. Существуют самые разнообразные формы шаблонов (прямоугольные, овальные, клинообразные, ромбовидные и др.), на выбор которых непосредственное влияние оказывает форма самого изделия. В изделиях прямого силуэта все шкурки раскраивают по шаблону одного размера, в изделиях других силуэтов разных размеров с расположением по низу изделия крупных шкурок.

Скроенные по шаблонам шкурки могут располагаться на деталях кроя с различным направлением волоса. Например, в изделиях из меха крота, скроенных по шаблону шестиугольной или овальной формы, часто используют встречное направление волосяного покрова, которое дает не только красивое сочетание блестящей и матовой поверхности, но и позволяет сделать менее заметным различия в окраске меха. Однако такое расположение шкурок неприемлемо в изделиях прилегающего и полуприлегающего силуэтов, когда горизонтальные швы изделия расходятся, от чего ухудшается его внешний вид. При размещении шкурок из меха крота с направлением волоса в одну сторону можно проектировать изделия любого силуэта.

Большие возможности для создания самых различных форм имеет каракулево-мерлушечный полуфабрикат, который не дает видимых со стороны волосяного покрова соединений при спайке шкурок. На зрительное восприятие формы одежды из этого пушно-мехового полуфабриката оказывают влияние рисунок и форма завитка, блеск волосяного покрова. Например, каракульча уменьшает объем одежды и придаёт ей легкость, а каракуль с круглым тугим завитком выглядит более плотным материалом и зрительно увеличивает массу изделия. Каракуль успешно используется в простых и самых сложных моделях.

При проектировании одежды из каракуля, как и из других видов меха, необходимо учитывать размер шкурок. Так, для пальто из каракуля полуприлегающего силуэта рекомендуется использовать полуфабрикат мелкого размера, мягкий, с ярко выраженной хребтовой линией, чтобы подчеркнуть силуэт. Рекомендуемое расположение шкурок вертикальное. Для пальто силуэта «трапеция» лучше применять шкурки среднего размера и метод раскроя «в целую шкурку», «в половинку» с различными схемами их расположения, а также «в роспуск», с инкрустацией и др. Для пальто прямого силуэта подходит полуфабрикат любого размера, в том числе и крупный, и самые разнообразные схемы его размещения на деталях кроя. На рукава следует отбирать более мягкие и легкие шкурки.

Большая роль в создании современных моделей меховой одежды принадлежит показателям мягкости и пластичности кожаной ткани пушно-мехового полуфабриката. Эти важнейшие свойства определяют композиционную пластичность и форму изделия и дают художнику особую возможность творчества использование приемов моделирования, близких к швейным изделиям. Целый ряд моделей в коллекциях ведущих дизайнеров меховой одежды, выполненных из шкурок большой пластичности, мягкости и богатства фактуры (каракульчи, шкурок норки, выделанных под бархат, шкурок крота и др.), по образному и конструктивному решению приближаются к швейным изделиям, что стало возможным благодаря появлению новых технологий обработки пушно-мехового полуфабриката. Реальное воплощение новый стиль находит, например, в меховых изделиях с подборкой меха, создающей впечатление совершенно однородного полотна. Такие модели полностью повторяют силуэт и объемы некоторых швейных изделий.

Литература:

  1. Кормилова Д. Н. Моделирование и художественное оформление одежды. М.2000.
  2. Хасанбаева Г. К., Чурсина З. А. История костюма. Т. «Узбекистан», 2002.
  3. Коблякова Е. Б. и др. Основы конструирования одежды М., 1980.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle