Библиографическое описание:

Кургузов А. В. Информационно-правовые аспекты использования средств автоматического выявления и фиксации нарушений в области дорожного движения // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 516-519.



В статье рассматриваются вопросы использования средств автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движение. Проводится анализ действующего законодательства регламентирующего эту деятельность.

Ключевые слова: административная ответственность, средства фотовидеофиксации, дорожно-транспортные происшествия.

В современном мире жизнь без автомобильного транспорта уже не представляется возможной. Количество автомобилей на Земле стремительно увеличивается, в том числе и в России. Так на дорогах нашей страны число автомототранспортных средств увеличивается на сотни тысяч в год. С ростом числа автомобилей вырастает и риск возникновения аварий. Ежегодно на дорогах России гибнут десятки тысяч людей, а счет пострадавшим идет уже на сотни тысяч. Так по официальной статистике ГИБДД МВД России в 2015 году на территории Российской федерации произошло 184 тыс. ДТП (в 2014–199 тыс.) в которых погибло 23 тыс. человек (в 2014–27 тыс. человек) и ранено 231 тыс. человек (в 2014–252 тыс. человек) [1]. За последние десять лет в дорожно-транспортных происшествиях получило ранения более 3 млн. человек [2]. За тот же период погибло более 350 тыс. человек. Большинство пострадавших и погибших это трудоспособное население, которое приносило доход государству: эти люди были заняты на производствах и предприятиях, платили налоги. Из-за потери такого количества жителей страны государство терпит колоссальные экономические и демографические убытки.

Главная причина высокого уровня аварийности в России — это несоблюдение как пешеходами, так и водителями требований Правил дорожного движения. На основании официальных данных ГИБДД МВД России можно сделать вывод, что основной причиной аварийности в Российской Федерации является умышленное нарушение ПДД водителями. Среди нарушений правил дорожного движения водителями самыми частыми причинами совершения ДТП являются: превышение установленного скоростного режима, выезд на встречную полосу движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, управление транспортным средством в состоянии опьянения. Все эти виды нарушений правил дорожного движения, за исключением управление транспортным средством в состоянии опьянения, можно зафиксировать с использованием комплексов автоматической фиксации правонарушений. Самым распространенным видом нарушением правил дорожного движения является превышение скорости, поэтому на территории Российской Федерации больше всего получили распространение комплексы, которые предназначены для фиксации именно этого вида нарушений. Также существуют комплексы позволяющих фиксировать и другие виды нарушений правил дорожного движения: нарушение правил проезда перекрестков, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп — линию, выезд на встречную полосу движения, нарушения правил стоянки или парковки.

В зависимости от размещения выделяется три вида комплексов фиксации нарушений:

1) Стационарные комплексы — размещаются над участками дорог на инженерных сооружениях (мостах, эстакадах, надземных пешеходных переходах), мачтах наружного освещения либо на специально возведенных конструкциях (консолях, фермах). Место установки выбирается с учетом наличия участка повышенной аварийности. Особенность данного вида комплексов заключается в том, что они постоянно находятся в одном и том же месте и работают обычно в круглосуточном режиме.

2) Передвижные комплексы — размещаются на обочине дороги на специальных стойках или штативах. Конструкция этих приборов позволяет одному — двум сотрудникам ГИББД легко и оперативно менять место дислокации устройства. Место установки выбирается с учетом оперативной обстановки и наличия очагов аварийности на участке дороги. После каждой установки комплекса на новое место сотруднику ГИБДД необходимо внести в прибор информацию о месте установки и направлении контроля (встречное или попутное).

3) Мобильные (портативные) комплексы — размещается в патрульном автомобиле или на мотоцикле сотрудников ДПС, в руках или на штативе с возможностью оперативной передислокации. Мобильные средства фотофиксации используется для быстрого реагирования на образование очагов аварийности в режиме реального времени. Они позволяют вести надзор за нарушителями в двух режимах: автоматическом и ручном. Для использования прибора в автоматическом режиме необходимо, чтобы прибор был неподвижен и закреплен на штативе, а в ручном режиме инспектор ДПС самостоятельно наводит его на движущийся автомобиль и включает функцию измерения скоростного режима.

В октябре 2013 года Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» [3]. На реализацию этой программы предполагается в течение восьми лет выделить более 33,6 млрд. рублей. Из этих средств более 5 млрд. рублей (то есть почти 15 %) планируется использовать на оснащение системами автоматического контроля и выявления нарушений правил дорожного движения улично-дорожной сети городов и иных населенных пунктов, дорог регионального и муниципального значения. Главной заявленной целью оснащения этими системами дороги страны является повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД МВД России. Желание выделить такие значительные средства показывает, что руководство страны и руководство МВД считают использование комплекса автоматической фиксации административных правонарушений эффективным средством в борьбе с ними.

При использовании средств автоматической фиксации важна реализация принципа неотвратимости наказания. За 1 час инспектор используя портативный прибор сможет зафиксировать и остановить в лучшем случае 5–6 транспортных средств, водители которых нарушили скоростной режим, в то время как стационарный или передвижной комплексы позволяют зафиксировать всех нарушителей. В части 3 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что лицо при привлечении его административной ответственности освобождается от обязанности доказывать свою невиновность. Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в эту статью 1.5 КоАП РФ были внесены изменения, закрепившие примечание к этой статье. Его суть заключается в том, что в случае фиксации административных правонарушений «работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи» [4] не действует норма части 3 статьи 1.5 КоАП РФ. При реализации этой нормы на практике могут возникнуть некоторые проблемы. Это связано с тем, что возникает противоречие со статьей 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников» [5]. Этим же Федеральным законом в КоАП РФ добавлена новая статья 2.6.1 «Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств». Согласно этой статье в случае фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи к административной ответственности привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не дано понятия собственника (владельца) транспортного средства. Приведем определения из справочной литературы.

Собственник — субъект собственности, физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности [6].

Владелец — физическое или юридическое лицо, владеющее вещами, имуществом, ценностями, благами [7].

Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное) [8]. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Лицо становится собственником транспортного средства с момента подписания договора купли-продажи и передачи ему транспортного средства. Таким образом получается, что лицо является собственником независимо от того зарегистрировано ли транспортное средство в Государственной инспекции безопасности дорожного движения или нет. После подписания договора купли-продажи и передачи транспортного средства новому собственнику вся ответственность за его регистрацию в ГИБДД лежит на нем. Это связано с тем, что согласно действующему административному регламенту регистрации автомототранспортных средств [9] снятие с регистрационного учета транспортного средства не предусмотрено. В настоящее время возможна только регистрация автомобиля на нового собственника с одновременным снятием с прежнего владельца. Новый собственник сам должен обратиться в ГИББД для подачи заявления о регистрации автомобиля. Бывает так, что он не торопится этого делать. Остановимся на том, какие сложности из-за этого могут возникнуть у прежнего владельца.

Вынесение постановления по делу об административном нарушении, зафиксированному автоматическими средствами фиксации, происходит в автоматизированном режиме. Процесс формирования постановления об административном правонарушении контролирует оператор, а специальная программа позволяет ускорить процесс обработки фотоизображений. Каждый снимок отображается у оператора на мониторе, после чего предлагается визуально сверить корректность автоматического распознанного государственного регистрационного знака. В случае подтверждения программа формирует запрос на получение данных о собственнике транспортного средства в Федеральную информационно-справочную систему ГИБДД (далее ФИС ГИБДД). В ФИС ГИБДД содержатся сведения обо всех зарегистрированных транспортных средствах на территории Российской Федерации. Если после подписания договора купли-продажи новый собственник не произвел регистрацию автомобиля в Госавтоинспекции, то в электронных ресурсах ГИБДД в качестве собственника будет значиться предыдущий владелец. На основании полученных сведений из ФИС ГИБДД сотрудник центра автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее ЦАФАПОДД) вынесет постановлении о взыскании штрафа в отношении прежнего собственника. В результате чего возникает ситуация, при которой бывший владелец получит по почте постановление по делу об административном правонарушении, которого он не совершал.

Для исключения возникновения вышеописанной ситуации ГИБДД МВД России предлагает прежним владельцам автомобиля по истечении 10 дней после подписания договора купли-продажи прийти в ближайшее регистрационное подразделение Госавтоинспекции и проверить переоформил ли новый собственник на себя транспортное средство. В том случае, если этого не произошло, ему необходимо написать заявление о прекращении регистрации транспортного средства. В этом случае государственные регистрационные знаки, свидетельство о регистрации транспортного средства заносятся в Федеральную базу розыска похищенной и утраченной специальной продукции. Предполагается, что в этом случае у собственника должны возникнуть «большие проблемы». По факту все выглядит несколько иначе.

Проблемы у нового собственника могут возникнуть только в том случае, если его остановит сотрудник ГИБДД. За последние годы в структуре МВД прошли большие сокращения, в том числе и в ГИБДД, вследствие чего вероятность встретить на дороге сотрудника ГИБДД очень низка. В результате получается, что водитель будет ездить по дорогам и нарушать правила дорожного движения безнаказанно, кроме того он будет уклоняться от уплаты транспортного налога.

У этой проблемы есть и правовой аспект. Согласно ч. 1 ст. 2.61 КоАП РФ к ответственности должен привлекаться собственник транспортного средства. По факту получается, что сотрудники центра автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения привлекают к ответственности лиц, являющихся собственниками в соответствии со сведениями, содержащимися в федеральных информационных учетах ГИБДД. Как ранее мы выяснили, данные о том, кто является собственником на момент правонарушения, не всегда совпадают со сведениями содержащимися в учетах ГИБДД. Некоторые исследователи предлагают внести изменения в п. 1 ст. 2.61 КоАП РФ в следующей формулировке «в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности, выступает собственник (владелец), на имя которого транспортное средство зарегистрировано в установленном законодательстве порядке» [10]. Такая формулировка точнее отражает суть административного производства при выявлении правонарушения средствами фотовидеофисации, используемого на практике в настоящее время.

Литература:

  1. По итогам прошедшего года в России зарегистрировано снижение основных показателей аварийности // Официальный сайт Госавтоинспекции. URL: http://www.gibdd.ru/news/federal/2133541/ (дата обращения: 15.03.2016).
  2. Заседание президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51506 (дата обращения: 15.03.2016).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 № 864 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» // «Собрание законодательства РФ», 14.10.2013, № 41, ст. 5183.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016) // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=195052 (дата обращения: 21.03.2016).
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 6-е изд. — 2011: ИНФРА-М, 2011. — 512 с.
  7. Там же.
  8. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189590 (дата обращения: 15.03.2016).
  9. Приказ МВД России от 07.08.2013 N 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=152842 (дата обращения: 15.03.2016).
  10. А. В. Кузнецов Привлечение к административной ответственности за нарушение ПДД при использовании средств автоматической фиксации // Психопедагогика в правоохранительных органах — 2013 — № 4(55) — С. 73

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle