Библиографическое описание:

Чегаева Е. А. Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 343-346.



Возрастной кризис представляет собой особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой.

Как указывает Д. Б. Эльконин, в предшествующий кризису стабильный период формируется то или иное новообразование, которое обусловлено всем предыдущим ходом развития ребенка, но именно в критический период оно проявляется и происходит субъективация способностей, и ребенок становится способным проявлять данное новообразование. Изменения, происходящие внутри ребенка в период кризиса и вне его — в социальной ситуации развития отражаются в его переживаниях.

Структура кризиса включает в себя три фазы: предкритическую, критическую, посткритическую. Л. И. Божович выделяет среди отличительных особенностей протекания кризиса трех лет выделяют: негативизм, упрямство, стремление к самостоятельности, обесценивание взрослых и т. д. [1].

Поддержка выступает как сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающее при сопереживании и получении помощи.

Эффективность педагогической поддержки в период кризиса 3 лет зависит от педагогических условий, реализуемых в процессе ее оказания: организации поддержки ребенка, повышения компетентности педагогов, взаимодействия с родителями.

Целью формирующего этапа исследования являлась реализация условий педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет.

Задачами формирующего этапа выступали:

  1. Установление контакта с ребенком, активизация потребности в общении.
  2. Снятие психоэмоционального напряжения
  3. Формирование навыков взаимодействия у детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками.
  4. Организация взаимодействия с родителями.

В раннем возрасте дети характеризуются тесной эмоциональной связью с родителями. В связи с этим организация педагогической поддержки основывается также на сотрудничестве, направленном на формирование конструктивных норм взаимодействия, развития у родителей эмоционального принятия ребенка, сопереживания ему, гармонизацию детско-родительских взаимоотношений. Организация экспериментальной работы осуществлялась нами, на основе разработанной программы оказания педагогической поддержки детям раннего возраста в период кризиса 3 лет.

В соответствии с выделенными условиями педагогической поддержки мы выстраивали работу поэтапно. Всего при организации педагогической поддержки мы выделили 3 этапа: установочно-коммуникативный, продуктивный, рефлексивный.

На установочно-коммуникативном этапе основной задачей является установление контакта с родителями и детьми. Для этого используются разнообразные формы работы. На данном этапе также осуществлялась работа с родителями, направленная на установление взаимодействия, а также на повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста.

Основной задачей продуктивного этапа являлось непосредственно создание условий для преодоления кризисных проявлений. В соответствии с этим, с детьми проводились занятия, с родителями были использованы такие формы как, лекторий, дискуссионный клуб и т. д.

Заключительным являлся рефлексивный этап, на данном этапе осуществлялся анализ кризисных проявлений в поведении детей путем повторной диагностики, а также анкетирование родителей для оценки произошедших с детьми изменений.

В ходе коммуникативно-установочного этапа мы создавали условия для включения детей в общение, что бы дальнейшая работа являлась продуктивной. На этом этапе осуществлялось знакомство с детьми, анализ особенностей их поведения в ходе наблюдения, установления контакта с каждым ребенком. Для этого были использованы такие формы работы, как коммуникативные игры, индивидуальные, групповые, с использованием игрушек, персонажей театра, а также индивидуальные беседы с ребенком. Для детей, которые испытывали трудности в общении, использовались такие формы работы как, диалоги от имени игрушки, упражнения «телефон», общение с посредником.

В процессе данной работы для нас было важно, чтобы все дети в группе включались во взаимодействие, испытывая при этом положительные эмоции. В ходе установления контакта с детьми, мы отметили что, определенная часть детей является более общительными, активными и легко вступает в контакт со взрослым. Другая часть детей испытывают разного рода трудности во взаимодействии со взрослыми, у детей проявляется застенчивость, тревожность у некоторых детей отмечаются черты демонстративности и конфликтности.

Используя разнообразные приемы на данном этапе, мы смогли установить со всеми детьми контакт для того, чтобы продолжить работу по оказанию поддержки в период кризиса.

Организация работы с родителями на этом этапе выстраивалась нами на основе проведения тренинга. В основу разработки данного тренинга была положена программа тренинга, рекомендованная Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной. Содержанием данного тренинга являлись 4 занятия, в ходе которых мы не только устанавливали контакт с родителями, но и формировали у родителей предоставление об особенностях развития детей раннего возраста, также формировали у родителей знания о том, какие трудности в общении проявляются у детей в период кризиса 3 лет, каким образом преодолевать в поведении такие проявления как тревожность, агрессивность и т. д.

В ходе работы с родителями мы смогли также проследить связь между особенностями поведения родителя, его отношением к ребенку и психологическими особенностями ребенка. Учитывая специфику детско-родительских отношений в каждой семье, мы смогли осуществлять индивидуальный подход к детям и при оказании педагогической поддержки точнее определять наиболее эффективные для каждого конкретного ребенка приемы. Поскольку, одним детям во взаимоотношениях с родителями не хватало эмоционального принятия, другим детям не хватало конструктивных форм взаимодействия.

По результатам данного этапа мы отметили, что были сформированы продуктивные взаимоотношения как с детьми, так и с родителями. Дети откликались на наше обращение, активно включались в игры, бесед. Родители стали представлять собой хорошую сплоченную рабочую группу. Это позволило нам перейти к следующему этапу работы.

На продуктивном этапе мы провели комплекс занятий для детей, в ходе которых мы уделили основное внимание снятию психоэмоционального напряжения у детей, развитию у них навыка взаимодействия со сверстниками, снижению проявлений тревожности и агрессивности. Программа занятий с детьми разрабатывалась на основе программ, предложенных О. В. Хухлаевой, А. С. Роньжиной, С. В. Крюковой.

В рамках данной работы на специально организованных занятиях мы использовали комплекс разнообразных приемов для оказания педагогической поддержки детям. В число этих приемов входили, вербальные приемы, такие как словесное поощрение, положительная оценка, создание ситуации успеха. Невербальные приемы, такие как, прикосновение, поглаживание, держание ха руку и т. д.

В ходе занятий мы предлагали детям, разнообразные задания, которые были направлены на выражение детьми своего эмоционального состояния в том или ином виде деятельности, снятие психоэмоционального напряжения через разнообразные двигательные упражнения, игры под музыку, психогимнастические этюды и т. д.

Для детей, которые используют определенные трудности в период кризиса 3 лет, связанные с повышенным негативизмом, демонстративностью, мы в процессе работы создавали условия для повышения уверенности в себе, познания себя, отмечали положительные стороны этих детей, акцентировали внимание на их возможностях, их умениях, старались привлекать детей к совместной деятельности давая им поручения и повышать их самооценку.

Снятию негативных проявлений в поведении способствовали игры, позволяющие выражать негативные эмоции, игры в которых предполагается символический разрушительный характер действий. Мы отмечали в процессе работы с детьми что дети, характеризующиеся повышенной агрессивностью с удовольствием, включались такие игры. Дети застенчивые требовали больше словесной поддержки, больше невербальных проявлений поддержки, это помогало им почувствовать себя более уверенно.

Мы в процессе работы использовали разнообразные игры, упражнения на развитие навыков взаимодействия между детьми, что также способствовало повышению уверенности в себе, развитию само принятия у детей.

Параллельно с данной работой мы вели работы с родителями, основной задачей которого было формирование представлений у родителей о сущности кризиса трех лет, о его проявлениях, а также о тех методах и приемах, которые позволят более эффективно взаимодействовать с ребенком в данный период.

В соответствии с этим, мы провели родительский лекторий, состоящий из трех занятий, на которых было рассмотрено понятие кризиса трех лет, были рассмотрены причины и проявления кризиса, а также особенности переживания кризиса детьми. Такая работа позволила углубить понимание родителями проблем детей, родители стали в поведении более терпеливы, более тактичны, что положительным образом отразилось на поведении детей в целом, они стали более спокойными, более активными во взаимодействии, у них стал преобладать положительный эмоциональный фон.

Для того, чтобы сформировать у родителей умения и навыки оказания поддержки детям в данный период мы использовали практические формы работы. В частности, мы провели дискуссионный клуб с родителями по проблемам конструктивных и не конструктивных форм взаимодействия с ребенком. Обсуждение этих форм оказало положительное влияние на разрушение у родителей некоторых стереотипных представлений, а также способствовало формированию более адекватного виденья происходящих в ребенке изменений.

Также на этом этапе мы провели занятия для родителей. В ходе практического занятия с родителями мы способствовали формированию у родителей конкретных умений связанных с освоением техники активного слушанья ребенка, освоения способов вербального не вербального проявления сопереживания ребенку, оказание ему поддержки и помощи.

Организация работы с педагогами включала в себя: наблюдение и анализ поведения детей, углубление знаний о сущности и симптомах кризиса 3 лет (консультации «Кризис 3 лет», «Проблемы в поведении детей 3 лет»), формировали навыки оказания педагогической поддержки (семинары-практикумы).

На рефлексивном этапе мы провели оценку эффективности проведенной работы с детьми, путем повторной диагностики, а также на итоговом занятии провели рефлексию с родителями, проанализировали, какие изменения родители отмечают в детях, в самих себе и провели анкетирование.

Для оценки результатов работы мы приступили к контрольному этапу. Результаты исследования показали, что количество детей, находящихся в предкритической фазе на контрольном этапе эксперимента уменьшилось на 35 %, количество детей, находящихся в критической фазе кризиса уменьшилось на 5 %, количество детей, находящихся в посткритической фазе кризиса увеличилось на 40 %. Это означает, что 40 % детей в результате проведенной нами работы смогли благополучно пройти данный возрастной кризис.

Таким образом, организация педагогической поддержки в период кризиса трех лет выступает важным фактором его успешного преодоления детьми.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. Московский социально-психологический институт, Воронеж: НПО «Модэк», 2011. — 352 с.
  2. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления [Текст] / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, «Флинта», 2009. — 129 с.
  3. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика 2009. — С. 60–77.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle