Библиографическое описание:

Барышникова Т. В., Федоренко И. Г. Реализация школьного междисциплинарного проекта «Интеграция физической культуры и биологии» // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1053-1061.



Сегодня остро встают вопросы сохранения физического здоровья и нравственной культуры детей. Менее 22 % детей приходящих в первый класс школ России, полностью здоровы. Здоровых выпускников школ в России лишь 2,5 %. Такие цифры прозвучали на Европейском Конгрессе по вопросам школьной медицины, состоявшейся в Москве в июне 2011 года. Поэтому надо заинтересовать детей познанием и пониманием здорового образа жизни.

Ключевые слова: интеграция, межпредметные связи, метапредметные результаты, учебный проект, универсальные учебные действия.

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее

А. Барбюс

Я слышу и забываю

Я вижу и запоминаю

Я делаю и понимаю

Конфуций

Познай себя — познаешь мир

Сократ

Школьный конкурс педагогических достижений 2016.

Номинация: «Учитель и ученик в инновационной деятельности».

Рис. 1.

Цель работы.

Создание проекта интеграции содержания физической культуры в сочетании с биологией, обеспечивающего достижение метапредметных результатов через осуществление практической деятельности учителей и учеников.

Задачи:

 Отработка методики интеграции содержания и практической деятельности двух учителей и школьника;

 Обеспечение доступности учебного материала и сотрудничества участников проекта.

Идеи:

 Доброжелательность и искренность, стремление к взаимопониманию, взаимной поддержке, максимально сближающие учеников, учителей, родителей;

 Личностно-ориентированный подход, в центре внимания — ребёнок как самобытная личность с индивидуальным характером и неповторимым жизненным опытом;

 Ценностное отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности:

 здоровье физическое;

 здоровье социальное (здоровье ученика и учителя);

 активный, здоровый образ жизни.

Педагогические задачи:

 объединение педагогов-единомышленников в творческий коллектив;

 корректировка школьного проекта «Интеграция физической культуры и биологии» на основе результатов исследования;

 привлечение родителей учащихся;

 включение в школьные проекты («Человек живет природой», «Школьное ученическое научное общество») и программу («Культура здоровья как жизненная ценность»;

 рациональная организация учебно-воспитательного процесса (создание условий для качественного соблюдения гигиенических правил режима и отдыха, как на уроке, так и в рабочей неделе);

 профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

Исследование заключается вопределении стратегии совместной деятельности учителей двух предметов ироли учащегося, позволяющего при рациональном использовании времени достигать метапредметных результатов врамках ФГОС основной школы второго поколения.

Предполагаемый результат выражается в создании:

 школьного проекта «Интеграция физической культуры и биологии»;

 опыта работы группы учителей различных общеобразовательных предметов, по формированию метапредметных результатов на основе проведения совместного проекта учителя и учащегося;

 позитивного отношения родителей и учащихся к профилактике и динамическому наблюдению за состоянием здоровья учащихся.

Актуальность работы.

Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению содержания школьного образования в соответствии с ФГОС второго поколения (в основной школе с 2015 года) необходимо опережающее освоение методики преподавания, направленной в частности на реализацию таких планируемых результатов, как метапредметные результаты.

Ограниченность учебного времени, и новое качество образования диктуют учителю необходимость поиска путей к сотрудничеству, например с коллегами по школе, а также учитель-ученик.

Без интеграции в учебном процессе в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные результаты в данном направлении педагогической деятельности. Интеграция в обучении предполагает не только пролонгацию одного предмета в область других знаний (предметов), но и реализует в максимальной степени функции воспитания в образовании и подчинении этого единого процесса глубокому усвоению учащимися содержания программы каждой учебной дисциплины, развитию и совершенствованию у них познавательной деятельности.

Значительную роль в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ играет одно из наиболее широко применяемых направлений интеграции — метапредметные связи.

Вместе с тем учителя еще испытывают затруднения в реализации МПС на практике. Причины этих затруднений в отсутствии опыта такой работы:

 в недостаточном знании содержания программного материала предметов, с которыми необходимо установить связи;

 в отсутствии рекомендаций по конкретным темам и урокам требующих достижения метапредметных результатов.

Новизна иперспективность работы.

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся и поскольку объем необходимых знаний, умений и навыков всё больше и больше возрастает, уже недостаточно времени урока, важно научить универсальным учебным действиям, которые помогут учащимся самостоятельно учиться на протяжении всей жизни (что требует современное общество и экономика). Проект «Интеграция физической культуры и биологии» позволяет продемонстрировать учащимся возможный метапредметный результат (познавательный, регулятивный, коммуникативный) и пути достижения.

Результаты работы невозможно оценить сразу же, но основная цель побудить учителей-предметников к размышлениям.

Основная часть.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения вносит новые элементы в повседневную деятельность учителя.

Рассмотрим это в сравнении в таблице 1:

Таблица 1

Стандарты предыдущего поколения

Новые ФГОС

Содержание

«Знаю что…»

«Знаю как…»

Форма образования

Обучение

Учебная деятельность

Позиция учителя

Транслятор

Организатор деятельности

Наставник

Сотрудник

Судья

Эксперт

Позиция ученика

Объект обучения

Субъект учебной деятельности

Учебно-воспитательный процесс в ходе реализации ФГОС отражает системно-деятельностный подход, где значительно изменяется как роль учителя, так и роль ученика, что позволяет применять нестандартные методы организации индивидуальной работы с учеником на бинарном уроке и во внеурочной деятельности.

Поэтому, на уроке и во внеурочной деятельности, надо организацию учебной деятельности школьников начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой, увлекательной.

Понимание учащимися смысла и значения разучиваемых действий ускоряет процесс обучения, лучше закрепляет пройденный материал и ведет к формированию прочных, правильных, стойких, но в то же время динамических умений и навыков. Вот почему прохождение программного материала важно сопровождать пояснениями, раскрывающимися сущность физических упражнений, их влияния на организм и значение для практической жизни.

Понимание смысла и значения разучиваемых движений вызывает творческую активность школьников, что в свою очередь вызывает у них устойчивое стремление самостоятельно и систематическое занятие физическими упражнениями. Поэтому учителю надо чаще использовать задания, стимулирующие их самостоятельность и творческую инициативу.

Непременное условие — внимательное наблюдение учителя за правильным выполнением упражнений, заданий.

Особое внимание — дозирование физической нагрузки. Оно должно быть дифференцированным. Учителю надо учитывать состояние здоровья и функциональную возможность школьников, их физическую подготовленность, индивидуальные способности, а так же степень предшествующих нагрузок. В ходе урока нагрузку можно регулировать: число повторений, темп движений, величина отягощений, выполнения заданий, и т. д.

Существенная особенность — комплексное прохождение материала и освоение программы.

Иначе говоря, четыре компонента, относящиеся к изучению теоретических сведений, владению умениями и навыками самостоятельных заданий, развитию двигательных качеств, должны слиться воедино.

Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физической культуры, важно, чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых заданий. Поэтому чтобы ученики по-настоящему полюбили физическую культуру, уроки должны быть увлекательными, эмоциональными, динамичными содержать в себе игровые и соревновательные элементы, а также близкие и далекие притягательные цели. Важно, чтобы ученики видели плоды своего труда. Конечно, учитель не должен упускать из виду тех учеников, у которых ощущение физической неполноценности, им наоборот нужно уделить как можно больше внимания.

Эффективность формирования двигательных навыков и умений достигается, как правило, комплексным применением различных средств: технические, наглядные методические приемы.

Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки — дифференцированный подход к учащимся. При прохождении одинакового для всех программного материала учитель видоизменяет и уточняет задания применительно для отдельных групп учеников. Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной группе, а так же к тем, кто пропускал уроки по болезни. Эти дети в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении принципов доступности, постепенности, и последовательности, при выборе упражнений, дозировке нагрузки и т. д.

Развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока.

 старты (из различных положений);

 бег на короткие дистанции (по сигналу);

 прыжки через скакалку;

 подвижные и спортивные игры.

Типичным для развития силы являются упражнения общеразвивающего характера, упражнения с предметами: отягощения, сопротивления, лазания, подтягивания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, упражнения на гимнастической скамейке и т. д.

Выносливость, как и другие качества, надо развивать на каждом уроке, тем более она является основой физической подготовленности учащихся, имеет огромное значение для жизнедеятельности человека и, следовательно, для работоспособности организма, для оптимального уровня производительности труда. Выносливости можно достигнуть применением специальных упражнений, а также увеличением плотности и интенсивности занятий: кроссы, лыжи, плавание, подвижные и спортивные игры. Наиболее эффективно — бег, в медленном, равномерном темпе.

Ловкость, гибкость, вестибулярной устойчивости — развивать их следует в ходе всех уроков. Например — развитию гибкости способствуют общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения — махи руками, ногами, вращения туловищем, статические и динамические упражнения.

Другие — способствовать укреплению и оздоровлению всего организма.

Основная направленность индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями — повышение функционального состояния организма и физической подготовленности.

Формы самостоятельных индивидуальных занятий различны, одним из них является школьный проект: ученик — преподаватель (физкультура и биология) и другие.

Рассмотрим учебные программы и выделим темы, которые позволяют осуществить на практике интеграцию содержания учебного материала и организовать проведение бинарных уроков и индивидуальную практическую деятельность ученика в сотрудничестве учителей физического воспитания и биологии.

Например:

Таблица 2

Физическая культура

Биология

10–11 классы

Юноши

Вредные привычки и их влияние на здоровье. ЗОЖ и его составляющие. Утомление, переутомление, их признаки и меры предупреждения. Статическая и динамическая работа мышц. Контроль, за физическими нагрузками, по их пульсу (ЧСС) измерение силы кисти по силомеру. Динамометр.

ФК и спорт — одно из средств подготовки к трудовой деятельности и воинской службе Утомление и переутомление, их признаки, меры предупреждения. Значение физической культуры для совершенствования психофизической природы человека. Реакция организма на различные физические нагрузки. Основные приемы самоконтроля. Физическая культура в семье.

Выстраивая систему работы «ученик — 2 учителя», рассмотрим её как проект совместной деятельности.

Цель проекта:

  1. создать условия мотивированного практического применения учеником знаний, навыков и умений по теме: «Влияние физических упражнений на мышцы рук»;
  2. дать школьнику возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Условия реализации проекта:

  1. Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к ученику в учебно-воспитательном процессе;
  2. Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника «учителя двух предметов — учащегося», активизировать восприятие учебного материала, методы наблюдения, эмоциональную и логическую память, воображение;
  3. Воспитание у школьника умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных ситуациях;
  4. Консультации учителей физической культуры и биологии;
  5. Оценка результатов тренировок;
  6. Самооценка здоровья учащимся.

Участники проекта:

  1. Барышникова Т. В. — учитель физической культуры;
  2. Федоренко И. Г. — учитель биологии;
  3. Стариков Андрей — учащийся 10 класса.

Этапы проекта:

  1. Интегрированный бинарный урок биологии и физкультуры по теме: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы». 8-й класс;
  2. Выбор ученика или группы учеников, характеристика и оценка возможностей;
  3. Постановка задачи ученику;
  4. Инструкции выполнения упражнений;
  5. Практическая работа;
  6. Оценка результатов;
  7. Подготовка учебно-исследовательской работы учеником и его участие в школьной ученической конференции.

Эффективность достигается и правильным выбором методики урока и взаимодействием с учеником.

Системно-деятельностный подход.

Личностно-ориентированное обучение.

  1. Интегрированный бинарный урок биологии и физкультуры по теме:

«Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы» (8-й класс).

Цель — изучить влияние физических упражнений на сердечнососудистую систему.

Задачи — учащиеся должны знать принципы работы сердечнососудистой системы человека; как и для чего измеряют пульс и артериальное давление. Уметь применять эти знания на практике.

Содержание урока. Была проведена круговая тренировка, где был дан подбор определенных физических упражнений. Замер пульса до нагрузки и после, а также измерение артериального давления, осмотр кожного покрова. После чего все данные были занесены в дневник самоконтроля и практическую работу. На уроке биологии тщательно разобраны все данные по теме: «сердце», «кровеносная система». В процессе урока было применено оборудование: секундомеры, прибор для измерения артериального давления (тонометр), листы самоконтроля, учебные таблицы «Сердце», «Влияние физических упражнений на развитие сердечной мышцы», спортивный инвентарь, выполнение практической работы по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки и измерение артериальное давление до и после нагрузки.

Интеграция заключается в слиянии или перетекание одного предмета в другой, изучение одной темы урока.

Роли: учителя 1, учителя 2, учеников.

БарышниковаТ.В.учитывать состояние здоровья и функциональную возможность школьников, их физическую подготовленность, индивидуальные способности, а так же степень предшествующих нагрузок. Предоставить материал для исследования (тонометр), дневник самоконтроля.

ФедоренкоИ.Г. — провести самостоятельную работу, на тему: кожный покров, изменения при нагрузке, кровеносная система.

Результаты урока: проведение самостоятельной работы и занесение результатов в лист самоконтроля по теме: пульс, кровеносная система. Умение измерить пульс и артериальное давление.

Личностныеувидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Предметные:

 Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в учебно-воспитательном процессе;

 Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника «учителя двух предметов — учащиеся», активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение;

 Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных ситуациях.

Метапредметные:

 сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Осознание учащимися взаимосвязи учебных предметов в формировании всего спектра ожидаемых от образовательного процесса результатов, интеграция на уровне содержания учебного материала различных школьных предметов и методики преподавания обеспечивает формирование метапредметных результатов.

Желание принять участие в проекте изъявил Андрей Стариков, учащийся 10б класса. Занимается атлетической гимнастикой и общей физической подготовкой.

  1. Андрей Стариков — астеник, школьник со слабой мускулатурой, трудно наращивать силу и объем мышц.

Гармоничность телосложения характеризуется показателями, который вычисляется по формуле: Окружность грудной клетки (см)*100. Рост (в см). Показатель 50–55 характеризует среднее развитие, больше — отличное, меньше — недостаточное.

Примерные соотношения при нормальном телосложении следующие:

 окружность шеи больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;

 окружность бедра в полтора раза примерно больше окружности голени;

 окружность голени примерно равна окружности напряженного бицепса.

Таблица 3

Антропометрическиеданные Старикова Андрея: 2014 год

Окружность грудной клетки 89*100=52,1.

Рост — 182 см.

Окружность бедра — 55 см.

Окружность голени — 36 см. Окружность напряженного бицепса — 33 см.

Окружность шеи — 30 см, запястье — 14 см.

Окружность талии — 78 см.

Антропометрическиеданные Старикова Андрея: 2015 год

Окружность грудной клетки 91*100 =55,1

Рост — 189 см

Окружность бедра — 57 см > Окружность голени — 38 см.

Окружность голени 38 см = окружность напряженного бицепса — 36 см.

Окружность шеи — 34 см >

Запястье — 16 см<

Окружность талии — 78 см

  1. Постановка задачи ученику.

Провести исследование влияния на физическое развитие юноши 16 лет физических упражнений с учетом анализа состояния здоровья и мышечной системы на основании знаний по биологии.

  1. Инструкции выполнения:
    1. Инструкция № 1. Силовые тренажеры.

Занятия на тренажерах под руководством тренера. Силовые тренажеры, упражнения с отягощениями.

4.2. Инструкция № 2. Самостоятельные занятия.

Самостоятельно заниматься физическими упражнениями надо регулярно, оптимально чередуя допустимые нагрузки с необходимым отдыхом. Типичным является однодневный интервал отдыха при трехразовых занятиях в неделю. Лучшим временем для занятий являются от 10 до 13 ч. и от 16 до 20 ч.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями требуют проведения индивидуального контроля, за состоянием организма и физической подготовленностью. Это система наблюдений за состоянием своего здоровья, физического развития, физической работоспособности и их изменением под влиянием занятий физической культурой и спортом.

4.3. Инструкция № 3. Самоконтроль.

  1. Индивидуальный контроль при занятиях физическими упражнениями состоит из наблюдений и анализа объективных и субъективных показателей организма, к объективным относятся показатели, которые можно измерить. К субъективным показателям являются самочувствие, настроение, чувство утомляемости и усталости, желание и нежелание заниматься физическими упражнениями, нарушение сна, аппетита и т. д.
  2. Наблюдения проводятся утром — после сна, до и после очередного занятия, а также утром следующего дня, для выявления последствий занятий занятия и быстроты восстановления организма.

Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать влияние физических упражнений на организм, правильно планировать нагрузку и регулировать нагрузку и предупреждает состояние переутомления.

Результаты индивидуального контроля за состоянием организма и физической подготовленностью фиксируется занимающимися в дневнике самонаблюдения.

Во время занятий физическими упражнениями необходимо учитывать особенности телосложения занимающихся.

4.4. Инструкция № 4. Рекомендации.

Чтобы добиться результатов, астеникам рекомендуется уменьшить количество повторений, одновременно увеличить вес снаряда.

Поэтому нужно совмещать общую физическую подготовку и атлетическую гимнастику. В настоящее время в оздоровительной физической культуре широкое применение получили различные тренажеры и тренажерные установки. Которые помогают избавиться от лишнего веса, приобрести красивую осанку, укрепить сердечную мышцу, развить выносливость и силу мышц.

4.5. Инструкция № 5. К самостоятельно выполняемым упражнениям атлетической гимнастикой.

Это система упражнений с отягощениями, направленная на укрепление здоровья, развитие силы, создание красивого, гармоничного телосложения.

В качестве средств атлетической гимнастики используются упражнения с весом собственного тела, гантелями, штангой, различными силовыми тренажерами.

Упражнения с отягощениями обязательно следует сочетать с различными физическими упражнениями динамического характера и упражнения на растяжку и расслабление. Силовые упражнения должны охватывать все группы мышц, но акцент следует делать на более слабые группы мышц. Около 40 % веса тела приходиться на мышцы. Мышцы — это основа двигательной системы. Названия скелетных мышц связанны с их формой и функциями.

Любая мышечная ткань способна к сокращению и расслаблению. Нагрузкой на мышцы можно эффективно регулировать не только энергообмен, но и общий обмен веществ в организме. А их состояние и определяет уровень нашего здоровья.

4.6. Инструкция № 6. Правила проведения занятий сотягощениями.

  1. Не поднимать тяжести, особенно от земли
  2. Не задерживать дыхания во время выполнения упражнений
  3. Не напрягать другие мышцы
  4. Работать плавно
  5. Не нервничать во время работы
  6. Выполнять упражнения точно, в указанной амплитуде
  7. Силовые упражнения с небольшим весом, требуют многократного повторения
  8. Надо начинать с небольших нагрузок, постепенно увеличивая вес
  9. Периодически менять темп упражнений
  10. Если чувствуешь усталость, сделать еще 1 упражнение и упражнение на расслабление
  11. Каждое упражнение нужно делать в обе стороны
  12. Не задерживать дыхание, но иногда с большим весом приходится задерживать дыхание, это не вредно
  13. Менять комплекс упражнений через месяц, постепенно меняя упражнения.
    1. Инструкция № 7. Методика применения упражнений, стимулирующие увеличения мышечной массы.
      1. Применяемые отягощения должны быть достаточно велики
      2. Величина мышечных напряжений не должна быть предельно большой, в противном случае суммарная величина выполненной работы будет невелика
      3. Продолжительность выполнения упражнений на отдельном занятии должна быть относительно небольшой
    1. Упражнение должно вызвать достаточно большое, но не предельное мышечное напряжение
    2. Кратковременным
    3. Наиболее типичным является медленное выполнение упражнений.
  1. Практическая работа ученика

Показатели Андрея Старикова, учащегося 10 в класса школы № 98, с 5.10.2015–23.11.2015 г.

В наблюдениях был использован: ручной силомер (динамометр) показатели соответствующие 16–17 лет: норма — 32.6–52, высокий — 52.4 и выше

Рис. 2.

Оценка.

Наблюдение за два года выявило положительный эффект воздействия силовых упражнений на физическое развитие учащегося, увеличение объема и тонуса мышечной массы.

Проделана следующая работа:

  1. проведены исследования антропометрических данных за 2 года;
  1. проведены исследования за два месяца, при обязательных условиях соблюдения; режима дня, режима питания, режима тренировок с обязательным набором упражнений влияющих на развитие силы мышц;
  2. самостоятельные тренировки под наблюдением и консультациями преподавателя физической культуры и биологии;
  3. личные результаты повысились за два года на 80 %.

После чего была проведена подготовка учебно-исследовательской работы учеником и его участие в школьной ученической конференции, проект ученика Старикова Андрея смотреть в приложении.

Личностные, метапредметные, предметные результаты— достигнуты.

Личностныеувидели результаты своего труда и получили от него радость и удовлетворение.

Предметные:

 Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в учебно-воспитательном процессе;

 Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника «учителя двух предметов — учащиеся», активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение;

 Умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных ситуациях.

Метапредметные:

 сформировано умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 определили общую цель и путь её достижения; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В ходе создания иреализации индивидуального школьного проекта Андрей Стариков проявил умения:

  1. Умение пользоваться теоретическими знаниями;
  2. Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  1. Личные результаты повысились за два года на 80 %.Самостоятельные занятия и самоконтроль помогает анализировать влияние физических упражнений на организм.

Вывод: учебно-исследовательская работа Старикова Андрея заслужила высокую оценку жюри школьного ученического научного общества как пропагандирующая здоровый образ жизни. Эта работа оказалась актуальной для одноклассников Андрея, вызвала уних живой интерес, послужила примером для занятий физическими упражнениями.

Основная направленность индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями— повышение функционального состояния организма ифизической подготовленностью

Самостоятельные занятия исамоконтроль помогает анализировать влияние физических упражнений на организм. Правильно планировать ирегулировать нагрузку ипредупреждать состояние переутомления.

Главный принцип выполнения упражнений для развития силы мышц— делать каждый подход возможно большее количество раз, до отказа. Завершить нашу работу можно напутствием занимающимся.

Пусть эти принципы будут для них близкими и понятными (А. Н. Воробьев, Ю. К. Сорокин):

  1. Мышцы даны не для любви, а для работы.
  2. Атлет не тот, кто исповедует принципы атлетизма, а тот, кто воплощает их в жизнь.
  3. Сила и здоровье становятся еще прекрасней, если их озаряет свет истинного трудолюбия.
  4. Сегодня быть лучше, чем вчера, завтра лучше, чем сегодня.
  5. Железо делает чудеса, но воля и упорство сделают еще больше.

«Всегда выбирайте самый трудный путь— на нем вы не встретите конкурентов» (Де Голль).

Глоссарий.

Интеграция — педагогический процесс сближения и связи учебных предметов на уровне содержания и методической деятельности учителей.

Межпредметные связи — учащиеся осознают связь физической культуры с остальными общеобразовательными предметами.

Метапредметные результаты — это система умений, знаний, а также индивидуальный итоговый проект, который представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности. Способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Универсальные учебные действия — личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Литература:

  1. В. Н. Максимова «Межпредметные связи в процессе обучения!» М., «Просвещение», 2000 г.
  2. В. Белов «О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы». Журнал «Учитель» № 6, 2000 г.
  3. Л. П. Николаева, Д. В. Колесов «Уроки профилактики наркомании в школе», издательство НПО «МОДЭК». М., 2000 г.
  4. «Комплексная программа по физической культуре», М., 2007 г.
  5. А. Смирнов, Б. Мишин, П. Ижевский «Учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности», М., 2007 г.
  6. Учебные программы по валеологии, биологии, физике (действующие в данное время).
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
  8. Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре и ОБЖ.
  9. Концепция преподавания физической культуры. «Вестник образования», Москва, № 1, 2006.
  10. Рыбалко В. Валеология — ОБЖ. Программа интегрированного курса // ОБЖ. — 1997 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle