Библиографическое описание:

Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Рыбная промышленность в Приморском крае: проблемы и их причины // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 37-40.



Одной из ведущих промышленностей Приморского кря является рыбная промышленность. Она вносит существенный вклад в экономику и развитие этого региона. Так же Приморский край занимает существенные позиции как рыбопромысловый район России. Он расположен в восточной части Российской Федерации и имеет доступ к ресурсам Японского моря, так как именно это море омывает его берега, а через него доступ к ресурсам Тихого океана.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/34/Russia_Primorsky_Krai_location_map.svg/310px-Russia_Primorsky_Krai_location_map.svg.png

Рис. 1: Приморский край

В конце прошлого века развалился СССР. Российская Федерация тогда входила в его состав. В то время была совершенно другая экономическая система и контроль со стороны государства, и в тех условиях все промышленности в основном процветали. Но ни что не живет вечно и развал великого государства с именем СССР сделал свое дело — все отрасли пришли в упадок, а какая та их часть вообще просто ликвидировалась.

Рыбная промышленность, в последствии развала, в периоде с 1990 по 2000 года попала в капкан кризиса. Она столкнулась с такими вызовами, как тяжелое финансовое положение и большая нехватка средств которые находятся в обороте. Это привело к отсутствию обновления устаревшего оборудования, то есть предприятия пользовались оборудованием больше положенного им срока, и ухудшение состояния используемых кораблей. Ко всему этому добавилось уменьшению государственных квот на добычу морепродуктов, что существенно подкосило объемы добычи морепродуктов. Появляется большая разница между возможностями производственных мощностей предприятий и ресурсами, которые ограниченны в добыче государством.

Рассматривая нынешнюю ситуацию рыбопромышленного комплекса Приморского края, во внимание сразу попадает множество проблем, которые негативно влияют на эту отрасль. Так давай те же рассмотрим эти проблемы подробнее:

1) Падение размеров рыбных ресурсов в близлежащих морях и океанах. Основой рыбного промысла Приморского края была рыба минтай. На его долю приходилось почти 70 % общем в вылове рыбы. Но из за некоторых факторов его популяция с каждым годом постепенно сокращается от 200 до 400 тысяч тонн. Это во первых изменение естественных условий обитания. Человек слишком сильно загрязняет моря, в которых обитает эта рыба. Следственно ее количество уменьшается, а часть мигрирует в другие регионы.

Эксперты утверждают, что сокращение популяций промысловых видов рыб связанно не только с изменениями естественной средой их обитания. Объемы рыбных ресурсов падают, а предприятия наоборот — увеличивают объемы добычи рыбы. Неконтролируемый промысел так же сильно влияет на сокращение количества минтая и это опять же негативно сказывается на рыбной промышленности Приморского края.

2) После развала СССР и приватизации государственных предприятий, со стороны правительства было введено такое понятие как «Квота на вылов рыбы». Механизм распределения этих квот совсем не ясен. Возможно он подвержен коррупции или криминала из за чего доступ к ним очень сильно затруднен. Принятие этого закона о квотах создало новые проблемы. Первая проблема это отсутствие права голоса самих предприятий по распределению рыбных ресурсов морей. Во вторых это породило невозможность перераспределения недо-освоенных квот. Третья проблема это непонятный механизм распределения этих квот благодаря которому процветает коррупция.

3) Нету четко прописанных законов, которые бы позволили эффективно управлять в сфере рыбного промысла и следить за охраной биологических ресурсов морей. Эффективное управление в этой сфере не появится пока не будет решена эта проблема и это ставит под угрозу охрану, регуляцию пользованием и уровень состояния биологических ресурсов морей.

4) После развала СССР у большей части предприятий по рыбному промыслу не обновлялись основные производственные фонды. Их потенциал уже давно исчерпан, а срок службы эксплуатации должен был закончится лет 10 назад. В 2003 году уровень изношенности производственных фондов составлял 54 %. Поскольку в СССР не было собственности, а все предприятия рыбной промышленности находились под властью государства, они поддерживались бюджетом страны. В Российской Федерации такая поддержка отсутствует и у организаций нет средств не только на обновление, а даже и на частичную замену оборудования. Это привело к старению всех производственных мощностей — кораблей и береговой инфраструктуры для них. К примеру средний срок службы одного корабля должен составлять не более 20 лет, а предприятия пользуются ими уже и по 30. Доля таких кораблей в Приморском крае составляет 62 %. Поскольку консервные плав-базы очень дорогие, как вложения, их так же используют больше того срока, который был им отведен. Доля изношенных плав-баз составляет 62 %.. Производственные рефрижераторы так вообще изношены у всех предприятий — доля изношенных составляет 100 %.

http://debri-dv.ru/filedata/images_small/9263.jpg

Рис. 2: Изношенная консервная плав-база

С государственного бюджета средства на развитие рыбной промышленности не направляются вообще. По имеющейся информации в 2003 году 61 % инвестировался в эту отрасль за счет самих предприятий, а остальными средствами были кредиты выделенные банками.

5) Проблема браконьерства всегда остро стоит в подобных отраслях, но здесь дела обстоят намного серьезнее. Если обычные браконьеры это кучка люде, которые просто занимаются незаконным промыслом, то тут идет промышленное браконьерство в особо крупных размерах. Фальсифицируя отчетности, предприятия вылавливают больше того, чем им отведено квотой на вылов. Коррупция проверяющих их чиновников не позволяет выявить эти нарушения и это несет непоправимый урон не только экономике Российской Федерации, но и бесконтрольно уменьшает популяции рыб, что может привести к необратимым последствиям. Так же, у предприятий, которые занимаются такой незаконной деятельностью, и у предприятий которые честно работают появляется дисбаланс в цене, который подрывает экономику честных.

6) Сегодня предприятиям не выгодно вести рыбный промысел в иностранных водах. Это объясняется не рентабельностью и дороговизной ведения деятельности в территориальных водах других стран. Следовательно отечественные организации требуются в политической поддержке со стороны Российской Федерации. Пока не будет проведено работ в урегулировании этой проблемы наши предприятия будут терять доступ к добыче редких и ценных видов рыб.

7) В последнее место заметна высокая текучесть кадров на предприятиях рыбной промышленности. Поскольку эта отрасль не поддерживается государством, а плюс к этому находится в упадке, заработная плата у высококвалифицированных рабочих не соответствует желаемому минимуму. Вдобавок сейчас появилась тенденция найма более дешевой иностранной силы, что делает эту работу для населения нашей страны по заработной плате не привлекательной. Изношенные основные фонды и нарушение технологической дисциплины делают работу травмо-опасной. Эти факторы опять же отпугивают потенциальных работников устраиваться на предприятия.

8) Бюрократические барьеры мешают вести рыбный промысел в территориальных водах других субъектов Российской Федерации. Это ограничивает доступ предприятиям Приморского края ко многим видам морепродуктов.

9) У предприятий Приморского края очень низкая конкурентно-способность даже относительно предприятий Российской Федерации в общем. Обуславливается это тем, что этот регион очень сильно удален от экономически-развитой европейской части России. Высокие тарифы по доставке увеличивают стоимость наших предприятий в несколько раз, что вызывает дисбаланс цен по сравнению с предприятиями центральной России.

Поскольку ситуация с тарифами на перевозку в европейскую часть России не ясна, нужно ориентироваться на международного потребителя. Учитывая то, что Приморские предприятия работают по старым технологиям, требуется произвести реорганизацию под международные стандарты.

Проект «Свободный порт Владивосток» должен помочь реализовывать конечную продукцию, которая должна соответствовать международным стандартам.

В заключение хотелось бы отметить:

Во времена СССР Приморский край был одним из ведущих регионов по рыбной промышленности и он заслуженно держал свои позиции. После развала СССР вся страна столкнулась с проблемами перехода на новую экономическую модель. Слабые предприятия ликвидировались, и остались только те, которые могут выжить в условиях экономической неопределенности. Несмотря на все эти проблемы, по моему мнению, в скором они решатся. У Приморского края большой потенциал и огромные перспективы для его реализации. В основном всей рыбной промышленности этого региона нужно сконцентрироваться на экспорт и проект «Свободный порт Владивосток» должен помочь им в реализации этого направления.

Литература:

  1. Строкач Л. К. Проблемы, влияющие на развитие рыбной промышленности приморского края// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2005. № 2. С. 15–19.
  2. Жариков Е. П. Интеграция производства — путь к эффективности рыбохозяйственного комплекса России//Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. 2014. № 3–4 (32). С. 65–72

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle