Библиографическое описание:

Южакова М. Э. Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 346-349.



Основа всей жизни человека-ритм,

данный каждому его природой, дыханием

К. Станиславский

Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской речи показывает её большую значимость в психическом развитии ребёнка, поскольку развитие мышления, когнитивных функций и формирование личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Речь, как и каждая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию негативных условий в период активного формирования.

Коррекция нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические элементы речи и в частности темпо-ритмической стороны речи, содержат нарушения. Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

У детей наблюдается ускоренный темп речи (тахилалия), наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Исходя из вышесказанного, возникает потребность уделить внимание темпу и ритму.

Работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи проводится в определенной последовательности.

На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования.

На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа:

  1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов).
  2. Прохлопать — протопать (повторить за педагогом).
  3. Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).
  4. Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
  5. Послушай, как стучит «дятел», повтори так же.
  6. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом. Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз.
  7. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.
  8. «Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой.
  9. Протопать ножками под ритм стихотворения.

Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания:

  1. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро).
  2. Определить подходящий ритм для высказывания, например:

 Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).

 Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно).

  1. Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.).
  2. Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.

Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

  1. Повторение фраз за педагогом в заданном темпе.
  2. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
  3. Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен).
  4. Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.
  5. Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом:
  1. Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу (Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками.).

Стоять на месте не хочу (Стоя на месте попеременно поднимают ноги).

Колесами стучу, стучу (Топают ногами).

Колесами верчу, верчу (Дети выполняют вращательные движения руками).

Садись, скорее, прокачу.

Чу-чу-чу-чу!

  1. Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

Я ее не разбужу.

  1. Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

  1. Проговаривание фраз под музыку, чтение стихов.
  2. Использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определенном темпе.

Эту работу уместно дополнять занятиями по логопедической ритмике, которые содержат в себе различные речевые игры с разной степенью подвижности.

Литература:

  1. Филатова Ю. О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики [Текст] Ю. О. Филатова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 1. — Т. 3. Педагогика. — С. 99–111.
  2. Филатова Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: Монография / Ю. О. Филатова. — М.: МПГУ, 2012. — 218 с.
  3. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика: диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием: метод. рекомендации / Н. А. Рычкова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 32 с.
  4. Овчинникова Т. С. Музыка. Движение. Воспитание Т. С. Овчинникова, А. А. Симкина. — СПб.: КАРО, 2011. — 88 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle